Interested Article - Шемякина плащаница

Шемя́кина плащани́ца ( подписная плащаница «Положение во гроб» 1444 года :13, 14 ) — возду́х XV века , являющийся вкладом Дмитрия Юрьевича Шемяки , его жены Софьи Дмитриевны и сына Ивана в Юрьев монастырь Великого Новгорода :193 . Хранится в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике (в 2003 году инвентарный номер — ДРТ 20 ) :30 .

Описание

Возду́х несёт изображение Христа во гробе, оплакиваемого четырьмя склонёнными за гробом ангелами с рипидами :30 :193 . Одной из отличительных черт Шемякиной плащаницы является редкий среди памятников древнерусского шитья иконографический извод «Положения во гроб» символический , в котором около гроба Христа изображены лишь ангелы и отсутствуют исторические персонажи :13, 14 . Плащаница шита разноцветными некручёными шелками «в раскол» и пряденными золотными и серебряными нитями «в прикреп». Фон — оливковая тафта , зашитая синими кручёными шёлковыми нитями :14, 30 . На кайме плащаницы пряденными золотными нитями по оливковому атласу вышита почерком XIX века надпись, которая повторяет содержание утраченной древней вкладной «летописи» :31 :193, 195 :

В лето 6957 индикта 7 как был великий князь Дмитрии Юриевичь в Великом Новегороде и повелением великаго князя наряжен бысть сии воздух в храм святаго великомученика Георгия того же лета месяца августа в 23 день благоверною и его великою княгинею Софьею и при сну благоверном князе Иване и положен бысть в церкви святаго великомученика Христова Георгиа в Великом Новегороде в Юриеве манастыре при архиепискупе Великого Новагорода Евфимии при архимандрите Мисаиле за оставление грехов и спасения ради душ наших и нашим детем и внучатом и правнучатам в сем веце и в будущем аминь

Между средником (центральной частью) возду́ха и краевой надписью вшита кайма чёрного шёлка с изображением символов евангелистов и поясными фигурами святых в медальонах:

Из истории плащаницы

В 1815 году архимандрит Амвросий (Орнатский) в VI томе указывал плащаницу в перечне «примечательнейших вещей» Юрьева монастыря :749, 751 . Архимандрит Амвросий опубликовал также древнюю «летопись», совпадающую с текстом надписи XIX века, и привёл размеры плащаницы: длина 2 аршина 11 вершков , ширина 1 аршин 11 вершков :751, 752 .

Андрей Муравьёв в первой половине XIX века упоминал плащаницу среди «драгоценных по своей древности» предметов, хранившихся в ризнице Юрьева монастыря :521 . Михаил Толстой в 1862 году писал о «недавнем возобновлении плащаницы» :193 . Как отмечает Валентин Янин , «трогательное соседство изображений святых Анны и Фотия» указывает на время возобновления плащаницы: архимандритство Фотия (между 1822 и 1838 годами), или позднее, но до кончины в 1848 году графини Анны Орловой-Чесменской :193 . При поновлении плащаницы в XIX веке был заново зашит синим кручёным шёлком фон, появились вставки нового шёлкового и золотного шитья, средник был окружён чёрной шёлковой каймой с фигурами святых и надписью, воспроизводящей первоначальную вкладную «летопись» :14, 30 .

В 1925 году плащаница поступила из Юрьева монастыря в древлехранилище Новгородского музея :5, 31 . С августа 1994 года включена в экспозицию «Древнерусское лицевое и орнаментальное шитьё» Новгородского государственного объединённого музея заповедника :6, 21 .

Датировка

Руководствуясь указанием текста надписи, исследователи относили плащаницу к 23 августа 1449 года . При этом существующая надпись не анализировалась с точки зрения достоверности передачи утраченного древнего текста. Кроме того, как правило, не учитывались два обстоятельства: 6957 году соответствует не седьмой, а двенадцатый индикт , и тот факт, что общий смысл надписи несёт на себе отпечаток припоминания («Как был великий князь Дмитрии Юриевичь в Великом Новегороде…»). Анализируя хронологию летописных известий о жизни Дмитрия Юрьевича и его семьи, в частности — их пребывании в Великом Новгороде, В. Л. Янин пришёл к следующим выводам.

  • Изготовление и вклад плащаницы в Юрьев монастырь семьёй Дмитрия Юрьевича относится к 1444 году.
  • Оригинальная шитая надпись была сделана позднее, но, вероятно, до февраля 1456 года , когда Софья Дмитриевна покинула Великий Новгород
  • Первоначальная дата шитой надписи — 6952 (1444) год: очевидно, с течением времени были утрачены нити, составлявшие вертикальную линию последней цифры годовой даты В (2), что привело к превращению её в З (7) :195—197, 199, 202 .

, поддерживая датировку В. Л. Янина, отмечает также, что 23 августа 1444 года выпадало на воскресенье — подходящий день для совершения торжественного вклада плащаницы. Однако, по мнению А. Г. Боброва, шитая надпись с именованием Дмитрия Юрьевича «великим князем» уже была на плащанице в момент вклада, поскольку в 1444 году Шемяка посетил Новгород в качестве одного из двух великих князей-соправителей Руси :522, 523 .

Примечания

  1. Игнашина Е. В. . — Великий Новгород: Моби Дик, 2003. — 128 с. 21 января 2022 года.
  2. Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. — М. : Высшая школа, 1977. — 240 с.
  3. . Новгородский музей-заповедник . Архивировано из 26 октября 2008 года.
  4. Амвросий (Орнатский Андрей Антонович). . — М. : В Синодальной Типографии, 1815. — 1148 с. 11 декабря 2015 года.
  5. Муравьёв А. Н. Путешествие по святым местам русским. В двух частях. Репринтное воспроизведение издания 1846 года. — М. : Книга — СП «Внешиберика», 1990. — 692 с. — ISBN 5-212-00572-8 .
  6. Бобров А. Г. // Труды Отдела древнерусской литературы. — СПб. , 2014. — Т. 63 . — С. 516—540 . 17 октября 2021 года.

Литература

  • Амвросий (Орнатский Андрей Антонович). . — М. : В Синодальной Типографии, 1815. — 1148 с.
  • Бобров А. Г. // Труды Отдела древнерусской литературы. — СПб. , 2014. — Т. 63 . — С. 516—540 . 17 октября 2021 года.
  • Игнашина Е. В. . — Великий Новгород: Моби Дик, 2003. — 128 с.
  • Муравьёв А. Н. Путешествие по святым местам русским. В двух частях. Репринтное воспроизведение издания 1846 года. — М. : Книга — СП «Внешиберика», 1990. — 692 с. — ISBN 5-212-00572-8 .
  • Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. — М. : Высшая школа, 1977. — 240 с.

Ссылки

  • . Новгородский музей-заповедник .
Источник —

Same as Шемякина плащаница