Федосова, Надежда Капитоновна
- 1 year ago
- 0
- 0
Ири́на Андре́евна Федóсова , или Федосóва ( 17 [29] апреля 1827 , деревня , Олонецкая губерния — 10 [22] июля 1899 , деревня , Олонецкая губерния ) — русская народная сказительница , вопленица , исполнительница народных песен .
Родилась в многодетной семье Андрея Ефимовича и Елены Петровны Юлиных. Начала работать в шесть лет, а в 12 лет стала подголосничать на свадьбах. В конце 1840 годов приобрела широкую известность в Заонежье как замечательная плакальщица. В 1864 году с семьёй переехала в Петрозаводск , где муж Яков Федосов приобрёл столярную мастерскую.
В 1880-х годах выступала в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани . С 1895 года проживала в Петербурге в квартире государственного тайного советника Т. И. Филиппова (наб. р. Мойки, 74). Весной 1899 года вернулась в Карелию .
Похоронена на кладбище при Кузарандской приходской церкви Рождества Богородицы на на берегу Онежского озера .
Первый муж (с 1850 г.) — Пётр Трифонович Новожилов (1789—1862), вдовец, крестьянин деревни Сидорово Кузарандского общества Толвуйской волости .
Второй муж (с 1863 г.) — Яков Иванович Федосов (1825—1884), крестьянин деревни Лисицино Кузарандского общества Толвуйской волости. Воспитывали племянника—Ивана Тимофеевича Федосова, который работал подмастерьем в столярной мастерской мужа. Детей Ирина Андреевна не имела.
Первые фольклорные записи были сделаны от неё в 1867 году преподавателем Олонецкой духовной семинарии Елпидифором Васильевичем Барсовым и опубликованы в газете « Олонецкие губернские ведомости ». Это были тексты различных жанров: десять духовных стихов, баллады «О девяти братьях-разбойниках», «Василий и Софья», «Казань-город» и былина «Чурилушка Пленкович». В конце публикации значилось: «Все напечатанные здесь „стихи“ записаны мною от Ирины Толвуйской». Но основным жанром Федосовой были причитания . В течение двух лет Е. В. Барсов записывал от исполнительницы плачи, вошедшие в трёхтомник «Причитания Северного края», признанный выдающимся событием в фольклористике и этнографии. Первая часть «Причитаний» — «Плачи похоронные, надгробные и надмогильные» — издана в 1872 г., вторая — «Плачи завоенные, рекрутские и солдатские» — в 1882 г., третья — «Свадебные причитания» — в 1885 г.
Всего фольклористами было записано более 30 000 стихов от Федосовой: плачей-поэм, причитаний, лирических песен, былин, баллад, сказок, пословиц, поговорок, исторических и духовных песен. Её записывали Е. В. Барсов, Ф. М. Истомин и Г. О. Дютш , О. Х. Агренева-Славянская .
В 1895—1896 годах состоялись выступления Федосовой в Петербурге , Москве , Нижнем Новгороде и в других городах, которые заставили говорить о «магической силе» её искусства. Организатором был учитель петрозаводской гимназии Павел Тимофеевич Виноградов , поддержанный Т. И. Филипповым , Ф. М. Истоминым и другими общественными деятелями и фольклористами. Пресса сообщила о 31 выступлении вопленицы в различных городах России, большинство которых состоялись в Петербурге и Нижнем Новгороде.
В январе 1895 года Петербурге выступала в Соляном городке , на заседании Академии наук, на заседании Археологического института , в гимназиях и частных домах, была награждена серебряной медалью «за обогащение русской народной поэзии» и дипломом Академии наук; ей были посвящены специальные заседания научных организаций.
В январе 1896 года в Москве выступила на заседании Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, где была награждена второй серебряной медалью; на заседании Московского археологического общества и в Историческом музее .
В июне 1896 года выступала в Нижнем Новгороде на Всероссийской Художественно-промышленной выставке, где её слушателями были люди из всех областей России, и она приобрела наиболее многочисленную аудиторию.
Во время поездок встречалась со многими деятелями русского искусства и литературы 1890-х годов — М. Горьким , Ф. И. Шаляпиным , Н. А. Римским-Корсаковым , М. А. Балакиревым . Её слушали крупные филологи того времени — А. Н. Веселовский , Л. Н. Майков , В. Ф. Миллер и др. Яркий портрет И. Федосовой нарисовал М. Горький в очерке «Вопленица», романе « Жизнь Клима Самгина ».
В 1896 г. её голос был записан на один из первых фонографических восковых валиков, эта запись сохранилась .
Уже в XIX веке ставшие классикой, плачи Федосовой по своему художественному уровню до сих пор остались непревзойдёнными образцами народной обрядовой поэзии. Её называли «народной поэтессой», и в этом не было никакого преувеличения — её причитания были во многом «авторскими».