Interested Article - Кортес, Стэнли
- 2020-01-23
- 1
Стэ́нли Корте́с ( англ. Stanley Cortez ), имя при рождении Станислаус Кранц ( англ. Stanislaus Krantz ) ( 4 ноября 1908 года — 23 декабря 1997 года ) — американский кинооператор , более всего известный работами 1940-50-х годов.
Сам Кортес называл себя оператором, который «навеки избран снимать странные вещи» . Кортес был оператором 84 фильмов , лучшими среди которых были « Великолепные Эмберсоны » (1942), « С тех пор, как ты ушёл » (1944), « Ночь охотника » (1955), « Три лица Евы » (1957), « Шоковый коридор » (1963) и « Обнажённый поцелуй » (1964) .
Кортес был дважды номинирован на Оскар за лучшую чёрно-белую операторскую работу: в 1943 году — за фильм « Великолепные Эмберсоны » (1943), а в 1945 году — за фильм « С тех пор, как ты ушёл » (1944) (совместно с Ли Гармзом ) .
Ранние годы жизни
Стэнли Кортес, урождённый Станислаус Крантц, родился 4 ноября 1908 года в Нью-Йорке , в эмигрировавшей из Австрии еврейской семье . Его старший брат, знаменитый голливудский актёр Джейкоб Крантц взял сценическое имя Рикардо Кортес , чтобы соответствовать популярному в то время образу латинского героя-любовника. Вслед за ним и Станислаус изменил своё имя на Стэнли Кортес .
После окончания школы Кортес поступил в Университет Нью-Йорка , и параллельно с учёбой стал подрабатывать ассистентом оператора на различных киностудиях на Манхэттане . После окончания учёбы он начал карьеру фотографа, работая в качестве ассистента признанных фотографов-портретистов, таких как Эдвард Стайхен , занимаясь оформлением съёмочных павильонов, а затем недолгое время и сам пытался работать как фотограф-портретист .
На рубеже 1920-30-х годов Кортес вернулся в кинематограф , ухватившись за возможность поступить на работу в продюсерскую компанию знаменитой актрисы Глории Свенсон . С этого момента Кортес прошёл все уровни операторской карьеры, обучаясь мастерству у таких мастеров, как Карл Страсс , Чарльз Рошер , Ли Гармз , Хэл Мор и .
Кроме того, Кортес самостоятельно создал экспериментальный короткометражный фильм « » (1932), где выступил как автор сценария, режиссёр и оператор .
Работы 1936—1949 годов
Поработав на различных студиях в качестве ассистента оператора или оператора кинопроб, в 1936 году он в конце концов подписал семилетний контракт с « Юнивёрсал » как главный оператор подразделения, снимавшего фильмы категории В .
Его первым фильмом в качестве полноправного главного оператора был детектив « » (1936) . «Последующие пять лет его карьеры были проведены за съёмкой довольно рутинных и не заслуживающих внимания фильмов категории В» . У Кортеса было мало возможностей развивать собственный стиль, хотя уже было ясно, что он умел добиваться запоминающихся результатов при минимальных возможностях , создав себе имя благодаря экономичности и эффективности в работе . Одной из лучших его картин этого периода стала малая классика жанра, готическая хоррор - комедия « » (1941), в которой сыграли Бэзил Рэтбоун , Бродерик Кроуфорд и Бела Лугоши .
С этого момента он начал работать с такими выдающимися кинорежиссёрами, Дэвид О. Селзник , для которого он снимал кинопробы, а затем и Орсон Уэллс . Сотрудничество с этими мастерами позволило Кортесу добиться дальнейшего развития своей экспериментальной техники операторской работы .
В конце 1941 года Уэллс пригласил Кортеса снимать эпическую драму « Великолепные Эмберсоны » (1942) . «Отбросив в сторону какую-либо экономию и эффективность, которым он научился, работая над фильмами категории В для „Юнивёрсал“, Кортес с удовольствием поглотил ценное съёмочное время, добившись чудесных, по общему признанию, фотографических эффектов» . Не щадя затрат, Кортес и Уэллс создавали особый, визуально интересный облик фильма, который строился на сдержанном освещении, подвижной съёмке, глубоком фокусе и уникальной постановке кадра . «Это был первый из двух фильмов Кортеса, широко признанный как визуальный шедевр, с красивыми световыми эффектами, умными ракурсами и длительными крупными планами. Особенно следует отметить сцену на лестнице и снятую ручной камерой знаменитую продолжительную сцену опустевшей усадьбы» . Тем не менее, по прямому указанию босса студии « РКО » Джорджа Шэфера без консультаций с Уэллсом и Кортесом из фильма было вырезано 40-50 минут . Несмотря на восторги критики, «Эмберсоны» стали финансовой катастрофой для студии . И хотя Кортес был удостоен номинации на Оскар за лучшую чёрно-белую операторскую работу, студия посчитала его косвенно виновным в неоправданной трате дорогого съёмочного времени и чрезмерной расточительности в постановке сцен . Тем не менее, «то, что осталось от „Эмберсонов“, стало с течением времени очень высоко оцениваться как высочайший визуальный опыт» и «именно за „Великолепные Эмебрсоны“ Кортеса будут помнить всегда» .
Руководство студии «РКО» посчитало Кортеса частично ответственным за перерасход средств (и в итоге финансовую неудачу) фильма, и в результате две следующих важных картины — « » (1943) и « С тех пор, как ты ушёл » (1944) на « Юнивёрсал » — снимались в паре с «менее расточительными операторами» . Мистическая мелодрама « » (1943) режиссёра Жюльена Дювивье состояла из трёх новелл, главные роли в картине исполнили Эдвард Г. Робинсон , Шарль Буайе и Барбара Стэнвик , а партнёром Кортеса в качестве оператора был . Эпическая мелодрама Джона Кромвелла « С тех пор, как ты ушёл » (1944) с участием Клодетт Кольбер , Дженнифер Джонс и Уильяма Холдена принесла Кортесу его вторую номинацию на Оскар , которую он разделил с коллегой, оператором Ли Гармзом .
Во время Второй мировой войны Кортес служил в войсках связи Армии США в службе, занимающейся созданием военных кинофильмов . Он, в частности, был оператором документального фильма режиссёра Джона Хьюстона « Да будет свет » (1946) об американских военных, проходящих реабилитацию в одной из нью-йоркских клиник.
В конце 1940-х годов Кортес работал над несколькими значимыми картинами. В 1947 году он был оператором готического фильма нуар Фритца Ланга « Тайна за дверью » (1947) с Джоан Беннетт и Майклом Редгрейвом , и музыкальной мелодрамы Стюарта Хейслера « » (1947) со Сьюзен Хейворд , где для передачи опьянения героини вместо банальной съёмки с искажающими линзами Кортес продемонстрировал «свой экспериментальный дух в работе с камерой». В «великолепном триллере» Бёрджесса Мередита « » (1949) с участием Чарльза Лоутона и Франшо Тоуна , Кортес впервые использовал цвет для передачи красоты Парижа и усиления детективной интриги фильма .
Работы 1950-х годов
В начале 1950-х годов Кортес был оператором трёх криминальных фильмов и фильмов нуар, среди них « Криминальная история » (1950) Сая Эндфилда с Дэном Дьюриа , « » (1952) Реджинальда Ле Борга с Говардом Даффом и Колин Грэй , а также « Чёрный вторник » (1954) с Эдвардом Робинсоном и Джин Паркер .
Операторская работа Кортеса в формате Technicolor на фильме « » (1949) произвела настолько сильное впечатление на актёра Чарльза Лоутона , что когда он решил поставить свой умышленно стилизованный фильм нуар «Ночь охотника» (1955) шесть лет спустя, Кортес был приглашён работать за камерой . Единственная режиссёрская работа Лоутона, этот «леденяще мрачный, тревожный триллер» с Робертом Митчемом в главной роли стал «блестящей аллегорией противостояния добра и зла», и «вторым выдающимся вкладом Кортеса в развитие операторского искусства» . Лоутон в качестве режиссёра при помощи Кортеса создавал «стилизованную картинку фильма, во многом построенную на принципах немецкого экспрессионизма и американского немого кино» . Постановка Кортесом света и использование им ирисовой диафрагмы напоминало о фильмах немецкого экспрессионизма, в частности, о работе операторов Карла Страсса и Чарльза Рошера на фильме Мурнау « Восход солнца » (1927). «Среди многих незабываемых образов — распущенные волосы утопившейся Шелли Уинтерс в подводном потоке и огни, мерцающие на воде в почти сюрреалистическом ночном пейзаже» . Хотя фильм в своё время неудачно прошёл в прокате, с течением времени он достиг полностью заслуженной репутации классики, а операторская работа Кортеса стала главным фактором создания атмосферы фильма .
Третьей выдающейся операторской работой Кортеса стала психологическая драма Наннэлли Джонсона « Три лица Евы » (1957), где с помощью нюансов подсветки лица главной героини, шизофренички Евы Уайт (в исполнении Джоан Вудворд ) Кортес передавал тонкие перемены её психического состояния. «Его работа за камерой играла ключевую роль в создании каждой отдельной из трёх личностей героини» .
На протяжении остальной части своей карьеры, Кортез часто был вынужден снимать низкобюджетные фильмы неоднозначного качества, хотя у него и оставалась возможность для визуального экспериментирования . В 1950-е годы Кортес снял несколько вестернов , таких как « » (1951) с Дейном Кларком , « » (1951) Стива Секели с Вероникой Лейк и Зэкари Скоттом , « » (1954) Роберта Олдрича с Бертом Ланкастером и Джин Питерс и « » (1956) Гарри Хорнера с Энтони Куинном . Кортес также был оператором нескольких низкобюджетных фантастических фильмов , среди них « » (1953), « » (1954) и « » (1959) . К концу десятилетия карьера Кортеса пришла в упадок .
Работы 1960-х годов
В 1960-е годы Кортес время от времени он снимал фильмы категории А, однако большинство его фильмов были низкобюджетными, при том, что «все они были великолепно сняты» .
В начале 1960-х годов Кортес был оператором трёх достаточно удачных картин. После мелодрамы Дэвида Миллера « » (1961) с Сьюзен Хейворд , Джоном Гэвиным и Верой Майлз он снял две знаковые жёсткие социальные криминальные драмы режиссёра Сэмюэла Фуллера — « Шоковый коридор » (1963) о нравах, царящих в психиатрической больнице, и драму « Обнажённый поцелуй » (1964), посвящённую теме растления малолетних.
В середине 1960-х годов Кортес снял несколько «абсолютно провальных картин» , таких как фантастический триллер « Безумец из Мандораса » (1963), хоррор-комедия « » (1966) и фантастический фильм ужасов « » (1966), а чуть позднее — фантастический триллер « » (1972) . Фильм « Безумец из Мандораса » о мозге Гитлера , тайно вывезенном в Латинскую Америку после окончания Второй мировой войны, «был, наверное, самым странным фильмом Кортеса на поздней стадии его карьеры». После непродолжительного проката картина была положена на полку и позднее продана одной из телекомпаний, которая увеличила продолжительность фильма на 20 минут. «Великолепная операторская работа Кортеса была перемешана с безвкусно доснятым материалом, и в результате получился печально известный телевизионный фильм „ “ (1968)» .
К числу более успешных работ Кортеса конца 1960-х годов относятся вестерн « » (1968) с Теренсом Стампом в главной роли и военная экшн-драма Джона Гиллермина « Ремагенский мост » (1969) с Джорджем Сигалом , Робертом Воном и Беном Газзарой .
Время от времени Кортес занимался и работой на телевидении, в частности, снял комедийный детектив « » (1971) с участием таких звёзд прошлого, как Мирна Лой , Хелен Хейс и Сильвия Сидни .
На фильмах « » (1970), « Омен 2: Дэмиен » (1978) и « Когда время уходит » (1980) Кортес работал как оператор комбинированной съёмки и оператор спецэффектов .
Общественная деятельность
В 1985—1986 годах Кортес был президентом Американского общества кинооператоров .
Смерть
Кортес умер от сердечной недостаточности в Лос-Анджелесе 23 декабря 1997 года . Ему было 92 года .
Фильмография
|
|
Примечания
- ↑ — 2003.
- ↑ TCM. от 23 сентября 2015 на Wayback Machine
- ↑ IMDB. от 31 марта 2016 на Wayback Machine
- IMDB. от 28 марта 2016 на Wayback Machine
- IMDB. от 13 апреля 2016 на Wayback Machine
- ↑ I.S.Mowis. от 15 апреля 2016 на Wayback Machine
- ↑ Hal Erickson. от 3 января 2014 на Wayback Machine
- IMDB. от 31 марта 2016 на Wayback Machine
- IMDB. от 26 июля 2015 на Wayback Machine
- ↑ IMDB.
- IMDB.
- IMDB. от 15 апреля 2016 на Wayback Machine
Ссылки
- (англ.)
- на сайте Turner Classic Movies
- 2020-01-23
- 1