Interested Article - Он (фильм, 1953)

« Он » ( исп. Él ) — чёрно-белая мексиканская драма, снятая режиссёром Луисом Бунюэлем по одноимённому роману испанской писательницы . Премьера фильма состоялась 9 июля 1953 года в конкурсе Каннского кинофестиваля . Своей фетишистской тематикой и запутанной структурой с развёрнутыми флешбэками «Он» предвещает последующий фильм Бунюэля — « Попытка преступления » (1955).

Сюжет

Франсиско, немолодой богатый холостяк, никогда не имевший связи с женщиной, придерживается строгих принципов и регулярно ходит в церковь. Именно там его внимание привлекают красивые ножки и невинно-покорное выражение лица Глории. Франсиско ставит целью сделать её своей женой и после настойчивых ухаживаний добивается этого. Он предан жене, но сам одержим чувством ревности , которое доводит его до помешательства. Жизнь Глории превращается в ад, а её знакомые не хотят в это верить и помочь вырваться из сетей мужа-тирана. Однажды ночью Франциско берёт флакончик с эфиром , иголку и нитки и отправляется к постели спящей жены, чтобы навсегда зашить её влагалище и тем самым положить конец своим тревогам .

В ролях

  • Артуро де Кордова — Франсиско
  • Делия Гарсес — Глория
  • Аврора Уокер — донна Эсперанса
  • Карлос Мартинес Баэна — Веласко, священник
  • Рафаэль Банкельс Рикардо
  • Фернандо Касанова — Белтран
  • Луис Беристайн — Рауль Конде
  • Мануэль Донде — Пабло
  • Роберто Мейер
  • Хосе Пидаль

В титрах не указаны

  • Леон Барросо — слуга
  • Антонио Браво — гость
  • Чель Лопес — эпизод
  • Хосе Муньос — эпизод
  • Мануэль Касануэва — эпизод
  • Альваро Матуте — эпизод

Съёмочная группа

Анализ

Бунюэль говорил, что герой фильма его интересует «не более, чем какой-нибудь жук или малярийный комар» . Как свидетельствует название фильма, Франсиско — лишь частное проявление патриархального порядка , который формирует его и оправдывает его ненормальность . Рупорами этого миропорядка в фильме выступают священник и мать Глории. Парадокс в том, что вуайер , садомазохист и фетишист в одном лице ведёт вполне респектабельный образ жизни и более уважаем обществом, чем его невинно-добродетельная супруга. Однако его « Я » не выдерживает конфликта между разнонаправленными силами супер-Эго (католическая мораль) и Оно (извращённые сексуальные фантазии) . По словам режиссёра, Франсиско «всё больше и больше воспринимает окружающий мир сквозь призму своей одержимости, пока наконец вся его жизнь не начинает вращаться вокруг неё. К примеру, стоит женщине сыграть что-то на пианино, как ему приходит в голову, что это сигнал любовнику, ожидающему её во дворе» . На протяжении первой части фильма режиссёр исподволь подготавливает зрителя к погружению вместе с главным героем в пучину безумия. Зритель должен идентифицироваться с ним, чтобы воспринимать безумные выходки Франсиско как нечто само собой разумеющееся .

Значение

В фильме «Он» Луис Бунюэль одним из первых в истории кино представил зарождения и развития паранойи , в данном случае — на почве ревности. Зритель ставится на место главного героя и вместе с ним воспринимает мир в искажённом виде — начиная с фетишистской фиксации внимания на женских ногах (включая ритуал омовения ног в церкви) и заканчивая иллюзией тотального заговора окружающих. Жак Лакан считал описание симптомов паранойи в фильме настолько точным, что демонстрировал его студентам на курсах психиатрии .

Премьера фильма в Каннах вызвала оторопь. На премьере случайно оказались ветераны войны, пришедшие на какой-то патриотический фильм, и они подняли в зале улюлюканье. В киноведческой литературе отмечается, что «Он» предвещает « Головокружение » А. Хичкока (1958) как тематикой (мужчина тщетно преследует женщину своей мечты и пытается подчинить её своей воле), так и отдельными элементами фабулы (сцена на колокольне) . Считается, что картина оказала влияние на становление художественного метода Романа Поланского и Карлоса Сауры .

Номинации

Номинация на Гран-при Каннского кинофестиваля 1953 года — Луис Бунюэль .

Примечания

  1. Дж. Розенбаум . от 16 ноября 2012 на Wayback Machine
  2. Hitchcock’s Rereleased Films: from Rope to Vertigo (ed. Walter Srebnick). Wayne State University Press, 1991. Page 144.
  3. Marvin D’Lugo. The Films of Carlos Saura: The Practice of Seeing . Princeton University Press, 1991. ISBN 9780691008554 . Pages 69-70.
  4. Gwynne Edwards. A Companion to Luis Buñuel . ISBN 9781855661080 . Page 73.
  5. . Дата обращения: 28 мая 2011. 1 февраля 2014 года.
  6. Evans, Peter William. The Films of Luis Buñuel: Subjectivity and Desire . Clarendon Press, 1995. Page 114.
  7. Williams, Linda. «Film madness: the uncanny return of the repressed in Polanski’s The Tenant.» // Cinema Journal Vol XX nr 2 (Spring 1981). Pp. 63-73.

Ссылки

Рецензии

Источник —

Same as Он (фильм, 1953)