Продажа картин из коллекции Эрмитажа
- 1 year ago
- 0
- 0
«Продажа невольницы» ( фр. Vente d'esclaves à Rome ) — картина французского художника Жана-Леона Жерома , написанная им в 1884 году . Находится в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге ( Россия ).
Французский живописец Жан-Леон Жером (1824—1904) был учеником знаменитых художников Поля Делароша и Шарля Глейра , от которых он на всю оставшуюся жизнь почерпнул страсть к путешествиям, изучению обычаев разных народов, а также особую любовь к Востоку. Ранние картины Жерома были хорошо оценены одним из самых уважаемых и влиятельных художественных критиков и впоследствии другом художника — Теофилем Готье . На волне зарождения массовой культуры провинциал Жером начал отражать чаяния новой публики формирующейся буржуазной Франции , став знаменитым у салонной аристократии благодаря своим академическими портретами и мелодраматическими полотнами, так и картинам о наполеоновских походах и жизни на арабских базарах, а также работами на мифологические и эротические темы. Находясь на вершине своей творческой карьеры, Жером был постоянным гостем императорской семьи и занимал должность профессора в Школе изящных искусств . Его студия была местом встречи художников, актёров и писателей, а сам Жером стал легендарным и уважаемым мастером, известным своим язвительным остроумием, пренебрежительным отношением к дисциплине, однако жёстко регламентированными методами преподавания и крайней враждебностью к импрессионизму .
В то же время во Франции появился спрос на новый подход к исторической живописи, выраженный в словах историка Проспера де Баранта , отмечавшего, что «мы все хотим знать о том, как жили более ранние общества и отдельные личности. Мы требуем того, чтобы их образ был ясно виден в нашем воображении, и чтобы они предстали живыми перед нашими глазами». C конца 1850-х годов Жером оказался невероятно предприимчив в выборе пользовавшихся популярностью исторических тем, начиная от Древней Греции и Рима . Также Жером будто ответил на призыв Баранта, взявшись за довольно эклектичное переосмысление своего академизма , во многом находясь под влиянием Жан-Огюст-Доминика Энгра , писавшего свои картины через призму личной и повседневной жизни, а также своего учителя Делароша, выбравшего более театральный подход в живописи на исторические сюжеты. Жером начал работать над достижением баланса между реализмом почти документальной точности и научным подходом к образной реконструкции исторических событий, развив в себе умение мастерски управлять повествовательным потенциалом сюжетов своих картин, ввиду чего они производили неизгладимое впечатление на зрителей. В то же время он отказался от поэтических обобщений и идеализации главных героев, однако уравновешенная и дотошная в деталях живописная техника художника практически делала людей непосредственными свидетелями событий прошлого . Написание картин на сюжеты из жизни в Древнем Риме занимало значительно место в творчестве Жерома, умевшего придать композициям своих работ законченную целостность и театральную зрелищность в сочетании с гладкой и чёткой живописной техникой, а также будто скульптурной моделировкой фигур персонажей . Вместе с тем художника часто обвиняли в том, что он работает на потребу публике и не задумывается о будущей востребованности сюжетов своих картин .
В 1854 году Жером совершил очередное путешествие в Турцию , а в 1856 году посетил Египет , побывав также и в других странах Ближнего Востока как европейский художник, проявлявший живой интерес к экзотике, имевшей большой спрос в эпоху романтизма. В результате он собрал значительное количество материала для будущих картин с образами обнажённых восточных красавиц, в том числе на тему рабства и эксплуатации женщин , особенно белых, в том числе в исламском мире , в которых научная точность соединилась с причудливым воображением .
В настоящее время известно несколько картин Жерома по темам невольничьих рынков, местом действия которых он избрал Древний Рим или Стамбул XIX века . Среди них можно выделить такие работы, как « Покупка рабыни » 1857 года (частная коллекция) и « Арабский рынок наложниц » 1866 года ( Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк ) . Картина «Продажа невольницы» была написана в 1884 году . Почти одновременно по той же теме Жером создал другую работу под названием « Римский невольничий рынок » ( Художественный музей Уолтерса ), на которой рабыня изображена со спины, благодаря чему зритель может вглядеться в лица рабовладельцев . О схожести о композиций также можно судить по имеющимся карандашным наброскам, на которых запечатлены фигуры работорговца и рабовладельца, впоследствии изображённые Жеромом по отдельности на этих двух работах . В то же время композиции всех этих картин отсылают зрителя к другой более ранней и известной работе Жерома 1861 года — « Фрина перед ареопагом » ( Гамбургский кунстхалле ) . Он писал «Фрину» по фотографии обнажённой женщины работы Надара , более известного своими портретами писателей, художников и политиков . Моделью для фотографа была Мари-Кристин Леру , одна из лишь трёх женщин, которых Надар фотографировал обнажёнными за время своей карьеры .
Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 92 × 74 см . В центре полотна на высоком помосте стоит древнеримский работорговец, демонстрирующий в качестве товара находящуюся рядом обнаженную женщину, которая от стыда закрыла рукой своё лицо. Она выставлена на всеобщее обозрение для продажи похотливым рабовладельцам, которые энергичным жестом выставляют вперед левую руку и тем самым назначают цену за рабыню. Слева от неё на полу сидит ещё одна обнажённая женщина, угрюмо ждущая своей судьбы. Позади же них обеих стоит закутанная в платок мать с тремя голыми детьми. Несмотря на чувственную привлекательность композиции картины Жерома, она является яркой демонстрацией ужаса рабства .
В 1884 году ещё до открытия Парижского салона картина «Продажа невольницы» была куплена у Жерома великим князем Сергеем Александровичем для своей жены Елизаветы Федоровны . В 1930 году работа была оценена конторой «Антиквариат» , после чего попала в коллекцию Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге ( Россия ), где и находится в настоящее время под инвентарным номером ГЭ-6294, выставляясь в 308 зале здания Главного штаба . В 2012—2013 годах картина в рамках масштабной выставки работ французских художников-современников Жерома, в частности представителей импрессионизма, неоклассицизма и романтизма, экспонировалась в музее Ван Гога в Амстердаме ( Нидерланды ) .