Вейл, Ирвин
- 1 year ago
- 0
- 0
Ирвин Чемберс Скарбек ( англ. Irvin Chambers Scarbeck ; 8 мая 1920 года — 1970 год ) — сотрудник Государственного департамента США , которого Министерство общественной безопасности Польши завербовало, шантажируя его обнародованием информации о его романтических отношениях с гражданкой Польши. На Скарбека было заведено в США уголовное дело под номером 50 783(b) по обвинению в шпионаже. Он получил 30 лет тюрьмы, в 1963 году этот срок сократили до 10 лет. В связи с произошедшим скандалом Акт 1917 года о шпионаже был пересмотрен, и его действие стало распространяться в отношении граждан США и за рубежом.
Скарбек окончил Городской колледж Нью-Йорка и Нью-Йоркский университет . Участник Второй мировой войны , служил в Армии США в 1942—1946 годах . Позже работал в Государственном департаменте США, отмечен ведомственными наградами. В 1958 году назначен административным служащим в Посольство США в Польше , в Варшаву переехал с женой, дочерью и двумя сыновьями . Любил семейные поездки в сельскую местность, слушал музыку. Сотрудники оценивали Скарбека положительно .
В 1959 году Скарбек начал отношения с 22-летней полькой Уршулой Марией Дишер ( польск. Urszula Maria Discher ) . Он неоднократно приезжал к ней на квартиру для личных встреч. В 1960 году агенты службы безопасности ПНР сделали несколько фотографий, застав Ирвина и Уршулу в постели. Министерство общественной безопасности Польши позже угрожало опубликовать эти фотографии, если Скарбек не согласится предоставлять им секретную правительственную информацию США . Сам Скарбек утверждал, что польские спецслужбы угрожали и Уршуле, поэтому согласился работать на ПНР, только чтобы спасти девушку. Он обеспечил её переезд в ФРГ, нашёл для неё там квартиру и выделил некую сумму средств на содержание .
За время своей работы в 1960—1961 годах Скарбек передал полякам несколько секретных докладов посла США в Польше Госдепу о политической ситуации в Восточной Европе . По окончании его работы в Польше Скарбека собирались командировать в другое посольство, однако в июне 1961 года ФБР арестовала Скарбека . В июле суд округа Колумбия предъявил обвинения Скарбеку в антигосударственной деятельности: попытке уничтожения государственных документов ( , ) и трёх случаях передачи секретной информации враждебным США государствам ( , ) . Скарбек стал первым, кому предъявили обвинения в раскрытии государственной тайны коммунистическим державам : это попадало под нарушение Акта о внутренней безопасности, предложенного сенатором Пэтом Маккарраном в 1950 году в разгар маккартизма и антикоммунистической истерии в США — одного из немногих Актов, который признаёт уголовным преступлением раскрытие государственных, военных и т.п. тайн . Сенатор Карл Мундт оправдывал подобные действия тем, что США уже был нанесён серьёзный урон от таких людей, как Элджер Хисс и Элизабет Бентли .
Скарбек был признан виновным в нарушении Раздела 50 Кодекса США, нарушение Раздела 18 Кодекса США не было доказано . В ноябре 1961 года он получил суммарно 30 лет тюрьмы: по 10 лет за каждое преступление , что было максимальным наказанием по закону . Супруга Скарбека заявила, что сядет в тюрьму вместе с ним . Скарбек подал апелляцию в Верховный суд США , и его адвокаты заявили о следующих доводах в пользу его оправдания:
В июне 1963 года Верховный суд оставил вердикт «виновен» без изменения , но сократил общий срок до 10 лет. В 1966 году Скарбек был помилован . Скончался в 1970 году.
В 1961 году член Конгресса США
выступил с призывом пересмотреть положения Акта о шпионаже 1917 года, заявив, что его действие распространялось только на территорию США, поэтому осудить за его нарушение Скарбека не удалось. Пофф попытался отменить положение статьи 791, чтобы применять Акт о шпионаже в любой стране. Поправку Поффа принял сенат только с третьего раза .