Interested Article - Мильдер-Хауптман, Анна
- 2020-10-30
- 1
Паулина Анна Мильдер-Хауптман ( нем. Pauline Anna Milder-Hauptmann ; 13 декабря 1785 , Константинополь , Османская империя — 29 мая 1838 , Берлин , Германия ) — австрийская и немецкая оперная певица ( сопрано ). Выступала преимущественно в Вене и Берлине . Известна исполнением партий в операх Глюка . Бетховен создал для неё партию Леоноры в своей опере « Фиделио ». Шуберт посвятил ей одну из своих опер и несколько песен. К числу поклонников певицы принадлежали Наполеон , Гёте , Гегель и Шеллинг .
Биография
Ранние годы. Вена
Паулина Анна Мильдер родилась в 1785 году в Константинополе . Её отцом был Феликс Мильдер, бывший кондитер родом из Зальцбурга , состоявший на службе у австрийского посла в качестве переводчика . В 1790 году семья переехала в Бухарест , а в 1795, после того как в Румынии началась эпидемия чумы , — в Вену . Впоследствии они поселились в Хюттельдорфе под Веной, где Анна начала учиться музыке под руководством деревенского учителя, который заметил и поддержал её талант . Впоследствии на юную певицу обратил внимание импресарио Э. Шиканедер . По его рекомендации она начала брать уроки у и Сальери , после чего совершенствовалась у Сигизмунда фон Нойкома и Иоганна Михаэля Фогля . Нойком представил её Гайдну , который, прослушав арию в её исполнении, изумлённо сказал: «Милое дитя, у вас голос с дом величиной!». Несколько позднее Георг Гризингер сравнивал её голос с «чистым металлом» .
В 1803 году Йозефа Вебер , свояченица Моцарта , устроила для Анны Мильдер ангажемент в венском театре Ан дер Вин . В том же году состоялся её дебют в партии Юноны («Зеркало Аркадии» Зюсмайера ) . Также в 1803 году она приняла участие в премьерной постановке оперы «Кир» Игнаца Ксавера фон Зайфрида . Затем, с 1807 по 1816 год, Мильдер пела на сцене « Кернтнертор-театра ». Голосом певицы восхищались многие композиторы, специально для неё создававшие партии в своих операх . Так, в 1804 году Анну Мильдер заметил Бетховен и написал для неё партию Леоноры в опере « Фиделио », которую певица исполняла как на премьере (1805), так и при исполнении второй (1806) и третьей (1814) редакций оперы . Впоследствии он собирался создать для неё ещё одну оперу, но план остался неосуществлённым . Л. Керубини написал для Мильдер оперу «Фаниска» (1806), Йозеф Вайгль — оперу «Сиротский приют» (1809) . Одной из лучших партий, спетых ею в Вене, стала Эммелина в зингшпиле Вайгля «Швейцарское семейство» .
В 1808 году Мильдер совершила успешное гастрольное турне, по возвращении из которого была назначена ведущей артисткой Венского придворного театра . В 1809 году певица выступала в Шёнбрунне перед Наполеоном , который был настолько покорён её голосом, что предложил ей контракт в Париже на очень щедрых условиях . Однако в 1810 году Анна Мильдер вышла замуж за Петера Хауптмана, придворного ювелира, что вынудило её остаться в Вене (впоследствии певица рассталась с мужем) . Тем не менее она продолжала гастролировать, в том числе во Франкфурте-на-Майне (1810), Мюнхене (1811), Штутгарте (1811), Дармштадте (1811), Берлине (1812), Мангейме (1814) и Карлсруэ (1815) . В 1812 году Мильдер-Хауптман блестяще исполнила заглавную партию в опере К. В. Глюка «Ифигения в Тавриде»
Вероятно, около 1813 года её пение впервые услышал Франц Шуберт , о котором впоследствии говорил Йозефу фон Шпауну, что оно «пронзило ему сердце». Впоследствии он продолжал столь же высоко отзываться о её мастерстве, утверждая, что никто не поёт лучше, чем она, однако при этом критиковал её трели . Лично Шуберт не был знаком с Мильдер-Хауптман, однако они состояли в переписке . В 1822 году композитор посвятил ей свою оперу «Альфонсо и Эстрелла», а позднее — вторую «Песню Зюлейки» на стихи И. В. Гёте . Певица неоднократно исполняла песни Шуберта в концертах, в том числе знаменитую « Форель » и «Лесного царя», чем способствовала их популярности .
Берлин. Последующая карьера
В 1815 году певица покинула Вену и вместе со своей сестрой Жанеттой отправилась на гастроли в Прагу и Берлин . В 1816 году она заключила постоянный контракт с придворным оперным театром в Берлине, где пела вплоть до 1829 года . В общей сложности за время своего пребывания в Берлине певица приняла участие в 380 постановках . Среди них особо выделяются партии в операх Глюка: вышеупомянутая Ифигения, Альцеста и Армида ( одноимённые оперы ), Эвридика (« Орфей и Эвридика »). Исполнение Мильдер-Хауптман во многом определило успех этих опер в Берлине, а также принесло певице славу выдающегося интерпретатора музыки Глюка . Кроме того, под руководством Гаспаре Спонтини , бывшего в то время музыкальным директором Берлинской оперы, Мильдер-Хауптман разучивала и исполняла партии в его произведениях: Статира («Олимпия», 1821), Намуна («Нурмахаль», 1822), Ирменгарда («Агнес Гогенштауфен», 1829) . В 1821 году она стала членом Певческой академии в Берлине . В 1829 году певица приняла участие, в качестве солистки, в исполнении « Страстей по Матфею » Баха под руководством Феликса Мендельсона , состоявшемся на сцене Академии .
Тогда же, в 1829 году, вероятно, из-за конфликта со Спонтини, Мильдер-Хауптман покинула театр и впоследствии концертировала в Петербурге , Риге , Копенгагене , Стокгольме и различных городах Германии . Среди прочих сочинений она исполняла композиции Шуберта, в том числе песню «Пастух на скале», которую он написал для неё в 1828 году и которая стала последним произведением композитора . Последнее выступление певицы на сцене состоялось в 1836 году в Вене, после которого она попрощалась с публикой .
После завершения своей музыкальной карьеры Анна Мильдер-Хауптман жила в Вене у своей единственной дочери, а затем в Берлине . Там же она умерла 29 мая 1838 года после непродолжительной болезни и была похоронена на кладбище Домфридхоф, принадлежавшем католической Общине святой Ядвиги .
Отзывы современников
Искусство Анны Мильдер-Хауптман было чрезвычайно ценимо современниками на всём протяжении её карьеры. Уже в 1808 году композитор и музыкальный критик Иоганн Фридрих Рейхардт писал о её исполнении партии Ифигении: «Мне стало так хорошо, когда я услышал „Ифигению“ Глюка в исполнении великолепной Мильдер. <…> Это, несомненно, самый прекрасный, сильный и чистый голос, который я когда-либо слышал в Италии, Германии, Франции и Англии» .
Гаспаре Спонтини, пытаясь в 1811 году заполучить певицу для Итальянской оперы в Париже, писал ей: «Слава о вашем таланте дошла до нас, и в Париже ваша репутация не менее велика, чем в Вене. Я и сам имел честь слышать вас, будучи в Австрии два года назад, и никогда человеческий голос не заставлял меня испытывать более сильные чувства, чем то, что я пережил в тот счастливый момент» .
Немецкий филолог Густав Фридрих Партай писал о певице в своих воспоминаниях: «Её голос сочетал мягкость, чистоту и силу в такой мере, какой доселе ещё не бывало. <…> К тому же она была прекрасно сложена, как настоящая королева, и обладала природной величественностью, какую можно найти лишь в античных статуях» .
К числу поклонников певицы принадлежал Иоганн Вольфганг Гёте . Впервые услышав её 23 августа 1823 года, он писал затем в письме Карлу Фридриху Цельтеру , что одно воспоминание о её пении вызывает у него слёзы . В 1828 году он послал ей экземпляр своей «Ифигении», сопроводив подарок посвящённым певице стихотворением .
Пение Мильдер-Хауптман высоко ценил Георг Фридрих Гегель , бывший близким другом певицы. Эта дружба и то явное восхищение, с которым Гегель говорил о певице, даже породили в берлинском обществе слухи о романе между ними .
Другой философ, Фридрих Шеллинг , также принадлежал к числу ценителей её искусства . В 1811 году он писал в письме Паулине Готтер: «… недавно мне доставило превеликое наслаждение пение мадам Мильдер из Вены, которая выступила здесь в „Ифигении“ Глюка. Её голос, пожалуй, не имеет себе равных в Германии <…>» .
Примечания
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ , p. 3127.
- ↑ .
- ↑ , p. 330.
- ↑ , стб. 598.
- ↑ Christian Fastl. (нем.) . Oesterreichisches Musiklexikon online . Дата обращения: 7 мая 2020. 28 июля 2019 года.
- ↑ , стб. 832.
- ↑ , p. 134.
- , p. 135.
- Terry Pinkard. . — Cambridge University Press, 2001. — P. 516.
- Alain Olivier. // / Friedhelm Nicolin, Otto Pöggeler. — Hegel-Studien. — Hamburg: Felix Meiner Verlag, 2000. — P. 14.
- . ИГИТИ . Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Дата обращения: 7 мая 2020. 7 апреля 2022 года.
Литература
- Мильдер-Хауптман, Паулина Анна // Театральная энциклопедия / П. А. Марков. — М. : Советская энциклопедия, 1964. — Т. III. — Стб. 832.
- Грищенко С. М. Мильдер-Хауптман, Паулина Анна // Музыкальная энциклопедия / Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — Т. III. — Стб. 598.
- H. P. Clive. Milder-Hauptmann, Anna // . — Clarendon Press,, 1997. — P. 133—135.
- Karl-Josef Kutsch, Leo Riemens. // Großes Sängerlexikon. — Walter de Gruyter, 2012. — P. 3127—3128.
- Florence Ashton Marshall. // A Dictionary of Music and Musicians. — Grove, 1900. — P. 330—331.
Ссылки
- Klaus Martin Kopitz. (нем.) . MUGI . Hochschule für Musik und Theater Hamburg.
- F. A. Marshall. (англ.) . Grove Music Online .
- Lorenz Mikoletzky. (нем.) . Neue Deutsche Biographie .
- 2020-10-30
- 1