Туринская плащаница
- 1 year ago
- 0
- 0
Шемя́кина плащани́ца ( подписная плащаница «Положение во гроб» 1444 года :13, 14 ) — возду́х XV века , являющийся вкладом Дмитрия Юрьевича Шемяки , его жены Софьи Дмитриевны и сына Ивана в Юрьев монастырь Великого Новгорода :193 . Хранится в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике (в 2003 году инвентарный номер — ДРТ 20 ) :30 .
Возду́х несёт изображение Христа во гробе, оплакиваемого четырьмя склонёнными за гробом ангелами с рипидами :30 :193 . Одной из отличительных черт Шемякиной плащаницы является редкий среди памятников древнерусского шитья иконографический извод «Положения во гроб» — символический , в котором около гроба Христа изображены лишь ангелы и отсутствуют исторические персонажи :13, 14 . Плащаница шита разноцветными некручёными шелками «в раскол» и пряденными золотными и серебряными нитями «в прикреп». Фон — оливковая тафта , зашитая синими кручёными шёлковыми нитями :14, 30 . На кайме плащаницы пряденными золотными нитями по оливковому атласу вышита почерком XIX века надпись, которая повторяет содержание утраченной древней вкладной «летописи» :31 :193, 195 :
В лето 6957 индикта 7 как был великий князь Дмитрии Юриевичь в Великом Новегороде и повелением великаго князя наряжен бысть сии воздух в храм святаго великомученика Георгия того же лета месяца августа в 23 день благоверною и его великою княгинею Софьею и при сну благоверном князе Иване и положен бысть в церкви святаго великомученика Христова Георгиа в Великом Новегороде в Юриеве манастыре при архиепискупе Великого Новагорода Евфимии при архимандрите Мисаиле за оставление грехов и спасения ради душ наших и нашим детем и внучатом и правнучатам в сем веце и в будущем аминь
Между средником (центральной частью) возду́ха и краевой надписью вшита кайма чёрного шёлка с изображением символов евангелистов и поясными фигурами святых в медальонах:
В 1815 году архимандрит Амвросий (Орнатский) в VI томе указывал плащаницу в перечне «примечательнейших вещей» Юрьева монастыря :749, 751 . Архимандрит Амвросий опубликовал также древнюю «летопись», совпадающую с текстом надписи XIX века, и привёл размеры плащаницы: длина 2 аршина 11 вершков , ширина 1 аршин 11 вершков :751, 752 .
Андрей Муравьёв в первой половине XIX века упоминал плащаницу среди «драгоценных по своей древности» предметов, хранившихся в ризнице Юрьева монастыря :521 . Михаил Толстой в 1862 году писал о «недавнем возобновлении плащаницы» :193 . Как отмечает Валентин Янин , «трогательное соседство изображений святых Анны и Фотия» указывает на время возобновления плащаницы: архимандритство Фотия (между 1822 и 1838 годами), или позднее, но до кончины в 1848 году графини Анны Орловой-Чесменской :193 . При поновлении плащаницы в XIX веке был заново зашит синим кручёным шёлком фон, появились вставки нового шёлкового и золотного шитья, средник был окружён чёрной шёлковой каймой с фигурами святых и надписью, воспроизводящей первоначальную вкладную «летопись» :14, 30 .
В 1925 году плащаница поступила из Юрьева монастыря в древлехранилище Новгородского музея :5, 31 . С августа 1994 года включена в экспозицию «Древнерусское лицевое и орнаментальное шитьё» Новгородского государственного объединённого музея заповедника :6, 21 .
Руководствуясь указанием текста надписи, исследователи относили плащаницу к 23 августа 1449 года . При этом существующая надпись не анализировалась с точки зрения достоверности передачи утраченного древнего текста. Кроме того, как правило, не учитывались два обстоятельства: 6957 году соответствует не седьмой, а двенадцатый индикт , и тот факт, что общий смысл надписи несёт на себе отпечаток припоминания («Как был великий князь Дмитрии Юриевичь в Великом Новегороде…»). Анализируя хронологию летописных известий о жизни Дмитрия Юрьевича и его семьи, в частности — их пребывании в Великом Новгороде, В. Л. Янин пришёл к следующим выводам.
, поддерживая датировку В. Л. Янина, отмечает также, что 23 августа 1444 года выпадало на воскресенье — подходящий день для совершения торжественного вклада плащаницы. Однако, по мнению А. Г. Боброва, шитая надпись с именованием Дмитрия Юрьевича «великим князем» уже была на плащанице в момент вклада, поскольку в 1444 году Шемяка посетил Новгород в качестве одного из двух великих князей-соправителей Руси :522, 523 .