Королевство Польское (1916—1918)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Миражи» ( 1915 ) — художественный немой фильм Петра Чардынина . Фильм вышел на экраны 3 января 1916 года .
Молодая и красивая девушка Марианна из бедной семьи нанимается по объявлению чтицей у пожилого миллионера Дымова. Она живёт в семье вместе с матерью и другими членами семьи, играет в спектаклях , у неё есть жених Сергей.
Молодая, красивая, талантливая девушка готовится к артистической деятельности, успешно дебютирует в театре… Перед нею открывается широкий и блестящий жизненный путь. Её смутно влечет к славе, блеску, наслаждению жизни, богатству… Случайно знакомится она с одним из представителей « золотой молодёжи » .
Сын Дымова начинает ухаживать за красавицей чтицей. Девушка чувствует тягу в душе к богатству и роскоши . После смерти старшего Дымова она получает от него большую сумму денег.
Молодой Дымов отговаривает её от свадьбы c Сергеем. Ему удается прельстить Марианну «мишурой богатой жизни; героиня сходится с ним, порывает с семьей, отказывает своему жениху» . Девушка пишет письмо матери, что она нашла то, что долго искала её душа, а будничная серая обстановка жизни с Сергеем была бы невыносима для неё. Марианна порывает с женихом и уходит из семьи , становясь любовницей красавца Дымова.
Но проходит немного времени, и «красавцу-соблазнителю» надоедает его увлечение. Марианна выясняет, что её соблазнитель не собирается жениться на ней, и осознаёт, «насколько миражно было её счастье» .
Охваченная отчаянием, тоской и угрызениями совести, она знает, что возврата к прежнему нет, что не перейти ей стены, вставшей между позорным настоящим и прошлой чистой жизнью. Послав родным прощальное письмо, Марианна стреляет в себя… .
Актёр | Роль |
---|---|
Вера Холодная | Марианна |
Арсений Бибиков | Дымов-старший, миллионер |
Витольд Полонский | Дымов, его сын |
Александр Вырубов | Сергей, жених Марианны |
мать Марианны | |
Андрей Громов | брат Марианны |
сестра Марианны |
Историк дореволюционного кино Вениамин Вишневский указал на посредственность сюжета фильма (по одноимённому роману Л.Чарской ), но похвалил режиссёрскую и актёрскую работу .
На слабость литературной основы указывали критики с момента выхода фильма на экран:
«Сценарий г-жи Тиссовой не блещет оригинальностью, но он даёт много благодарных внешних положений играющей главную роль артистке, — не в смысле глубины переживаний или каких-либо психологических тонкостей, а именно внешней, зрительной эффектности» .
— "Театральная Газета", 1916, № 2, с. 14—15
Вместе с тем рецензент «Проектора» отмечал, что шаблонные внешние рамки сюжета «наполнены таким „сочным“ бытовым и психологическим материалом, что, несмотря на все недостатки, картина смотрится с большим интересом».
Раньше всего в пьесе прекрасно дана её бытовая сторона; чувствуется, что героиня растёт в другой — сплоченной, трудовой интеллигентной семье, что героиню в семье любят, балуют, смотрят на неё, как на будущее «светило». Зритель сразу сживается с уютной, чистой, бодрящей атмосферой, царящей в доме… .
Далее рецензент выразил своё недоумение тем, что выросшая в культурной семье одарённая девушка так легко порывает с женихом, покидает семью и уходит к богатому прожигателю жизни.
«Автор хотел показать, что героиню влекли к себе и погубили обманчивые „миражи“, но на деле всё свелось к увлечению красивым мужчиной. Это несоответствие между замыслом и его осуществлением составляет коренной недостаток пьесы; и благодаря всему этому еще менее обоснованным становится финал пьесы — самоубийство героини, когда она убеждается в измене „красавца“. Неужели столь щедро одаренная „таинственными“ силами … героиня не могла пережить первого разочарования любви, с которым справляются и менее сильные натуры? … Исполнительница главной роли г-жа Холодная старалась дать цельный сценический образ, и не её вина, если ей это не удалось» .
— "Проектор", 1916, № 2, с. 9—10
Рецензент «Театральной Газеты» отметил удачные роли жениха и сестры Марианны и что «в картине есть режиссёрская выдумка, красивая натура и любопытный опыт оператора» .
Историк кино Б.С. Лихачёв выделял фильм среди лучших картин 1916 года, прошедших «с большим художественным и коммерческим успехом и наиболее интересных по режиссёрской и актёрской работе», назвав его наиболее популярным .
Кинокритик Нея Зоркая считала, что вслед за «Миражами» судьба Марианны дублируется почти во всех фильмах с участием Веры Холодной . Непременным при этом остаются мотивы перехода героини от одного общественного положения к другому, более высокому, и «расплата» в финале фильма. «В отличие от американской „Золушки“ Мэри Пикфорд , чья судьба всегда должна увенчаться законным браком, богатством и радостью, — писала Нея Зоркая, — героиню Веры Холодной ждут страдания и гибель — расплата за краткий миг обманчивого, призрачного счастья, за „миражи“ жизни» . Нея Зоркая также поддержала рецензента «Проектора» 1916 года, отметив, что «увлечение Марианны сыном миллионера Дымова, как оно показано на экране, психологически не оправдано» .
Киновед Ирина Гращенкова в своей книге (2005) указала, что роман Л. Чарской, на основе которого создан сценарий фильма «Миражи», написан с позиций охранения жизненных ценностей средней русской интеллигентной семьи. «Поэтому, — пишет И. Н. Гращенкова, — у него может быть только один финал, драматический — самоубийство героини, как расплата „за миражи“». Она оценила фильм следующим образом:
«Драма начинающей талантливой актрисы, соблазнённой миражами греховной страсти, жизни в среде золотой молодёжи, богатства, роскоши и порвавшей ради этого с семьёй, женихом, друзьями, интеллигентным кругом — сюжет многих фильмов Серебряного века. Здесь он приобретает иное звучание, благодаря на редкость глубокой разработке бытового, психологического пластов действия. Уклад семьи, отношения старшей и младшей сестёр, матери и дочери воссозданы на экране с тщательностью и убедительностью хорошей прозы» .