Interested Article - Дети века (фильм, 1915)
- 2021-11-07
- 2
«Дети века» ( 1915 ) — художественный немой фильм режиссёра Евгения Бауэра . Фильм вышел на экраны 3 октября 1915 года и имел значительный успех у зрителей . Сохранился без надписей .
Фильм находится в общественном достоянии .
Сюжет
В фильме показана «драма жены мелкого служащего — молодой женщины, которую захотел начальник её мужа » .
Мария Николаевна Торопова живёт счастливой семейной жизнью c любимым мужем и крошечным сыном . Однажды в торговых рядах она случайно встречается с гимназической подругой Лидией Верховской, которая вышла замуж за богатого человека. Лидия приезжает к ней в гости и приглашает Марию с мужем посетить её особняк .
На вечеринке в этом богатом особняке Марию замечает богатый коммерсант Лебедев, который сразу влюбляется в неё. Она отвергает его приставания.
По требованию Лебедева мужа Марии Николаевны увольняют с работы и у Тороповых не остается средств к существованию. Лидия Верховская везёт Марию на прогулку, где происходит её новая встреча с коммерсантом. Лебедев спаивает её и уносит в лес, далее растрёпанная Мария пытается убежать от него, выпрыгивает из машины, но все окружающие не понимают её и дают Лебедеву её увести. Она приходит домой растрепанная в смятении, на вопрос мужа "Что случилось?" отвечает ничего. Уходя из дома она обречённо целует мужа, говорит "Это сильнее меня" и уезжает на вечеринку к Лебедеву. Гости Лебедева поднимают тост "За новое счастье Марии", Лебедев пытается поцеловать Марию, но она ему не отвечает и начинает пить вино. Торопов получает записку от коммерсанта, он приходит по назначенному адресу и получает предложение "Если вы откажетесь ото притязаний на Вашу жену и ребёнка...", на что он агрессивно реагирует и пытается задушить Лебедева, втроём его скручивают и выкидывают из дома. Мария принимает тяжёлое решение и с помощью Лидии Верховской, воспользовавшись отсутствием Торопова, увозит своего ребёнка. Придя домой и увидев опустевшую колыбель , муж Марии Николаевны приходит в отчаяние. Он находит в ящике стола пистолет, подносит его к своему виску , кладет на стол и пишет "...любящий вас". Фильм заканчивается сценой с его телом лежащим на спине.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Вера Холодная | Мария Николаевна Торопова |
Торопов, муж Марии Николаевны | |
Арсений Бибиков | Лебедев, коммерсант |
В. Глинская | Лидия Верховская |
Александр Вырубов | чиновник |
С. Рассатов | директор банка |
А. Сотников | адвокат |
Съёмочная группа
- Режиссёр: Евгений Бауэр
- Оператор: Борис Завелев
- Продюсер: Александр Ханжонков
Оценки
После выхода фильма появились противоречивые рецензии . Рецензент «Проектора» написал, что «сюжет пьесы „насыщен“ кинематографическим шаблоном» и «затаскан в кинематографии» и фильм «не спасают ни режиссёрские „трюки“, ни участие в главной роли В. В. Холодной …» . «Вестник кинематографии» отмечал «трогательный реализм актёрской игры» и высоко оценивал фильм: «Постановка г. Бауэра превыше похвал. Поразительно красив карнавал на пруду, великолепны и все остальные сцены…» .
Критик журнала «Кинема» написал, что актриса Вера Холодная «очень верно» исполнила свою роль любящей жены и матери и в отдельных моментах выглядела «бесподобно правдиво» . Обозреватель «Театральной Газета», признавая заслуженным успех фильма, напротив, отмечал недостатки актёрской игры Веры Холодной, указывая, что «её темпы слишком ровны, слишком замедленно-холодны» . С другой стороны, тот же рецензент выделял роль Ивана Горского и отмечал, что «сцена смерти проведена с большим мастерством и должна быть отмечена в ряду несомненно крупных достижений экрана» .
Рецензент «Обозрения театров» написал, что постановка заслуживает похвалы и « Бауэр вполне освоился с условиями экрана и умеет выделить наиболее выпукло эффектные моменты» . Журнал « Сине-фоно » отметил в постановке очень интересные «трюки» — вроде «карнавала на воде» . Cпустя 90 лет киновед Ирина Гращенкова в книге «Кино Серебряного века» указала на метафоричность этого эпизода — «прельстивший героиню праздник жизни, так же быстро отгорит как этот фейерверк, отойдёт как этот праздник» .
И. Н. Гращенкова назвала фильм в числе лучших российских кинодрам 1914—1917 годов и назвала его «групповым портретом современников в интерьере эпохи» . Она, в частности, написала о выразительности сцен, снятых вне павильона: «В фильме „Дети века“ место роковой встречи героини с подругой, изменившей всю её жизнь, — Верхние торговые ряды на Красной площади. Крупнейший московские магазин (тысяча небольших в одном) — зеркала, кованное кружево перил, стеклянная крыша, мостики-переходы. Такой современный, красивый, естественный съёмочный павильон и одновременно — ярмарка богатства и тщеславия, торжище…» .
Кроме уже упомянутого эпизода с «карнавалом на воде», И. Гращенкова отметила метафоричность других сцен из фильма: «Там в торговых рядах героиня покупает ребёнку игрушки, вернувшись, играет с ним, как с живой куклой, а когда оставляет семью, покидает дом, бросает ребёнка, как капризная девочка надоевшую игрушку. Кадр-метафора, эпизод-метафора, деталь-метафора. Так рождается авторский комментарий к событиям, поступкам — недвусмысленный и негромкий…» .
Киновед Нея Зоркая отмечала: «Е. Бауэр, отличный постановщик не только салонных психологических драм, но драм мещанских, рисует дом и быт Марии Николаевны и точно, и полно» . Несмотря на то, что сюжет «неоднократно повторялся на экране и без Веры Холодной», именно он в последующих фильмах с её участием «штампуется и накладывается на любой жизненный материал, причём и в тех случаях, когда материал противится данной схеме, в „Детях века“ вполне органичной» .
Киновед Лидия Зайцева подробно рассмотрела художественные особенности фильма в своей монографии . В частности, она отметила: «Противопоставление благородной бедности и развращающей роскоши воплощено в сопоставлении двух детально проработанных интерьеров. Первый — скромная квартирка (были в фильмах Бауэра и такие), которую, в конце концов, покидает героиня, и второй — тот, где она обосновалась в финале „Детей века“» .
«Центральное место между двумя композициями — скромной квартирки и богатого особняка, — писала Л. Зайцева, — занимает карнавальное действо с фейерверками и серпантином, на фоне которого развёртывается первая сцена обольщения». По мнению киноведа, «в контексте фильма кадрам карнавала и сценам обольщения, овеянным его атмосферой, поручена очень важная роль»: «Атмосфера обольщения говорит о развитии сюжета больше, чем показ поведения героев и их диалог. Такие возможности подмены действия состоянием окружающей среды не были известны до появления фильмов Бауэра…» .
Культуролог Игорь Смирнов отмечал, что режиссёр Бауэр «заполнял выстраиваемые интерьеры скульптурами, имевшими более, чем декоративное значение». Например, «деревянный орёл и статуя обнажённого мальчика на перилах лестницы, по которой поднимается к любовнику Мария Николаевна, намекают на миф о Ганимеде и таким образом сопряжены с одним из основных событий фильма — с похищением героиней ребёнка из квартиры мужа» . Как и критик «Театральной Газеты» 1915 года , он также выделял финальную сцену фильма, когда «отсутствие кадра с выстрелом из пистолета (до того уже взятого самоубийцей в руки) позиционируется Бауэром там, где немой фильм достигает сюжетной кульминации, являющей собой вместе с тем и пик его беззвучия (отсутствие звука ощущается тем сильнее, чем более он мог бы ожидаться)» .
Кинокритик Шамма Шахадат интерпретирует фильм как версию « Анны Карениной », где образ женщины символизирует кризис семьи и традиционного общества . При этом в «Детях века», как и в фильме «Дитя большого города» , произошла трансформация прежнего культурного контекста. Марии предназначено выжить и пережить своего слабонервного и эмоционально уязвимого мужа. И, в отличие от Анны Карениной, героиня действует согласно не эмоциональной, а экономической логике .
Примечания
- ↑ , с. 58.
- ↑ , с. 238.
- , с. 60, 64.
- , с. 128.
- , с. 238—239.
- «Проектор», 1915, № 2, с. 9.
- Журнал «Вестник кинематографии», 1915, № 116 (19-20), с. 57.
- Журнал «Кинема», 1915, № 12(23), c. 9.
- ↑ «Театральная Газета», 1915, № 41, с. 17.
- ↑ , с. 239.
- , с. 42.
- Газета «Обозрение театров», 1915, № 2895, c. 11.
- Журнал «Сине-фоно», 1915, № 1, c. 58.
- ↑ , с. 254.
- , с. 252.
- , с. 108.
- , с. 170.
- , с. 171.
- , с. 63—65.
- , с. 63—64.
- , с. 65.
- , с. 83.
- , с. 80.
- , с. 252—253.
- , с. 254.
Литература
- Вишневский В.Е. Художественные фильмы дореволюционной России. — М. : Госкиноиздат, 1945. — С. 68. — 194 с.
- Зоркая Н.М. Первая русская кинозвезда (о Вере Холодной) // Вопросы киноискусства. — М. : Наука, 1968. — Вып. 11 . — С. 150—183 .
- Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908—1919) / Сост.: В. Иванова, В. Мыльникова, С. Сковородникова, Ю. Цивьян, Р. Янгиров. — М. : Новое литературное обозрение, 2002. — С. 238—239. — 568 с.
- Короткий В.М. Операторы и режиссёры русского игрового кино. 1897—1921. — М. : НИИ киноискусства, 2009. — С. 42—43. — 430 с.
- Гращенкова И.Н. Кино Серебряного века. Русский кинематограф 10-х годов и Кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. — М. , 2005. — С. 252, 254. — 432 с.
- Гращенкова И.Н. Серебряный век. В поисках лица № 4 . — С. 106—114 . // Искусство кино. — 2005. —
- Смирнов И.П. Видеоряд: историческая семантика кино. — СПб. : Издательский дом «Петрополис», 2009. — С. 80, 83. — 404 с.
- Шахадат Ш. Русская киномелодрама между Серебряным веком и авангардом // Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций. Сб. статей / Под ред. Я. Плампера, Ш. Шахадат и М. Эли. — М. : Новое литературное обозрение, 2010. — С. 227—255. — 512 с.
- Яни А.В. Вера Холодная: первая любовь российского кинозрителя. — СПб. : Лань, 2012. — С. 128—129. — 224 с.
- Прокофьева Е.В. Вера Холодная. Королева немого экрана. — М. : Вече, 2013. — С. 60—64. — 256 с.
- Зайцева Л.А. Становление выразительности в российском дозвуковом кинематографе. — М. : ВГИК, 2013. — С. 63—65. — 311 с.
Ссылки
- от 20 января 2020 на Wayback Machine на сайте RUData.ru
- 2021-11-07
- 2