Interested Article - Калигула в культуре и искусстве

Образ третьего древнеримского императора Калигулы (Гай Юлий Цезарь Август Германик) в культуре и искусстве сформировался под влиянием негативных оценок современников. Калигула долгое время воспринимался как безумный император, склонный к тирании и сладострастию.

Античность

Основными историческими источниками по правлению Калигулы являются сочинения Луция Аннея Сенеки (вероятно, был знаком с императором лично), Филона Александрийского (встречался с ним, возглавляя делегацию александрийских евреев), Иосифа Флавия , Гая Светония Транквилла и Диона Кассия , но все они настроены к императору весьма отрицательно. Часто ссылавшийся на примеры из современной ему эпохи Сенека относился к Калигуле с неприкрытой неприязнью . Личность императора вызывает антипатию и у Филона . Описание правления Калигулы Иосифом Флавием характеризуются морализаторством в ущерб точности и непротиворечивости сообщаемых сведений . Светоний, построивший биографию Калигулы на противопоставлении немногочисленных положительных деяний и обширного перечня зверств, нередко пересказывал слухи об императоре, хотя в его распоряжении были и официальные документы . Описанию Калигулы-чудовища он уделил вдвое больше места, чем перечислению заслуг императора . Единственным автором, оставившим хронологически последовательное изложений событий в правление Калигулы с некоторыми отступлениями, был Дион Кассий, чья 59-я книга, впрочем, сохранилась со значительными лакунами. Он относился к Калигуле резко отрицательно, осуждая даже те его мероприятия, которые счёл разумными Светоний .

Средние века

Новое время

На протяжении всего нового и новейшего времени сравнения с известным персонажем древнеримской истории обычно носили негативный характер. Так, гуманист Марк Антуан Мюре , призывая слушателей своих лекций искать параллели с современностью не в республиканской, а в более близкой по духу императорской эпохе, напоминал им, что даже в правление Тиберия, Калигулы и Нерона жили добрые и благоразумные люди. Он также не нашёл в современной ему Европе ни одного правителя, который смог бы сравниться с этими тремя «плохими» императорами . Жан де Лафонтен сравнил Льва, главного героя басни « », с Калигулой . Ориентируясь на пример Лукиана , Франсуа Фенелон написал «Диалоги мёртвых», в которых известные исторические личности обсуждают различные вопросы. В «Диалогов» Калигула и Нерон сравнивают свои правления, которые закончились для них неожиданно и катастрофически . В 1672 году Калигула впервые стал главным героем оперы «Калигула в бреду» ( Caligula delirante ) , в которой показывалось безумие правителя . Проблему негативных последствий неограниченной власти постарался раскрыть в 1698 году в трагедии «Калигула» драматург . В 1704 году либретто Доменико Гисберти легло в основу оперы Георга Филиппа Телемана «Гай Калигула» с почерпнутыми из античных источников рассказами о безумии, подражании Юпитеру, любви к Луне и приёме афродизиака .

В начале XIX века правление Калигулы неоднократно становилось источником вдохновения во французской драматургии: пьесы по мотивам его жизни написали , Теофиль Марион Дюмерсан , Шарль д’Утрепон и Александр Дюма-отец . В 1822 году британский депутат- виг Генри Петти-Фицморис, 3-й маркиз Лансдаун критиковал высокие, по его мнению, налоги в Великобритании, проводя параллели с желанием Калигулы купаться в золоте . Александр Пушкин в оде « Вольность » сравнил Павла I с Калигулой . В памфлете 1894 года «Калигула. Исследование о безумии римского императора» Людвиг Квидде попытался связать подчинение населения и самовозвеличивание правителя, однако сочинение было воспринято как сатира на правление кайзера Вильгельма II и на царившие в современной автору Германии нравы . Сцену убийства Калигулы пересказал Август Стриндберг в исторической миниатюре «Кровожадный зверь» (1905 год) . В 1917 году польский драматург написал психологическую драму «Гай Цезарь Калигула» . У Ростворовского Калигула впервые выступает не как сумасшедший, а лишь как глубоко порочный человек .

Современность

В 1938 году Альбер Камю начал писать пьесу «Калигула» (закончена в 1944 году), в которой император показан стремящимся к полному раскрепощению личности, но пришедшим к «полному нигилизму и внутреннему краху» .

В конце 1940-х и начале 1950-х распространение агрессивно антикоммунистического движения маккартизма в американской публицистике неоднократно сравнивалось с римской историей. Опальный сценарист Альберт Мальц перенёс это сравнение в сюжет художественного фильма 1953 года « Плащаница ». Калигула в его интерпретации действует в духе маккартизма, а преследуемыми оказываются христиане . И «Плащаница», и роман Роберта Грейвса « Я, Клавдий » (1934; телеэкранизация в 1976), и фильм « Калигула » Тинто Брасса (1979) представляют Калигулу как безумного правителя, хотя все вышедшие в этот период академические биографии носили в той или иной степени апологетический характер .

Ирландский историк Дэвид Вудс полагает, что литературный сюжет о «назначении» коня Инцитата консулом отражён в комиксах о Судье Дредде , где Главный Судья Кал ( англ. Cal ) сделал своим заместителем аквариумную рыбку .

Калигула в произведениях искусства и массовой культуры

Литература

Театр и музыка

Фильмы

Художественные фильмы

Документальные фильмы

  • 2006 — « » (Хорватия) режиссёра Домагоя Бурича. Калигуле посвящена первая серия .
  • 2009 — « » (Канада) режиссёров Оскара Чана и Энди Уэбба.
  • 2012 — «Калигула: 1400 дней террора» (США) автора сценария и режиссёра Брюса Кеннеди. В роли Калигулы — Лоуэл Бирс.
  • 2012 — «The Secret Life of...» (Канада, Великобритания), 4 серия 1 сезона.
  • 2013 — «Калигула. Что это было» (Великобритания) с ведущей Мэри Бирд .
  • 2019 — третий сезон докудрамы « » (Канада, США). Роль Калигулы исполнил Идо Дрент.
  • «Калигула: нездоровая страсть императора» (Украина) из цикла «В поисках истины».

Примечания

  1. , с. 23.
  2. , с. 24.
  3. , с. 24—25.
  4. , p. 8.
  5. , с. 26.
  6. Grafton A. The new science and the traditions of humanism // The Cambridge Companion to Renaissance Humanism / Ed. by J. Kraye. — Cambridge: Cambridge Univrsity Press, 2004. — P. 217.
  7. Weil K. Caligula // Historische Gestalten der Antike. Rezeption in Literatur, Kunst und Musik. — Der Neue Pauly. Supplemente, Bd. 8. — Stuttgart; Weimar: J.B. Melzer Verlag, 2013. — Sp. 234.
  8. Weil K. Caligula // Historische Gestalten der Antike. Rezeption in Literatur, Kunst und Musik. — Der Neue Pauly. Supplemente, Bd. 8. — Stuttgart; Weimar: J.B. Melzer Verlag, 2013. — Sp. 235.
  9. Butler S. Britain and Its Empire in the Shadow of Rome: The Reception of Rome in Socio-Political Debate from the 1850s to the 1920s. — London: Bloomsbury, 2012. — P. 34.
  10. Нечкина М. Павел I // Путеводитель по Пушкину. — М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1931. — С. 268.
  11. Weil K. Caligula // Historische Gestalten der Antike. Rezeption in Literatur, Kunst und Musik. — Der Neue Pauly. Supplemente, Bd. 8. — Stuttgart; Weimar: J.B. Melzer Verlag, 2013. — Sp. 236.
  12. Витт В. В. Ростворовский // Краткая литературная энциклопедия. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. — Т. 9: Аббасзадэ — Яхутль. — 1978. — Стб. 667.
  13. Weil K. Caligula // Historische Gestalten der Antike. Rezeption in Literatur, Kunst und Musik. — Der Neue Pauly. Supplemente, Bd. 8. — Stuttgart; Weimar: J.B. Melzer Verlag, 2013. — Sp. 237.
  14. Ильинская О. И. Камю // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. — Т. 3: Иаков — Лакснесс. — 1966. — Стб. 351—352.
  15. Malamud M. Ancient Rome and Modern America. — Malden; Oxford: Wiley—Blackwell, 2009 — P. 212.
  16. , p. 9.
  17. Woods D. Caligula, Incitatus, and the Consulship // Classical Quarterly. — 2014. — Vol. 64 (2). — P. 772.
  18. . Дата обращения: 19 ноября 2017. 6 октября 2016 года.

Литература

  • Баррет Э. Калигула. — М. : ТЕРРА—Книжный клуб, 1999. — 432 с.
  • Ferrill A. Caligula: Emperor of Rome. — London: Thames and Hudson, 1991. — 185 p.
Источник —

Same as Калигула в культуре и искусстве