Ивашка из Дворца пионеров
- 1 year ago
- 0
- 0
Студиоло дворца Бельфиоре ( итал. Studiolo di Belfiore ) — помещение дворца Бельфиоре близ Феррары , принадлежавшего дому Эсте (сгорел в 1662 году). -ди-Бельфиоре дало название циклу из девяти картин, ставших первым самостоятельным произведением художников Феррарской школы . Одно из первых студиоло эпохи Ренессанса.
Дворец Бельфиоре был выстроен по приказанию Альберто V д’Эсте в конце XIV века. Он стоял посреди садов и охотничьих угодий маркиза. Маркиз Лионелло д'Эсте распорядился добавить палаццо ещё один этаж, здесь он задумал устроить свой личный кабинет — место для уединения и отдыха, размещения библиотеки и своей коллекции редкостей и драгоценностей. Такое помещение стало впоследствии неотъемлемой частью ренессансного дворца, называемого студиоло. Однако студиоло Лионелло предназначалось также для приёма высокопоставленных гостей. О намерении создать студиоло в Бельфиоре он сообщал своему учителю Гуарино да Верона в письме от 5 ноября 1447 года. Назначение студиоло отражала программа его украшения — здесь должны были быть отражены не только интересы и увлечения маркиза как частного лица, но и доблести, характеризующие его как правителя. Программу декорации студиоло разработал Гуарино да Верона .
Для студиоло Лионелло в 1447 году был заказан цикл из девяти аллегорических картин с изображениями девяти муз, законченный уже при Борсо д'Эсте . Для каждой из муз Гуарино сочинил латинскую эпиграмму при этом он использовал комментарий Иоанна Цеца к поэме Гесиода « Труды и дни » и истолковал образы муз достаточно расширительно. Так, Талия (муза комедии и лёгкой поэзии) и Полигимния (муза торжественных гимнов) у Гуарино — создательницы сельского хозяйства, муза Эрато — в греческой мифологии покровительница любовной поэзии — отвечает также за любовь и брак .
Первым из художников к работе был привлечён ( итал. Angelo Maccagnino ) из Сиены , кисти которого в настоящее время уверенно приписывают изображения Клио и Мельпомены , не дошедшие до наших дней. Гуарино считал его талант равным талантам Пизанелло и Джентиле да Фабриано . Уже много лет после смерти Лионелло, во время правления Борсо д’Эсте, согласно сохранившимся документам, между 1459 и 1463 годами для студиоло работал важнейший представитель феррарской школы Козимо Тура .
Студиоло также декорировали резчики по дереву Ардуино да Баизо, Криcтофоро и Лоренцо да Лендинара — вероятно, студиоло Лионелло было украшено интарсией , как позднее студиоло Федериго да Монтефельтро в Урбино и Изабеллы д’Эсте в Мантуе .
Коннотация муз очень странна и изобилует не вполне понятными аллюзиями, далёкими от традиционной иконографии. Например, Полигимния , традиционно муза торжественных гимнов, ассоциирована с сельским хозяйством. Та же иконография была повторена в капелле Муз и Свободных искусств ( итал. Tempio Malatestiano ) в Римини .
Дворец погиб при пожаре 1662 года, и в настоящее время известно 8 из 9 картин, которые рассеяны по музеям мира:
Изображение | Муза | Размер |
Автор
(предположительно) год создания |
Музей | Комментарий Гуарино |
---|---|---|---|---|---|
Не сохранилась | Клио | Historiis famamque e facta vetusta reservo | |||
Эрато (?) | 122x72 см |
при участии Козимо Туры , иначе соответственно «Второй» и «Первый» художники студиоло Бельфиоре, ок. 1450 г. |
Connubia et rectos mortalibus adolit amores | ||
Урания | 122x72 см |
неизвестный художник
круга Козимо Туры , 1455 |
Национальная пинакотека Феррары | Signa poli, varias naturas monstro viasque | |
Терпсихора | 117,5x81 см |
при участии Козимо Тура |
Музей Польди-Пеццоли | Ista choris aptat saltus ad sacra deorum | |
Талия | 136x82 см |
( итал. Michele Pannonio ), 1456–1457 |
Музей изобразительных искусств (Будапешт) | Platandi leges per me novere coloni | |
Эвтерпа | 105x38,7 см | неизвестный художник | Музей изобразительных искусств (Будапешт) | Tibia concentus hac praemonstrante figurat | |
Мельпомена | 105x38,3 см | неизвестный художник | Музей изобразительных искусств (Будапешт) | Haec vivos cantus et duleia carmina format | |
Полигимния | 115x71 см |
Франческо Косса
(?)
или неизвестный художник круга Козимо Туры |
Берлинская картинная галерея | Haec docuit segetes accuens mortalia corda | |
Каллиопа | 116x71 см | Козимо Тура | Лондонская Национальная галерея | Materiam vati et vocem concedo sonantem |