Маркова, Римма Васильевна
- 1 year ago
- 0
- 0
1-й Офице́рский генера́ла Ма́ркова полк — первая из войсковых частей Добровольческой армии (впоследствии ВСЮР и Русской Армии ), получивших именное шефство одного из основоположников Белого движения на Юге России Генерального штаба генерал-лейтенанта С. Л. Маркова .
4 (17) ноября 1917 года генерал Алексеев в Новочеркасске посетил лазарет № 2 по Барочной улице, после чего из первых добровольцев была организована Офицерская рота . Эта рота за несколько месяцев за счёт пополнений была развёрнута в 3 отдельных офицерских батальона. Дата 4 ноября и считается датой зарождения полка. Специальной комиссией офицеров 1-го батальона была утверждена форма батальона, аналогичная форме ударных частей. Основное отличие — чёрные погоны.
С началом Первого Кубанского похода в станице Ольгинской было произведено переформирование Добровольческой армии путём сведения мелких частей в более крупные соединения. 12(25) февраля 1918 года , полк был сформирован из 1-го, 2-го и 3-го Офицерских батальонов, Ударного дивизиона Кавказской кавалерийской дивизии, части 3-й Киевской школы прапорщиков , и Морской рот , как Сводно-офицерский полк, получивший в дальнейшем именное шефство своего первого командира генерала Маркова. Первоначально состоял из 4 рот и команды связи и подрывников при 13 пулемётах. В середине марта 1918 в полк вторым батальоном был включён Особый Юнкерский батальон (5-я и 6-я роты).
Уже в ходе Ледяного похода Сводно-Офицерский полк стал называться Офицерским, с середины марта 1918 года он входил в состав 1-й пехотной бригады под началом генерала Маркова. 27 мая (9 июня) 1918 года был переименован в 1-й Офицерский полк.
25 июня 1918 года, в самом начале Второго Кубанского похода , в бою у станции Шаблиевка был убит генерал Марков, командовавший к этому времени 1-й пехотной дивизией Добровольческой армии . Уходивший красный бронепоезд сделал последние выстрелы, и осколком одного из снарядов была снесена часть головы генерала, наблюдавшего со стога за ходом боя Ныне в этом уже городе — Сальске — генералу Маркову поставлен памятник .
На построении полка его командир полковник Тимановский сказал:
«Отныне каждый чин полка носит имя первого командира. Не будет с нами генерала Маркова, но он будет жить в сердцах всех нас и незримо вести нас, руководить нами. Мы увековечим его память своей жертвенной любовью к Родине, непоколебимым духом, своими делами, пример которых он показал нам. Мы в рядах полка его имени будем выполнять свой долг с полной верой, что Россия снова будет Великой, Единой и Неделимой. Чтобы укрепить нашу духовную связь с Шефом, устанавливается день полкового праздника в день его Ангела — 25 сентября , день, посвящённый Святому Сергию Радонежскому ».
На чёрных, марковских погонах отныне был вензель генерала Маркова: «М» и вензель — «Г. М.» для 1-й роты полка — «роты генерала Маркова».
По завершении Второго Кубанского похода почти без передышки полк был переброшен в Каменно-угольный бассейн, где совместно с другими частями Добровольческой армии вёл тяжёлые бои против махновцев и красноармейцев. В феврале 1919 года состав полка — 800 штыков при 20 пулемётах . Понёс потери в боях до 300 человек, но был пополнен добровольцами и достиг численности в 1500 человек при 30 пулемётах — 4-м батальоном стал сводный батальон из Сибирского и Кабардинского полков в 400 штыков, прибывший из Южной армии . Питание и снабжение марковцев было очень скудным, большие потери несла и эпидемия тифа . Погиб в бою уважаемый всеми за храбрость полковник Булаткин, а командир полка Сальников отрешён от командования из-за конфликта с личным составом. В дальнейшем полк участвовал в походе на Москву .
27 мая с боем был форсирован Северский Донец. Марковцы получили английское обмундирование, и их строй принял однообразный вид, как и положено воинской части.
Полк участвовал в боях по занятию Белгорода, отражал наступление 14-й армии РККА под Купянском, потеряв до 800 человек убитыми и ранеными. Полк нёс потери в постоянных боях и пополнялся в основном пленными красноармейцами. Офицерской в его составе осталась только 1 рота, да и в ней рядовых было больше половины.
Обеспечивая правый фланг корниловцев , наступающих на Орёл, полк 19 сентября с тяжёлыми боями берёт Ливны. Наступает на Елец, но в тяжёлых встречных боях сминается частями красных и вынужден отступить на юго-запад, единственное свободное направление к своим. Далее в метели и мороз последовало отступление «дорогой смерти» по чугуевским лесам с постоянными боями в почти полном окружении. Несколько деревень, в которых местные жители убили марковских офицеров, были сожжены.
В Славянске был оставлен дивизионный госпиталь с ранеными.
Приказом от 25 июля 1919 года началось формирование 2-го Офицерского генерала Маркова полка . Окончательно он был сформирован 27 августа 1919 года в Харькове на базе 4-го и запасного батальонов и офицерского кадра 7-й роты Марковского полка. Численность полка 3500 штыков, в том числе 400 офицеров в 2 офицерских ротах, при 40 пулемётах.
16 октября 1919 года был сформирован 3-й Офицерский генерала Маркова полк . Его формирование велось с сентября и проходило в Харькове на базе 9-й офицерской роты 1-го полка.
Приказом Главнокомандующего ВСЮР от 27 октября 1919 года 1-я пехотная дивизия , куда входили все три Марковских полка, была разделена на Корниловскую ударную и Офицерскую генерала Маркова пехотную дивизии. Помимо марковских полков в состав образованной дивизии вошла Артиллерийская генерала Маркова бригада, сформированная 28 октября 1919 года на базе 1-й артиллерийской бригады, а также 1-я отдельная инженерная генерала Маркова рота. Весной-осенью 1919 года были созданы запасные батальоны Марковской дивизии — один на всю дивизию и по одному на каждый полк, кадры которых шли на пополнение боевых частей. В таком составе дивизия входила в состав 1-го армейского корпуса.
Полковая форма к этому времени состояла из чёрных гимнастёрки и галифе, чёрных с белым кантом погон, фуражки с чёрным околышем и белой тульёй. Носили её только заслуженные ветераны полка. Основной состав имел только чёрные погоны и чёрно-белые фуражки.
31 декабря 1919 года в ходе отступления ВСЮР Марковская дивизия в Донбассе попала в окружение в селе Алексеево-Леоново и потеряла половину личного состава. 1-й Офицерский полк вырвался из окружения в числе 300 человек при 5 пулемётах.
Для пополнения состава дивизии запасные батальоны в январе 1920 года были расформированы и полностью направлены в строевые части. После восстановления численности дивизии — 641 офицер и 1360 солдат, она разгромила Ейское восстание большевиков и успешно держала оборону южнее Ростова-на-Дону. Марковские полки в составе Добровольческого корпуса 7 февраля, переправившись через Дон, с боем захватили Ростов-на-Дону. Но при отступлении армии Деникина вглубь Кубани Марковская дивизия вновь потерпела поражение, смятая красной кавалерией, 29 февраля в бою у станицы Ольгинская, в которой 2 года назад и был сформирован Офицерский полк, после чего 1 марта дивизия была сведена в Сводно-Офицерский генерала Маркова полк в 500 штыков и около 400 раненых отправлено в тыл. Командующим был назначен полковник А. Н. Блейш . Артиллерийская бригада была сведена в Отдельный артиллерийский генерала Маркова дивизион, конные сотни — в Конный дивизион.
Марковцы были отведены в Новороссийск. Влитые пополнения позволили вновь развернуть Марковскую дивизию в составе 3 полков и артиллерийской бригады. Общий состав дивизии достиг почти 3800 человек — из них 906 офицеров - при 10 орудиях и 72 пулемётах. При этом 1-й Офицерский генерала Маркова полк состоял из 284 офицеров при 549 солдатах — этот полк был самым многочисленным в дивизии . По другим данным дивизия имела всего 900 человек личного состава, из них 245 офицеров .
После эвакуации марковских частей из Новороссийска в Крым 26 марта 1920 года, дивизия была восстановлена. В Крыму она вошла в состав образованного 1-го армейского корпуса. Дивизия была 5 эшелонами переброшена из Севастополя в Симферополь и пополнена до почти 4,5 тыс. человек, причём 1-й полк состоял из 1043 человек (375 из которых были офицерами) при 27 пулемётах. В частях свирепствовал тиф, но части проводили учения, пополняли запасы вооружений и боеприпасов, даже маршировали с оркестром по улицам города для поднятия обывателей .
11 мая 1920 года после переименования ВСЮР генералом П. Н. Врангелем в Русскую армию , Офицерская генерала Маркова дивизия была переименована в Пехотную генерала Маркова дивизию (в соответствии с этим переименованием «пехотными» стали называться и полки дивизии). Летом 1920 года в составе дивизии были вновь созданы запасные батальоны полков и дивизии (последний предназначался для развёртывания в 4-й полк, формирование которого было начато в октябре). В составе 1-го армейского корпуса Марковская дивизия участвовала в боях в Северной Таврии , Заднепровской операции. В марковские части выли влиты малочисленные Белозерский, Кабардинский, Олонецкий, Якутский, Наваганский полки и Отдельный Сибирский стрелковый офицерский батальон. 1-й марковский полк совместно с со своей дивизией провёл многодневные бои в районе Андребург-Гейдельберг. К 1 сентября полк имел в составе 500 штыков при 20 пулемётах. Такими же по составу были и 2-й и 3-й полки. 6 сентября марковцами был захвачен Александровск. Занят о. Хортица. 25 сентября с боем форсирован Днепр. В боях с бригадой московских курсантов дивизия несла потери. Отступила обратно за Днепр.
В этот период на роту приходилось всего по 4-5 офицеров и столько же старых преданных солдат. Пополнения в полк поступали из бывших красноармейцев, проходивших небольшое обучение в запасном батальоне. Однажды был вскрыт заговор в одном из запасных батальонов по убийству офицеров и переходу на сторону красных. 23 человека было немедленно арестовано и расстреляно.
14 октября в сражении под Днепровкой марковцы были смяты атакующим противником, контратака в штыки не смогла изменить ситуации. Дивизия отступила, генерал Третьяков застрелился. Марковцы с трудом смогли пробиться в Крым, 21 октября отступив к Геническу. В полку было всего 400 штыков, во всей дивизии — 900.
Отходили по Арабатской стрелке. Были переброшены в Джанкой и на Юшуньские позиции, которые обороняли совместно с корниловцами и бронепоездами «Георгий Победоносец» и «Генерал Марков».
Бригада из 1-го и 3-го Марковского пехотных полков, которой командовал полковник П. Я. Сагайдачный , участвовала в последних боях Русской армии генерала Врангеля в Крыму в ноябре 1920 года.
30 октября они охраняли Чонгарский перешеек. Приказ отступать им во время не доставили. Все белогвардейские части ушли, даже бронепоезд . Полковник понял, что надо быстро принимать решение, и, подчинив 3-й полк, спешно повёл бригаду на юг. Вскорости прискакал казак с донесением, что надо отступать — с опозданием в 3 часа. Но марковцы почти догнали свою уходившую колону. Параллельно им шла многочисленная красная конница. Впереди со станции Курман-Кемельчи отстреливаясь ушли белые бронепоезда, и марковцы оказались в окружении. Сомкнувшись в каре совместно со Сводно-Гвардейским батальоном они залпами и пулемётами сдерживали красную кавалерию, но она смогла врубиться в их ряды. Наступившие ранние сумерки позволили им отступить.
31 октября марковцам вручаются наградные знамёна ордена Святителя Николая Чудотворца , также как и корниловцам и дроздовцам. Марковцы были представлены к этим наградам ещё за бои в Северной Таврии, но получили знамёна уже при эвакуации. Всего 29 марковцев было награждено новым орденом. Общие потери марковцев за период боёв с февраля 1918 по ноябрь 1920 года составили убитыми до 6 тыс. человек и почти 24 тыс. ранеными.
В начале ноября 1920 года дивизия вместе с другими частями Русской армии эвакуировалась из Крыма. 14 (27) ноября в Галлиполи остатки дивизии были сведены в Марковский полк и Марковский артиллерийский дивизион, общей численностью в 2050 человек. Полк разместился в долине «Роз и смерти». Были открыты полковые офицерские курсы, спортивные команды, церковь, театр, баня.
Для чинов полка в эмиграции был установлен нагрудный знак в виде чёрного мальтийского креста с белой узкой каймой, в центре — чёрный прямоугольник с пересекающимися по диагонали линиями, окружённый серебряным терновым венком; на концах креста даты: «12», «фев», «19», «18».
В 1922 году после переезда в Болгарию марковцы прекратили своё существование как отдельные воинские части, войдя в РОВС в 1924 году.
В период Второй мировой войны часть марковцев служила в Русском охранном корпусе и РОА .
В советской историографии марковцев зачастую называли монархистами-черносотенцами , но чины полка придерживались разных политических взглядов. Были и монархисты, но и откровенные социал-революционеры, которые находили взаимопонимание с рабочими и успешно их агитировали вступать в ряды полка .
Полковой марш — марш 13-го Белозерского пехотного полка .
В эмиграции марковцы свято хранили традиции своего полка, сохранив в нескольких выпущенных книгах воспоминания о боях и лишениях Гражданской войны.