Шульгина, Альбина Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Екатерина Григорьевна Шульгина (до замужества Градовская ) — актриса и публицист, двоюродная сестра и первая жена В. В. Шульгина :683 .
Екатерина Григорьевна была дочерью коллежского советника , писателя и публициста Г. К. Градовского , принадлежавшего дворянскому роду литовско-русского происхождения . Она приходилась своему будущему мужу двоюродной сестрой — мать Шульгина и мать Градовской были родными сёстрами. Венчались Шульгин (на то время студент Императорского университета Святого Владимира ) и Градовская 20 января 1899 года (жениху — 21, невесте — 31 год) в . Поручителями при венчании выступили: податной инспектор 2-го участка города Киева, титулярный советник Сергей Григорьевич Градовский и потомственный дворянин Виталий Григорьевич Градовский, студент Университета Св. Владимира Андрей Дмитриевич Смирнов и дворянин Фёдор Николаевич Вуич . Местом венчания была выбрана удалённая от Киева Одесса, так как в Киеве венчание было невозможно ввиду близкого родства между молодыми.
Сотрудничала в газете «Киевлянин» — писала политические статьи под псевдонимами: Алексей Ежов, А. Ежов, Е. А. Вела в «Киевлянине» рубрику «Впечатления». Во время Гражданской войны член организации «Азбука» . В 1918 году — товарищ председателя киевского национально-культурного общества «Русь». В квартире Шульгиных в Киеве само-собой образовалось подпольное представительство Добровольческой армии. Во время власти красных в Одессе в 1919 году Шульгина была арестована одесской ЧК , но ей удалось спастись. В отряде Стесселя, во время эвакуации Одессы в феврале 1920 года она была медсестрой, в то время как её муж и оба её живых сына были в отряде бойцами. Как и большинство членов отряда Шульгины выбраться за границу не смогли и были вынуждены остаться в Советской России. Шульгину с сыновьями удалось летом 1920 года перебраться в белый Крым, а Екатерина Григорьевна осталась в красной Одессе .
Позже Шульгин выяснил, что его жена жива (она как-то дала о себе знать за границу) и смог за какие-то деньги организовать её побег на Запад из Советской России. В январе 1922 года Е. Г. Шульгина с документами на имя крестьянки Орловской губернии А. К. Тереховой пересекла советско-польскую границу .
В 1920-х годах входила в Политический семинар, созданный П. Б. Струве в Праге. Была членом Союза русских писателей и журналистов в Чехословакии .
В 1923 году дала согласие на развод с В. В. Шульгиным, что б тот мог венчаться со своей второй женой — . С последней у Екатерины Григорьевны, по воспоминаниям Шульгина, установились ровные, даже приятельские отношения. Проживала в столице Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев Белграде.
Покончила жизнь самоубийством. В её роду были психически больные люди. Так, её отец под конец жизни стал почти умалишённым. Сама Екатерина Григорьевна была неуравновешенна, склона к депрессивным состояниям, часто впадала в беспричинную грусть. Как вспоминал В. В. Шульгин, она иногда просила его: «Я, может быть, когда-нибудь сойду с ума. Так я тебя прошу: не отдавай меня в сумасшедший дом». Психическое состояние Екатерины Григорьевны ухудшилось в тот период, как вспоминал об этом В. В. Шульгин, из-за сложных отношений между ней и первой женой младшего сына Дмитрия.
В 1934 году, в середине апреля, когда весенний разлив Дуная заполняет прилегающие к основному руслу низины, она села на пароход и отправилась в городок Панчево, оставив записку «Прости меня, что я причиняю тебе такое горе, но это необходимо. Пришло время. В течение всей моей жизни Ормузд и Ариман боролись за мою душу…», адресованную сыну Дмитрию. Сойдя с парохода она отправилась на берег Дуная и, связав предварительно себе платком ноги у лодыжек и руки, затянув на них узел зубами, легла на землю и покатилась в воду озера, образованного разливом. По другой версии её гибели она бросилась с моста через Дунай в городе Панчево, предварительно связав себе ноги. Через несколько дней её тело было найдено ниже по течению реки и опознано родственниками. Похоронена в Любляне.
В Государственном архиве Российской Федерации в фондах личного происхождения хранится фонд Е. Г. Шульгиной (№ Р5974, опись 2), поступивший в архив в 1946 году из пражского Русского заграничного архива , включающий 138 единиц хранения за 1922—1925 годы. В фонд входят черновые заметки по истории римского права, землеустройства в Советском Союзе, о положении русского студенчества в Чехословакии и другие, очерки, рукописные записки «Конспект моих политических переживаний (1903—1922)» (без даты), «Возвращение» (1922), «1917» (1922), «Клевета» (1925) и другие; а так же её личные документы: членский билет Союза русских писателей и журналистов в Чехословацкой Республике, заявление в Комитет по улучшению быта русских писателей и журналистов в Чехословацкой Республике о выдаче ссуды. Письма Е. Г. Шульгиной Н. Ф. Преображенскому, П. Б. Струве и другие, письма от В. А. Лазаревского, Л. Ф. Магеровского и другие .