Interested Article - Лунд, Джон
- 2020-02-18
- 1
Джон Лунд ( англ. John Lund ; 6 февраля 1911 — 10 мая 1992 ) — американский киноактёр, наиболее известный ролями в фильмах 1940-50-х годов. Свои наиболее значимые роли Лунд сыграл в фильмах « Каждому своё » (1946), « Зарубежный роман » (1948), « » (1948), « У ночи тысяча глаз » (1948), « Не её мужчина » (1950), « » (1951) и « Высшее общество » (1956).
Биография
Ранние годы
Джон Лунд родился 6 февраля 1911 года в Рочестере , штат Нью-Йорк , он был одним из семи детей в семье иммигранта из Норвегии , который работал стеклодувом . Беспокойный и проблемный ученик, в 14 лет Джон бросил школу, после чего перепробовал много занятий, в частности, был продавцом содовой, плотником и табельщиком в родном Рочестере . Известная журналистка Хедда Хоппер добавила, он работал помощником плотника, разгружал рефрижераторы, работал на фабрике электротоваров и фабрике по пошиву костюмов, на оптической фирме, был курьером, но нигде не задерживался более чем на три недели .
Актёрская карьера Лунда началась, когда друг уговорил его сыграть роль в местной постановке пьесы «В ожидании Лефти». После нескольких небольших ролей в летнем театре он переехал в Нью-Йорк , надеясь найти работу в рекламном агентстве. Пока он её искал, ему предложили принять участие в промышленном шоу на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке . В результате в театрализованном капустнике «Парад железных дорог» Лунд сыграл несколько ролей, включая пьяного старателя, плакальщика на похоронах Авраама Линкольна , только что прибывшего шведского иммигранта, индейского вождя, торговца шнурками и ещё троих персонажей .
Бродвейская карьера
Работа на выставке привела к началу актёрской карьеры, и уже в 1941 году Лунд выступал в бродвейской постановке шекспировской комедии « Как вам это понравится », а также на радио в таких программах, как «Капеллан Джим», «Университетский театр NBC в эфире» и «Театр кинорежиссёров» . Год спустя Лунд написал сценарий и тексты песен музыкального ревю «Новые лица 1943 года», которое шло на Бродвее в 1942-43 годах, выдержав 94 представления. Сам Лунд исполнил в ревю несколько ролей, вместе с ним в спектакле сыграла несколько ролей и его будущая жена Мэри . За этими работами последовали музыкальная комедия «Рано в постель» (1943-44, 380 представлений) и военная драма «Горячее сердце» (январь-июнь 1945, 204 представления) . Игра в роли Янка в спектакле «Горячее сердце» принесла актёру восторженные отклики критики, и привела к шестилетнему контракту с Paramount Pictures .
Кинокарьера
В своём первом фильме, мелодраме « Каждому своё » (1946) Лунд сыграл роль лётчика-аса Второй мировой войны , у которого вспыхивает страстный роман с английской девушкой Джозефин ( Оливия де Хэвиленд ). Лётчик гибнет на фронте, а у Джозефин рождается его внебрачный сын (роль взрослого сына также сыграл Лунд) . По словам Берта А. Фолкарта из « Лос-Анджелес Таймс », фильм «получил немало восторженных откликов за разработку темы незаконнорожденных детей в то время, когда внебрачные сексуальные связи редко становились предметом обсуждения, особенно, на экране» . За игру в этом фильме де Хэвиланд была удостоена премии Оскар как лучшая актриса, а сценаристы получили номинацию на эту награду . Как написала современный критик кино Маргарита Ландазури, для исполнения «роли сына светлые волосы Лунда перекрашивали в каштановый цвет, и его манера игры для каждого из двух персонажей была совершенно различной». По её словам, «Лунд был хорошим актёром, но он не ещё не привык к законам кино, и потому с трудом справляется с поставленными задачами» .
Роль управляющего гастролирующим театром в его втором фильме, биографической драме « » (1947) с Бетти Хаттон в главной роли, по словам Хоппер, «не принесла Лунду ни вреда, ни пользы» . Зато следующий фильм « Зарубежный роман » (1948), по мнению Хоппер, «в полной мере оправдал возлагавшиеся на Лунда надежды» . Действие этой романтической комедии Билли Уайлдера происходит в Берлине , где герой Лунда, капитан армии США, разрывается между бывшей певицей из нацистского кабаре ( Марлен Дитрих ) и американской конгрессвумен, которая расследует её деятельность ( Джин Артур ) . Несмотря на хороший приём картины, она, по словам Хоппер, не сделала Лунда крупной звездой. Но уже в следующей картине, хитовой комедии « » (1948) Лунд, по мнению Хоппер, «превзошёл самого себя», продемонстрировав неожиданные комические способности в роли голливудского каскадёра, который выдаёт себя за эксцентричного родственника, чтобы помочь осаждаемой наследнице ( Ванда Хендрикс ) противостоять хищническим охотникам за её богатством . Впечатлённая его работами Хоппер выразила мнение, что «после трёх фильмов Джон Лунд — за исключением Берта Ланкастера — стал единственным новым мужским лицом, который сумел пробиться в закрытую корпорацию голливудских звёзд» .
Вслед за этими фильмами Лунд сыграл третью подряд главную роль в необычном фильме нуар с элементами фэнтези « У ночи тысяча глаз » (1948) . Здесь он предстал в образе жениха главной героини ( Гэйл Расселл ), который узнаёт о трагическом предсказании ясновидящего ( Эдвард Г. Робинсон ). По мнению журнала TimeOut , «если не считать вступительного эпизода картины — в котором Лунд спасает Расселл от самоубийства, в остальном эта экранизация великолепного романа Корнелла Вулрича откровенно разочаровала, постоянно выхолащивая его суть и лишая его мрачной одержимости. Если же рассматривать фильм в традиционном плане, то это вполне захватывающий психологический триллер, с прекрасной игрой Робинсона в роли человека, которого преследуют видения будущего» .
Год спустя Лунд сыграл в двух комедиях в паре с популярным дуэтом в составе Дина Мартина и Джерри Льюиса — « » (1949) и « » (1950), выступая в роли друга Ирмы в исполнении Мари Уилсон . Нуаровая мелодрама Митчелла Лейзена « Не её мужчина » (1950), вновь по роману Корнелла Вулрича , построена вокруг беременной героини ( Барбара Стэнвик ), которую выгнал её любовник. После гибели в катастрофе поезда случайной попутчицы она выдаёт себя за неё, входя в богатую и обеспеченную семью. В этой картине, как отмечает Variety , «Лунд хорошо справляется с ролью человека, который влюбляется в девушку, которая, как он думает, является вдовой его погибшего брата» .
Вслед за этим Лунд в паре с Джин Тирни сыграл новобрачных, сталкивающихся с классовыми препятствиями, в эксцентрической комедии Лейзена « » (1951) (хотя номинацию на Оскар получила Тельма Риттер за роль откровенной матери Лунда). Как позднее вспоминал режиссёр фильма Митчелл Лейзен, «Джин Тирни была необычайно хороша. С Джонни Лундом было всегда легко работать и я восхищался Тельмой Риттер. Они были просто чудесны, и всё было прекрасно до тех пор, пока не наступило время снимать сцены с участием Мириам Хопкинс ». Сам Лейзен получил премию Бронзовый медведь на Берлинском кинофестивале в категории «лучшая комедия» . В том же году Лунд сыграл ещё в одной комедии « » (1951), на этот раз в паре с Джоан Фонтейн , после чего последовала криминальная мелодрама « Стальной город » (1952) с Энн Шеридан .
Однако в целом после 1952 года карьера Лунда пошла на спад. Он ненадолго подписал контракт с Universal , но был понижен до игры в многочисленных рутинных вестернах, среди них «Укротитель необъезженных лошадей» (1952), «Битва на перевале апачей» (1952), « » (1953) с участием Брайана Донлеви и Одри Тоттер , «Белое перо» (1955) и «Вождь Безумный конь» (1955) . Вскоре он сыграл свою последнюю крупную роль скучного жениха, который уступает Грейс Келли сначала Фрэнку Синатре , а затем Бингу Кросби в картине Metro-Goldwyn-Mayer « Высшее общество » (1956), музыкальном ремейке очень успешного фильма студии 1940 года « Филадельфийская история » . После этого Лунд сыграл в военной драме « » (1956) с Уильямом Бендиксом и криминальной комедии « » (1957) , а позднее — в военной комедии « » (1960) с Джеком Леммоном в главной роли. Последним фильмом Лунда стала романтическая комедия « » (1962), где он сыграл богатого отца юной героини в исполнении Сандры Ди , которая влюбляется в фотографа ( Бобби Дарин ) .
Актёрское амплуа и анализ творчества
Как отмечено в биографии актёра на сайте Turner Classic Movies , Джон Лунд был «здоровым, невозмутимым, голубоглазым парнем нордической наружности» . По словам Берта А. Фолкарта из « Лос-Анджелес Таймс », «по-мальчишески красивая внешность позволяла актёру претендовать на главные роли, лучшие из которых выпали на начальный этап его карьеры в 1940-е годы» . Как указано в биографии актёра на сайте AllMovie , «начиная со своего дебюта в фильме „ Каждому своё “ (1946), Лунд играл главные роли в многочисленных фильмах на протяжении следующих десяти лет» . По мнению Фолкарта, более всего Лунда помнят по трём картинам — «Каждому своё» (1946), « Зарубежный роман » (1948) и « Высшее общество » (1956) .
Как отметил Уильям Граймс из « Нью-Йорк Таймс », Лунд в качестве исполнителя главных ролей играл с такими звёздами, как Оливия де Хэвиленд , Марлен Дитрих и Грейс Келли , он также играл с Бетти Хаттон , Барбарой Стэнвик , Джин Тирни , Энн Шеридан и Джоан Фонтейн . Однако, по мнению автора биографии актёра на сайте Turner Classic Movies , Лунд «никогда не излучал того магнетизма, который необходим, чтобы завладеть вниманием публики или сравниться со своими пылкими звёздными партнёршами» . С середины 1950-х годов, по мнению AllMovie , «Лунд стал получать роли в менее значимых фильмах и второсортные роли, после чего полностью ушёл из кино, став успешным голливудским бизнесменом» .
Завершение карьеры
В 1952 году, когда кинокарьера Лунда стала вянуть и свелась к маленьким ролям во второстепенных фильмах, актёр пошёл работать на радио, где вплоть до 1954 года играл заглавную роль следователя в очень успешном детективном сериале CBS «Искренне Ваш, Джонни Доллар» .
С 1950 по 1959 год Лунд работал вице-президентом Гильдии киноактёров , причём последние два года он работал под руководством Рональда Рейгана . В 1963 году Лунд официально ушёл из кино, переехал в собственный дом на голливудских холмах и стал успешным бизнесменом .
Личная жизнь
С августа 1942 года и вплоть до её смерти в мае 1982 года Лунд был женат на актрисе и модели Мэри Чартон .
10 мая 1992 года Джон Лунд был обнаружен мёртвым в своём доме в Лос-Анджелесе . О причине смерти не сообщалось, хотя известно, что Лунд страдал от проблем с сердцем и в течение нескольких месяцев болел. Ему был 81 год . У Лунда не было детей, среди близких у него осталась сестра .
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1946 | ф | Каждому своё | To Each His Own | капитан Барт Косгроув/Грегори Пирсон |
1947 | ф | The Perils of Pauline | Майкл Фэррингтон | |
1947 | ф | Девушка из варьете | Variety Girl | Джон Лунд |
1948 | ф | Зарубежный роман | A Foreign Affair | капитан Джон Принл |
1948 | ф | У ночи тысяча глаз | Night Has a Thousand Eyes | Эллиотт Карсон |
1948 | ф | Miss Tatlock's Millions | Тим Бёрк, выдающий себя за Шуйлера Тэтлока | |
1949 | ф | Невеста мести | Bride of Vengeance | Альфонсо Д’Эсте |
1949 | ф | My Friend Irma | Эл | |
1950 | ф | Не её мужчина | No Man of Her Own | Билл Харкнесс |
1950 | ф | Моя подруга Ирма едет на Запад | My Friend Irma Goes West | Эл |
1950 | ф | Герцогиня Айдахо | Duchess of Idaho | Дуглас Дж. Моррисон-младший |
1951 | ф | The Mating Season | Вэл Макналти | |
1951 | ф | Дорогая, как ты могла! | Darling, How Could You! | доктор Роберт Грей |
1952 | ф | Укротитель лошадей | Bronco Buster | Том Муди |
1952 | ф | Стальной город | Steel Town | Стив Костейн |
1952 | ф | Битва на перевале апачей | The Battle at Apache Pass | майор Джим Колтон |
1952 | ф | Прямо через улицу | Just Across the Street | Фред Ньюкомб |
1953 | ф | Женщина, которую почти линчевали | Woman They Almost Lynched | Лэнс Хортон |
1953 | ф | Латинские любовники | Latin Lovers | Пол Шеврон |
1954 | ф | Белое перо | White Feather | полковник Линдзи |
1954 | ф | Пять ружей на запад | Five Guns West | Говерн Стёрджес |
1955 | ф | Вождь Бешеный Конь | Chief Crazy Horse | майор Твист |
1956 | ф | Высшее общество | High Society | Джордж Киттредж |
1956 | ф | Происшествие в Дакоте | Dakota Incident | Джон Картер |
1956 | ф | Станции битвы | Battle Stations | отец Джозеф Макинтайр |
1957 | ф | Роман в Рино | Affair in Reno | Билл Картер |
1960 | ф | Самый дурацкий корабль в армии | The Wackiest Ship in the Army | лейтенант-командор Уилбур Ф. Вандеруотер |
1962 | ф | If a Man Answers | Джон Стейси |
Примечания
- ↑ Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
- ↑ Deutsche Nationalbibliothek Record #140591508 // (нем.) — 2012—2016.
- ↑ Burt A. Folkart. (англ.) . The Los Angeles Times (12 мая 1992). Дата обращения: 24 мая 2018. 6 ноября 2012 года.
- ↑ William Grimes. (англ.) . The New York Times (13 мая 1992). Дата обращения: 24 мая 2018. 15 января 2018 года.
- ↑ (англ.) . The Kane Republican (20 сентября 1948). Дата обращения: 24 мая 2018.
- ↑ Hedda Hopper. (англ.) . The Salt Lake Tribune (26 сентября 1948). Дата обращения: 24 мая 2018. 25 ноября 2018 года.
- ↑ (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 24 мая 2018. 26 марта 2019 года.
- (англ.) . Internet Broadway Database. Дата обращения: 24 мая 2018. 6 сентября 2020 года.
- (англ.) . Internet Broadway Database. Дата обращения: 24 мая 2018. 7 апреля 2019 года.
- ↑ Margarita Landazuri. (англ.) . Turner Classic Movies. Дата обращения: 24 мая 2018. 11 мая 2018 года.
- TM. (англ.) . TimeOut. Дата обращения: 24 мая 2018. 8 октября 2018 года.
- Variety Staff. (англ.) . Variety (31 декабря 1949). Дата обращения: 24 мая 2018. 2 апреля 2019 года.
- Stephanie Thames. (англ.) . Turner Classic Movies. Дата обращения: 24 мая 2018. 26 марта 2019 года.
- ↑ (англ.) . Turner Classic Movies. Дата обращения: 24 мая 2018. 23 мая 2018 года.
- (англ.) . The Courier Gazette (4 апреля 1950). Дата обращения: 24 мая 2018. 4 марта 2016 года.
- (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 24 мая 2018.
Ссылки
- 2020-02-18
- 1