Меркуров, Сергей Дмитриевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Имя при рождении | Черкасский Сергей Дмитриевич |
---|---|
Дата рождения | 26 февраля 1957 |
Место рождения | Ленинград , СССР |
Гражданство | СССР → Россия |
Профессия | театральный режиссёр , театральный педагог |
Годы активности | 1977— наст. время |
Место работы | РГИСИ |
Альма-матер | Ленинградский государственный университет, Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии |
Учёная степень | доктор искусствоведения |
Награды и премии | лауреат премии К. С. Станиславского, лауреат премии "Театральный роман" , заслуженный деятель искусств РБ |
Черкасский Сергей Дмитриевич (26 февраля 1957, Ленинград ) — театральный режиссер, педагог, исследователь театра. Профессор, доктор искусствоведения, лауреат международной премии К. С. Станиславского, заслуженный деятель искусств РБ. Руководитель актерской мастерской в Российский государственный институт сценических искусств (Санкт-Петербургская академия театрального искусства) с 1998 по настоящее время. Признанный эксперт по системе Станиславского и театральной педагогике (проводил мастер-классы по системе Станиславского более чем в сорока театральных школах в почти двадцати странах мира).
Сергей Дмитриевич Черкасский родился в Ленинграде в доме на Фонтане напротив Цирка. Учился в школах № 183 и № 213 с углубленным изучением английского языка.
В 1974 году поступил в ЛГУ им. А.А. Жданова на физический факультет, кафедра теоретической и прикладной молекулярной спектроскопии.
Творческую деятельность начал в 1975 году артистом миманса Кировского театра (принимал участие в операх «Дон Карлос», «Декабристы». «Псковитянка», балетах «Спартак», «Лебединое озеро» и др.)
В 1977 году пришел в Студенческий театр (Театр-студию) ЛГУ им. А. А. Жданова. Играл в отрывках, поставленных Варварой Борисовной Шебалиной, Александром Михайловичем Галиным . Дебютировал в спектакле «Кто боится Дизи Гилеспи?» Аллы Соколовой в постановке Андрея Толубеева , потом играл главные роли в спектаклях Вадима Голикова — Ушастый в спектакле «Две стрелы» А. М. Володина и в «Девочки, к вам пришел ваш мальчик» по пьесам Л. С. Петрушевской .
В 1980 окончил Ленинградский государственный университет (специальность физик, диплом с отличием) и был распределен в Физико-технический институт АН СССР им. Иоффе. Летом 1980 был командирован из Физтеха в Москву для ведения научной работы, но просидел более месяца на репетициях спектакля «Лето и дым» у Анатолия Эфроса в Театре на Малой Броной . Общение с А. В. Эфросом окончательно подтолкнуло к смене профессии. И в 1980 году С. Д. Черкасский поступил в ЛГИТМИК в класс профессора М. В. Сулимова (который в 1930-х годах учился в ГИТИСе у В. С. Смышляева и И. Н. Берсенева , прямых учеников соответственно К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко ).
В 1985 году окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (режиссер драмы, класс профессора М.В. Сулимова , диплом с отличием). Дипломный спектакль «Зинуля» А. Гельмана поставил в Иркутске, в Театре им. Н. Охлопкова.
По окончании ЛГИТМИК а работал режиссером в Смоленском драматическом театре (1985—1988), режиссером-стажером в Академическом Театре им. Моссовета в Москве (1988—1990), режиссером в Ленинградском театре на Литейном (1991), режиссером и главным режиссером Красноярского краевого драматического театра им. А. С. Пушкина (1991—1994, ставил разовые спектакли в театрах Санкт-Петербурга (Театр Комиссаржевской, Театр на Литейном, Театр на Васильевском), Екатеринбурга (ТЮЗ), Рязани (ТЮЗ), Ростова ( Ростовский театр драмы имени М. Горького ), Вологды ( Вологодский драматический театр ). Всего поставил более тридцати спектаклей, среди них пьесы Грибоедова, Островского, Булгакова, Шекспира, Шоу, Мюссе, Эрдмана, Ануя.
Также ставил спектакли в Великобритании, США, Австралии, Румынии, Эстонии; среди них — «Утиная охота» А. Вампилова (RADA — Королевская академия драматического искусства, Лондон, 2007), «Ревизор» Н. Гоголя в Национальном театре Румынии (Бухарест, 2002) «Бег» М. Булгакова (NIDA — Национальная академия драматического искусства, Сидней, 2010), «Капризы Марианны» А. Мюссе ( Русский драматический театр Эстонии , Таллинн, 1998).
С 1991 года начал педагогическую деятельность в Санкт-Петербургской академии театрального искусства (ныне Российский государственный институт сценических искусств ).
С 1998 года руководит актерской
В 2019 году был членом Жюри Российской Национальной театральной премии «Золотая маска»
Отец — Черкасский Дмитрий Абрамович (1924—1989), композитор, полковник, зав. кафедры электротехники Пушкинского высшего военного инженерного командного училища (ПВВИСКУ) , выпускник Ленинградской консерватории (класс В. В. Щербачёва) , автор мемуаров «Записки балетомана. Пятьдесят лет в партере Кировского театра» (М.: АРТ, 1994. Автор предисловия - В. М. Красовская ). Архив Д. А. Черкасского хранится в ЦГАЛИ СПб
Мать — Грибоедова Елена Адриановна (1927—1960), врач, кандидат медицинских наук.
Дед — Грибоедов Адриан Сергеевич (4 сентября ( 23 августа ) 1875 , Санкт-Петербург — 18 июня 1944 , Пятигорск ) — российский, советский педиатр, невролог и детский психиатр , педолог , дефектолог . Доктор медицины, профессор. Один из основателей ленинградской школы детских медицинских психологов; организатор Обследовательского детского института им. Грибоедова; ректор Петроградского педагогического института социального воспитания нормального и дефективного ребёнка ; организатор детского здравоохранения в Ленинграде. Внучатый племянник драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова.
Жена — Кондрашова Галина Михайловна, актриса, режиссер по пластике, педагог сценического движения (ученица Аркадия Борисовича Немеровского), балетмейстер (балетную школу получила от ученицы А. Я. Вагановой И. К. Джавровой ), в 1998—2016 преподавала в СПбГАТИ-РГИСИ , где вела предмет основы сценического движения (сокращенно — ОСД), поэтому, обыгрывая инициалы руководителя мастерской, студенты шутливо называли Галину Михайловну «основы СД»).
О. Кучкина, А. Журбин «Авдотья-суперстар»
А. Гельман «Зинуля»
А. Гладков «Давным-давно»
А. Островский «За чем пойдешь, то и найдешь»
Н. Павлова «Вагончик»
Н. Семенова «Девки, в круг!» показ спектакля в Москве, в Театре на Таганке в рамках Смотра лучших
спектаклей Театра Дружбы народов, 1987
Н. Эрдман «Самоубийца»
В. Дозорцев «завтрак с неизвестными»
О. Кавун «Уроки в конце весны»
В. Мережко «День рождения — день смерти»
А. Грибоедов «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом»
А. Грибоедов «Притворная неверность»
А. Грибоедов «Я молод, влюбчив и охотно порю вздор…»
Б. Шоу «Великая Екатерина»
У. Шекспир «Мера за меру»
Б. Шоу «Императорский театр» («Избранник судьбы» и «Великая Екатерина»)
Ж. Ануй «Приглашение в замок»
П. Шеффер «Темная история»
А. Мюссе «Капризы Марианны»
Ш. де Лакло — К. Хэмптон «Опасные связи»
Н. Гоголь «Ревизор»
А. Вампилов «Утиная охота»
М. Булгаков «Бег»
С 1991 года преподает в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, ныне Российский государственный институт сценических искусств:
1991—1994 — педагог, курс режиссеров документального кино П. С. Когана и В. Н. Григорьева
1996—1998 — педагог, курс режиссеров Г. М. Козлова
с 1998 — руководитель актерской мастерской, выпуски 2002, 2006, 2012, 2016, 2020 годов,
с 2018 — руководитель программы магистратуры «Методология режиссерско-педагогического творчества»
Шестой набор в актерскую мастерскую С. Д. Черкасского состоялся летом 2020 года.
«Игра в сорок четыре руки» (20 спектаклей сыграно на сцене МДТ—Театра Европы)
«Борьба за огонь» по мотивам романа Ж. Рони Старшего
«Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» А. Грибоедова
«Детский сад»
«Прочитаем „Бурю“ вместе» по У. Шекспиру
«Поехали!»
Педагоги мастерства — А. В. Князьков, Я. М. Тумина, Э. Жалцанов, Б. Жалцанова
«Наш городок» Т. Уайлдера
«Мера за меру» У. Шекспира
«Обыкновенное чудо» Е. Шварца
«Служанки» Ж. Жене
Педагоги мастерства — Н. С. Лапина, В. В. Любский, А. В. Толшин
«Светлые души» В.Шукшина
«Время и семья Конвей» Дж. Б. Пристли
«Танцуем живопись», пластические импровизации.
«Зеркало сцены», музыкальный спектакль
«Варшавская мелодия» Л. Зорина
«Умру за театр!» К. Симидзу
«Летит» О. Мухиной
«Человек-подушка» М. МакДонаха
«Риск» Э. де Филиппо
Педагоги мастерства — Н. С. Лапина, В. В. Любский, А. И. Кладько, А. Ю. Потемкин, Г. И. Бызгу, Е. Е. Кузина
Г. Гейрманс «Гибель „Надежды“» (Сергей Черкасский, Наталия Лапина, Виталий Любский)
И. С. Тургенев Месяц в деревне (Виталий Любский)
Ч. Диккенс. Сказка о семейном счастье, или Сверчок на печи (Наталия Лапина)
П. Мариво Двойное непостоянство (Валерий Галендеев, Любовь Мочалина)
Ф. Достоевский «Белые ночи» (Борис Голубицкий)
А. Гельман. «Скамейка» (Евгений Зайд)
Б. Вегенаст «Хочу быть волком» (Анна Бычкова)
И. Вырыпаев «Иллюзии»(Сергей Черкасский, Любовь Мочалина)
Педагоги мастерства — Н. С. Лапина, В. В. Любский, Е. И. Зайд
Дж. Д. Сэлинджер « Над пропастью во ржи» страницы романа в 3-х частях. Постановка, инсценировка и сценография
С. Д. Черкасского и В. В. Любского
У. Шекспир « Сон в летнюю ночь» комедия в одном действии. Режиссер — А. М. Козин. Руководитель постановки — С. Д. Черкасский
«Дом» спектакль по рассказам, записанным в Доме ветеранов сцены. Постановка С. Д. Черкасского, режиссер — Е. А. Кузьмина
А. Володин « Дульсинея Тобосская». героическая комедия в 2-х действиях. Постановка В. В. Любского
«Три мушкетера» фехтовальные этюды по мотивам романа А. Дюма. Режиссер-фехтмейстер — С. С. Ваганова, балетмейстер — К. А. Михеева, руководитель постановки — С. Д. Черкасский
Б. Брехт « Святая Иоанна скотобоен» экзамен по речи в 2-х действиях. Постановка В. Н. Галендеева (премьера спектакля 7 мая 2020 не состоялась из-за коронавируса)
Педагоги мастерства — В. В. Любский,
В 2003 году защитил кандидатскую диссертацию «Проблема режиссерско-педагогической преемственности: формирование режиссерской школы М. В. Сулимова» (кандидат искусствоведения, специальность 17.00.01 — Театральное искусство).
В 2012 году защитил докторскую диссертацию «Режиссерско-педагогическая деятельность Р. В. Болеславского и Л. Страсберга 1920—1950-х гг. как опыт развития системы Станиславского» (доктор искусствоведения, специальность 17.00.01 — Театральное искусство).
«ХМЕЛИТА» (Ленинградская студия документальных фильмов, 1992)
«СТАНИСЛАВСКИЙ и ЙОГА» (ГТРК «Культура», 2016. 44 мин)
"В фильме театральный режиссер и педагог Сергей Черкасский беседует о месте йоги в работе актера с ведущими практиками современного мирового театра: режиссером Анатолием Васильевым, драматургом Иваном Вырыпаевым, бельгийским режиссером Люком Персевалем, художественным руководителем Молодежного театра на Фонтанке Семеном Спиваком, а также исследователем творчества Гротовского — Натэллой Башинджагян, архимандритом Исидором и молодыми актерами.
В основе фильма — книга «Станиславский и йога» Сергея Черкасского, доктора искусствоведения, профессора РГИСИ (Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства). Режиссер — А. В. Торстенсен, оператор — Е. Н. Тимохин, автор сценария — С. Д. Черкасский"