Размара, Хадж Али
- 1 year ago
- 0
- 0
Ха́дж или Хаджж ( араб. حَجّ ) — паломничество , связанное с посещением Мекки ( Мечеть аль-Харам ) и её окрестностей ( гора Арафат , долины Муздалифа и Мина ) в определённое время. Хадж является пятым столпом ислама после шахады , молитвы ( намаз ), милостыни ( закят ) и поста ( саум ).
В буквальном переводе с арабского языка означает «стремление, намерение или стремление к прославленному» и «возвращение, возобновление»:
так как хаджи́ (человек, совершающий хадж) следует вокруг Дома ( Каабы ) совершить обход , после определённого времени вновь возвращается, чтобы совершить обход, затем направляется к долине Мина и после завершения всех обрядов опять возвращается к Дому для совершения прощального обхода .
В терминологическом значении шариата хадж означает — специальное действие, совершаемое в определённое время, в определённом месте и определённым образом. Аллах Всевышний (в Коране ) вменил хадж в обязанность каждого мусульманина, что подтверждается сунной Его посланника и единодушным мнением улемов .
Совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря , вследствие чего этот месяц и получил название « зу-ль-хиджжа », то есть «обладающий паломничеством».
История обрядов хáджа , согласно мусульманским преданиям, восходит к самому пророку Адаму и его жене Хавве ( Адам и Ева ), после их изгнания из рая Адáн (Эдéм) , они встретились на горе Арафáт (стояние на горе Арафат является одним из обязательных обрядов и кульминацией хáджа ), а также Ибрахиму ( Аврааму ), и его сыну Исмаилю ( Исмаиль ), которого он должен был принести в жертву, но Аллах воспротивился человеческой жертве. И дабы почтить память о приношении в жертву, было приказано устроить великое жертвоприношение, принеся в жертву жертвенное животное. Испытав веру Своего пророка — Ибрахима (Авраама), Аллах не только сохранил ему сына, но и явил, что Ему не нужны кровавые человеческие жертвы.
Не дойдёт до Аллаха ни Их мясо, ни Их кровь, но дойдёт до Него богобоязненность Ваша. Так Он подчинил их Вам, чтобы Вы возвеличивали Аллаха за то, что Он вывел Вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!
В настоящее время мусульмане всего мира празднуют великий праздник жертвоприношения в десятый день месяца зуль-хиджа — Курбан-байрам ( тюрк. ) или Ид аль-Адха ( араб. ), который отсутствует в остальных авраамических религиях , бытуя только в исламе.
На протяжении веков смысл и традиции этого праздника были забыты и вновь восстановлены Мухаммедом .
Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. Если человек в силу уважительных причин не может сам совершить паломничество, он имеет право послать вместо себя другого человека, называемого «вакиль аль-хадж» , оплатив ему все необходимые расходы (но таким человеком в некоторых мазхабах может быть лишь тот, кто уже ранее совершал хадж). Вплоть до середины первой половины XX века , после отделения Хиджаза от Турции (тогда Османской империи ), число паломников было невелико: в 1926 году — 150 тыс. человек, в 1933 году — 20 тыс. человек .
Посланник Аллаха сказал:
Паломники, совершающие хадж и умру , являются гостями Аллаха Всевышнего, ибо поистине если они призовут к Нему, то Он ответит им, если они станут каяться перед Ним, то Он простит их.
Посланник Аллаха также сказал:
Гостями Всевышнего Аллаха являются три категории людей: паломники, совершающие хадж и умру и воины.
Сообщается, что сахаба Абдуллах ибн Абуа сказал:
Однажды я спросил посланника Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, о человеке, не совершающем хадж, «или ему нужно взять в долг, чтобы совершать хадж?». Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет».
Это означало, что человеку необязательно совершать паломничество за долги , если у него проблемы с финансами.
Согласно канонам, деньги на хадж, включая на дорогу, проживание и пропитание, должны быть заработаны исключительно честным путём, иначе хадж будет недействительным в глазах Аллаха.
Время проведения хаджа определяется по Исламскому календарю (календарю хиджры), в основе которого лежит лунный год .
Каждый год хадж проводится в течение пяти дней, начиная с 8 и заканчивая 12 днём месяца Зуль-хиджи , последнего месяца исламского года. 9-й день Зуль-хиджи называется « День Арафат » и считается днём хаджа.
Следующая таблица показывает даты хаджа по григорианскому календарю , в соответствии с 9-м днём Зуль-хиджи :
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
5 ноября | 25 октября | 14 октября | 3 октября | 22 сентября | 10 сентября | 31 августа | 20 августа | 10 августа | 30 июля | 19 июля | 8 Июля | 27 Июня |
Поскольку исламский календарь является лунным, его год на 11 дней короче григорианского, поэтому даты проведения хаджа меняются из года в год. Таким образом каждый год паломничество начинается на 11 (реже 10) дней раньше, чем в предыдущем году по григорианскому календарю . Такое различие допускает возможность того, что хадж будет проходить два раза за один григорианский год, подобное происходит каждые 33 года. Последний раз это явление наблюдалось в 2006 году .
Существуют три вида обрядов, связанных с выполнением священной обязанности — хаджа и умры , в частности:
Передают со слов Аиши :
В год прощального паломничества мы выехали в Мекку вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые из нас вошли в состояние ихрама, намереваясь совершить (только) умру, другие — хадж, и умру, третьи — (только) хадж, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объявил о своем намерении совершить хадж. И что касается объявивших о своем намерении совершить хадж с умрой, то они не вышли из состояния ихрама до дня жертвоприношения.
Среди учёных-богословов нет единого мнения относительно того, какой из видов паломничества (ихрама) является наилучшим, но едины во мнении, что хадж разрешается совершать вышеупомянутыми видами. Кроме того, богословы также не едины во мнении, какой из видов паломничества совершал Мухаммад.
Имеется ряд обязательных условий, при выполнении которых становится возможно совершение хаджа и умры. Считается, что этими условиями является следующие:
Обязанностью людей по отношению к Аллаху является совершение хаджа к Дому для тех, кто в состоянии это сделать
Иститоа(т) делится на две части:
Часть исламских богословов считает, что для совершения обрядов хаджа или умры женщинам необходимо иметь сопровождающего (махрама). Другие полагают, что женщина может совершать хадж в составе группы, основываясь на том, что Айша, жена пророка Мухаммада, совершала хадж после смерти своего мужа в сопровождении Абдуллаха ибн Омара, который не являлся её родственником. В настоящее время посольство Саудовской Аравии не выдаёт виз женщинам моложе 45 лет, если они не имеют сопровождающего.
По мнению богословов маликитского и ханбалитского мазхабов, хадж состоит из четырёх столпов, при невыполнении которых становится недействительным.
Богословы ханафитского мазхаба считают, что:
Богословы шафиитского мазхаба согласны с богословами маликитского и ханбалитского мазхабов , добавляя при этом ещё два столпа:
В течение трёх дней, с 11-го по 13-е зу-ль-хиджжа (айям ат-ташрик), паломники продолжают совершать жертвоприношения и вновь посещают долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба (джамрат аль-ула, джамрат аль-вуста и джамрат аль-акаба).
Все обряды хаджа оканчиваются 14-го зу-ль-хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи.
Многие после совершения хаджа посещают в Мекке места, связанные с памятью о пророке Мухаммеде . Одним из таких почитаемых мест является Гора Света (), у вершины которой расположена пещера Хира , где пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение Корана. Затем паломники отправляются в Медину , чтобы посетить могилу пророка и его ближайших сподвижников — праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа. По пути они останавливаются в городе Таифе, где Мухаммед скрывался от преследования мекканских язычников корейшитов. В этом городе расположена знаменитая мечеть Аббаса (дяди Пророка), где паломники совершают совместную молитву.
Прибыв в Медину, паломники направляются в Мечеть Пророка (Масджид ан-Наби) — вторую по значению после Запретной Мечети в Мекке. Первым делом совершается молитва приветствия мечети в два ракаата как и при входе в любую другую мечеть. Посещение могилы происходит следующим образом: посетитель подходит к благородной могиле, поворачивается к ней лицом и говорит: Мир тебе, о Посланник Аллаха, потом на полшага отходит вправо и приветствует Абу Бакра, говоря: «Мир тебе, о Абу Бакр», а после еще делает полшага вправо и приветствует Омара: «Мир тебе, о Омар». Запрещено делать обход вокруг этих и других могил, совершать молитву в их сторону или между ними, совершать поклонение, читая Коран или произнося мольбы или прочее, так как все упомянутые действия являются путями многобожия и превращения могил в мечети, даже если над ними не построена мечеть.
Затем паломники посещают две знаменитые мечети — Куба и ат-Таква. Совершив малое омовение (вуду) в месте проживания, паломники направляются в мечеть Куба, следуя наставлению пророка Мухаммеда: «Кто очистится в своём доме, затем придет в мечеть Куба и совершит в ней молитву, будет вознагражден так же, как и за умру». Согласно традиции, сам пророк посещал эту мечеть каждую субботу, когда жил в Медине . Другая мечеть, ат-Таква, была построена ещё во времена первого вступления Мухаммеда в Медину: она известна тем, что имеет два михраба (михраб — ниша в мечети, указывающая киблу) — один из них обращён в сторону Мекки, другой — в сторону Иерусалима .
Паломники-мужчины поднимаются на гору Джабаль ат-Таур, где пророк Мухаммед скрывался от преследований мекканцев, посещают кладбище Джаннат аль-Баки, на котором похоронены члены семьи Мухаммеда: дочь Фатима , внук Хасан и праведный халиф Осман , а также могилы павших за веру в битве при Ухуде.
Возвращаясь домой, паломник (хаджи) надевает зелёную чалму и длинную белую одежду ( галабея ), что символизирует совершение хаджа. Родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу, которая сопровождается праздничным угощением.
Многие мусульмане по возможности повторяют хадж и даже совершают его многократно.
До конца XIX века паломники со всех концов исламского мира сначала направлялись в его главные центры ( Багдад , Куфа , Басра , Дамаск , Каир , Стамбул ). В этих городах собирались огромные караваны, которые направлялись в Мекку.
В 1869 году был построен Суэцкий канал и стало популярным добираться до Мекки по морю. Последний официальный хадж-караван из Каира в Мекку отправился в 1883 году .
В XIX веке мусульмане Российской империи добирались до Мекки, как правило, тремя оcновными маршрутами :
В настоящее время паломники прибывают, как правило, воздушным транспортом, через аэропорт Король Абдул-Азиз вблизи Джидды или аэропорт (англ.) ( в Медине. Число паломников, прибывших в 2017 году на хадж воздушным путем через аэропорт Король Абдул-Азиз , составило 1 648 906 человек .