Interested Article - Развлечение (журнал)
- 2020-08-29
- 2
«Развлече́ние» — российский иллюстрированный литературно-художественный юмористический журнал, выходивший в Москве еженедельно в 1859—1916 (?) годах . В источниках существуют разные версии по поводу даты закрытия журнала. По некоторым данным, издание прекратило свою деятельность в 1905 году ; по другим сведениям, оно выходило вплоть до 1918-го .
У истоков журнала стоял Фёдор Миллер , совмещавший обязанности издателя и редактора до 1881 года; в дальнейшем владельцы «Развлечений» часто менялись .
В журнале публиковались стихи, рассказы, повести; фирменным зна́ком «Развлечений» были карикатуры , печатавшиеся в каждом номере.
С изданием сотрудничали поэт-пародист Борис Алмазов , учёный Владимир Даль , писатель Александр Левитов , публицист Тихон Герольдов (под псевдонимом « Фру-Фру »), поэт и журналист Дмитрий Минаев ; Антон Чехов отдавал в «Развлечения» свои ранние рассказы . В 1859 году на страницах журнала, под псевдонимом « Л. Долинская », дебютировала в литературе баронесса Л. Я. Черкасова .
Издатели
Фёдор Миллер , основавший журнал, в первые месяцы допустил крупную идеологическую ошибку: не проконтролировал сдачу в набор номера, в котором планировалось напечатать стихи писателя Данилова за подписью «Волинадо». По воспоминаниям Владимира Гиляровского , издатель был вызван в цензурный комитет , чиновники которого расшифровали псевдоним как сочетание слов «Воли надо». Миллера наказывать не стали, а Данилова, несмотря на заверения, что «Волинадо» — это его фамилия, написанная наоборот, отправили в двухлетнюю ссылку на Кавказ .
Финансовое положение журнала при Миллере было тяжёлым, денег для привлечения толковых авторов не хватало, поэтому порой весь номер готовил И. А. Вашков — единственный постоянный сотрудник, который фактически выполнял обязанности редактора и писал рассказы и фельетоны под псевдонимом «Мичман Жевакин» .
Антон Чехов, характеризуя ироничное отношение в обществе к изданию Миллера, упомянул про журнал в рассказе « » (1880), герой которого
Любит больше всего на свете свой почерк, журнал «Развлечение» и сапоги со скрипом, а наиболее всего самого себя.
Александр Викторович Насонов , ставший издателем журнала после смерти Миллера (1881), к журналистике никакого отношения не имел: он работал в железнодорожном ведомстве. Однако именно при нём «Развлечение» начало обретать популярность. Там печатались Александр Плещеев , Сергей Терпигорев , Василий Немирович-Данченко , Пётр Невежин . Чехов опубликовал в юбилейном (посвящённом 25-летию со дня выхода) номере рассказ «Маска»; позже принёс в редакцию роман «Брак по расчёту» (1884, № 43) и пародию на святочный рассказ «Страшная ночь» (1884, № 50) . Для руководства музыкальным отделом журнала Насонов пригласил композитора Александра Дюбюка . В издание пришли художники-карикатуристы; темы для иллюстраций сочинялись на субботних вечерах у издателя; за удачные мысли и свежие идеи сотрудникам сразу выплачивался гонорар . С 1884 года фактическим редактором журнала был Евстафий Савельевич Фёдоров-Чмыхов .
И. А. Щербов получил журнал «за долги» в конце 1885 года, когда у Насонова возникли финансовые сложности, не позволявшие вкладывать средства в «Развлечение». Недолгая издательская деятельность Щербова привела к тому, что из журнала ушли многие авторы .
Иван Андреевич Морозов , очередной владелец «Развлечения», решил не брать в журнал сотрудников, претендующих на высокую зарплату. У него было всего два автора — создатель множества «сердцещипательных» романов Алексей Михайлович Пазухин и писатель Иван Кондратьев , которые своими произведениями почти целиком заполняли номер. Карикатуры и стихи либо приобретались издателем за бесценок, либо «переделывались из старых» .
Николай Никитич Соедов , которому «Развлечение» досталось от Морозова (1891), был по роду деятельности далёк от издательской сферы (он работал в Московском кредитном обществе), однако благодаря дружбе с писателями и актёрами сумел сделать журнал безубыточным. Система его работы была близка той, которую применял Насонов: Соедов устраивал у себя дома «деловые вечеринки», во время которых шло планирование очередного номера :
Памятна мне вечеринка перед днём пятидесятилетия журнала, где обсуждался выпуск большого юбилейного номера. На нём Фёдор Иванович Шаляпин , ещё начинавший только свою карьеру, первый раз спел « Дубинушку », а мы хором подпевали.
Сам юбилейный выпуск, по воспоминаниям Гиляровского, вышел в свет на хорошей бумаге; в номере были напечатаны портреты не только всех действующих сотрудников, но и основателя журнала Миллера .
Николай Иванович Пастухов , издатель « Московского листка », долгие годы был персонажем карикатур и стихотворных фельетонов, публикуемых на страницах «Развлечения». Перекупив его у Соедова, Пастухов продемонстрировал, что не намерен извлекать из журнала выгоду: «Развлечение» стало бесплатным приложением к «Московскому листку». В таком виде журнал просуществовал год, после чего Пастухов его закрыл .
Иллюстрации
В учредительных документах «Развлечение» значилось как «литературный и юмористический журнал с политипажами ». Издание в числе первых освоило печатную графику; благодаря этой технологии редакции удавалось привлекать к сотрудничеству художников разных жанров .
В журнале работали карикатуристы Николай Ефимович Рачков, Николай Васильевич Иевлев ; в редакцию приносили рисунки студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества ; иногда размещал свои работы Михаил Осипович Микешин .
Со дня основания в «Развлечении» работал Лавр Лаврович Белянкин , славившийся жёстким отношением к героям своих карикатур. Темы он выбирал сам, не терпел диктата и, по свидетельству Гиляровского, «никогда не шёл против властей». Особенно непримирим был Белянкин к столичному купечеству: на одной из иллюстраций, опубликованных в журнале, он изобразил представителя династии Хлудовых , перед которым в полупоклоне стоит человек с водочным штофом, — Николай Иванович Пастухов .
В 1914 году Влас Дорошевич в статье о московских карикатуристах назвал Белянкина представителем «героических времён русской юмористики» и «остатком давних лет» :
Он рисует злющие карикатуры. По любви и по привычке. Он состоятельный человек. Пользуется известностью как художник. Как последний миниатюрист.
Примечания
- ↑ Богословский А. Н. «Развлечение» // / гл. редактор А. А. Сурков. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — Т. 6. — С. 154. 22 декабря 2015 года.
- / А. В. Западов. — М. : Высшая школа, 1973. — С. 316. 23 сентября 2015 года. . Дата обращения: 16 ноября 2014. Архивировано 23 сентября 2015 года.
- / М. Фриче, А. В. Луначарский. — М. : Коммунистическая академия, Советская энциклопедия, Художественная литература, 1929—1939. 29 ноября 2014 года. . Дата обращения: 16 ноября 2014. Архивировано 29 ноября 2014 года.
- Развлечение [М., 1859—1918] // . — М. : Государственное издательство политической литературы, 1959. — С. 386—387. 29 ноября 2014 года.
- Быков П. В. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М. : АСТ, 2006. — С. 404-405. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4 .
- ↑ Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М. : АСТ, 2006. — С. 406-407. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4 .
- Чехов А. П. Собрание сочинений в восьми томах. — Правда, 1969. — Т. 1. — С. 439. — 445 с. — (Библиотека «Огонёк»).
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- ↑ Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М. : АСТ, 2006. — С. 408-409. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4 .
- ↑ Кольцова Л. А. . — М. : Галарт, 2008. — 320 с. — ISBN 978-5-269-01061-8 . 2 февраля 2015 года. . Дата обращения: 16 ноября 2014. Архивировано 2 февраля 2015 года.
- Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М. : АСТ, 2006. — С. 403. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4 .
- Влас Дорошевич. // Русское слово . — 1914. — № 4 марта . 4 марта 2016 года.
- 2020-08-29
- 2