Interested Article - Чёрная мадонна

Икона Чёрной Мадонны Ченстоховской

Чёрная мадонна — в католическом религиозном искусстве и почитании обозначение картины или статуи, изображающей Деву Марию ( мадонну ) с ликом крайне тёмного оттенка. Для такого исполнения может использоваться как чёрная краска, так и различные виды чёрного дерева или камня. Наиболее известный пример — Ченстоховская икона Божией Матери , которую в просторечии и называют «Чёрной мадонной» ( польск. Czarna Madonna ).

Ранее высказывались предположение, что тёмный цвет лица и рук на некоторых средневековых изображениях Девы Марии вызван случайными причинами — например, возрастом статуй и картин либо длительным воздействием чада горящих свечей. Однако ныне у искусствоведов сложилось мнение, что такой цвет кожи Богородицы был выбран художниками умышленно; на это, в частности, указывает тот факт, что чёрный цвет покрывает лишь участки кожи, но не одежды либо предметы второго плана.

Согласно иносказательному прочтению Песни песней , прообразом Богоматери можно считать возлюбленную царя Соломона , которая говорит о себе: «Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня;…» ( Песн. ). В Вульгате это место звучит как « Nigra sum sed formosa ». Эта цитата иногда встречается на изображениях Чёрной мадонны; впрочем, не всегда ясно — не была ли она добавлена в более поздние времена. В греческой Септуагинте соответствующее место звучит как « μέλαινά εἰμι ἐγὼ καὶ καλή », что можно перевести «Я черна и прекрасна». Споры теологов вызвали разночтения в последней фразе, которую переводили также как «Я черна, но прекрасна».

В XX веке некоторые исследователи пытались найти связь между Чёрными мадоннами христианства и чёрными статуями античных божеств, довольно распространённых среди религиозных культов древности. В частности, в таких образах зачастую выступали на протяжении тысячелетий богини земли, плодородия и материнства в ближневосточном треугольнике Египет — Малая Азия — Месопотамия (великие богини Кибела , Иштар и Исида ). Отсюда эта религиозная традиция развивалась как в западном, греко-италийском направлении (древнегреческие Артемида , Деметра , древнеримская Церера ), так и в восточном (чёрная индийская Кали ). Аналогичные примеры, повлиявшие впоследствии на возникновение почитания христианской Чёрной мадонны, можно обнаружить и в германском и кельтском религиозных культах (богиня Фрейя и другие). Современные исследования почитания Богоматери указывают на весьма древние корни этого культа, уходящие в глубину традиции, имеющую на Востоке многотысячелетнюю историю.

Наиболее ранние изображения Чёрной мадонны — это скульптуры из дерева (реже — из камня), созданные в романский культурный период. Появление их в совершенно определённое время в значительном количестве в самых отдалённых друг от друга уголках Европы пока не нашло научного объяснения. Одной из гипотез является следующая: Чёрные мадонны появились в Европе (в частности, во Франции) во время Крестовых походов и были завезены из стран Ближнего Востока. Большую роль в этом сыграли рыцари — тамплиеры . Все эти статуи были созданы до XIII столетия и обладают рядом общих внешних примет: высота около 70 см, прямо сидящие, прямой взгляд больших глаз, устремлённый вдаль. Руки или пальцы — чрезмерно длинны. На коленях они держат также глядящего вдаль младенца. Младенец рукой благословляет либо держит в ней шар, подразумевающий яблоко либо земной мир. Лицо у младенца не детское, а взрослого мужчины.

В более поздний период ( барокко ) Чёрная мадонна изображается, как правило, стоя. Многие из древних изображений были уничтожены во время потрясавших Европу религиозных войн и последовавших за ними революций. В настоящее время культ Чёрной мадонны весьма распространён в центральной и южной Франции (здесь они наиболее изучены), на западе и юго-западе Германии, в Испании и Италии.

К числу наиболее известных относятся Ченстоховская икона Божией Матери в Польше, Феодоровская икона Божией Матери в России, Чёрная Дева Монсерратская в Каталонии, Бенратская мадонна в Германии, а также мадонна из Айнзидельнского аббатства в Швейцарии.

См. также

Литература

  • Thierry Wirth: Les Vierges noires. Symboles et Réalités. Éditions Oxus, Escalquens u. a. 2009, ISBN 978-2-84898-119-2 ( Spiritualités ).
  • Wojciech Kurpik: Częstochowska Hodegetria. Wydawnictwo Konserwatorów Dzieł Sztuki u. a., Łódź-Pelplin 2008, ISBN 978-83-7380-610-8
  • Małgorzata Oleszkiewicz-Peralba: The Black Madonna in Latin America and Europe. Tradition and Transformation. University of New Mexico Press, Albuquerque NM 2007, ISBN 978-0-8263-4102-0 .
  • Brigitte Romankiewicz: Die schwarze Madonna. Hintergründe einer Symbolgestalt. Patmos, Düsseldorf 2004, ISBN 3-491-72483-X .
  • Sigrid Früh, Kurt Derungs (Hrsg.): Die Schwarze Frau. Kraft und Mythos der schwarzen Madonna. Unionsverlag, Zürich 2003, ISBN 3-293-20265-9 ( Unionsverlag-Taschenbuch 265).
  • Margrit Rosa Schmid: Schwarz bin ich und schön. Das Geheimnis der schwarzen Madonna. Schweizerisches Jugendschriftenwerk, Zürich 2002, ISBN 3-7269-0512-X ( Stiftung Schweizerisches Jugendschriftenwerk. SJW 2180).
  • Franz Siepe: Fragen der Marienverehrung. Anfänge, Frühmittelalter, Schwarze Madonnen. Mantis, Gräfelfing 2002, ISBN 3-928852-22-1 .
  • Jean-Pierre Bayard: Déesses mères et vierges noires. Répertoire des Vierges noires par département. Éditions du Rocher, Monaco 2001, ISBN 2-268-04048-8 .
  • Roland Bermann: Réalités et mystères des vierges noires. 2e éd. rev. et augmentée. Éditions Dervy, Paris 2000, ISBN 2-84454-066-X .
  • Jacques Bonvin: Vierges noires. La réponse vient de la terre. Dervy, Paris 2000, ISBN 2-84454-057-0 .
  • Sophie Cassagnes-Brouquet: Vierges noires. Éditions du Rouergue, Rodez 2000, ISBN 2-84156-223-9 .
  • Daniel Castille: Le mystère des vierges noires. Virgini pariturae. JMG, Agnières 2000, ISBN 2-912507-35-9 ( Démons et merveilles ).
  • Sigrid Früh, Kurt Derungs (Hrsg.): Schwarze Madonna im Märchen. Mythen und Märchen von der Schwarzen Frau. ed. amalia, Bern 1998, ISBN 3-905581-07-8 ( Librino ).
  • Ursula Kroell: Das Geheimnis der Schwarzen Madonnen. Entdeckungsreisen zu Orten der Kraft. Mit Fotos von Roland Kroell. Kreuz-Verlag, Stuttgart 1998, ISBN 3-7831-1660-0 .
  • Carl Sargent, Marc Gascoigne: Schwarze Madonna. Heyne, München 1996, ISBN 3-453-11880-4 ( Der Shadowrun-Zyklus 23), ( Heyne-Bücher 6, Heyne-Science-fiction & Fantasy 5539 — Science-fiction ).
  • Jacques Huynen: L'énigme des vierges noires. 2e éd. Éditions Garnier, Chartres 1994, ISBN 2-908974-01-0 .
  • Raymond W. LeMieux: The black madonnas of France. Carlton Press, New York NY 1991, ISBN 0-8062-4037-7 .
  • Ean Begg: Die unheilige Jungfrau. Das Rätsel der Schwarzen Madonna. Ed. Tramontane, Bad Münstereifel 1989, ISBN 3-925828-10-9 .
  • Émile Saillens: Nos vierges noires. Leurs origines. Les éditions universelles, Paris 1945 ( Connaissance de l’homme 1).
  • Hans Weber-Lutkow: Die schwarze Madonna. Geschichten aus Kleinrussland. Österreichische Verlagsanstalt, Linz u. a. 1901.

Ссылки

Источник —

Same as Чёрная мадонна