Interested Article - Концерт для скрипки с оркестром № 1 (Брух)
- 2020-07-29
- 1
Концерт для скрипки с оркестром № 1 соль минор , Op. 26 — произведение Макса Бруха для скрипки и симфонического оркестра , наиболее популярное сочинение этого композитора. Примерная продолжительность звучания 25 минут.
История создания
Брух начал работать над своим концертом летом 1864 г. в Мангейме , пользуясь консультациями концертмейстера местного оркестра Иоганна Нарет-Конинга , и продолжил работу в 1865—1866 гг. в Кобленце , где он возглавлял городской Институт музыки. В итоге на это сочинение у композитора ушло около полутора лет. Премьера концерта состоялась в Кобленце 24 апреля того же года, солировал Отто фон Кёнигслёв , оркестром Института музыки дирижировал автор. После премьеры Брух, не удовлетворённый результатом, обратился за советом к Йозефу Иоахиму и получил от выдающегося скрипача длинный список поправок и рекомендаций; впоследствии композитор дважды приезжал к Иоахиму в Ганновер для работы над концертом. Кроме того, Брух консультировался с другим известным скрипачом, Фердинандом Давидом , и с дирижёром Германом Леви . Обновлённая редакция впервые прозвучала в исполнении Иоахима 5 января 1868 года в Бремене , дирижировал ; в том же году он был представлен на в Кёльне . В итоге Брух надписал на партитуре концерта посвящение «Йозефу Иоахиму в знак уважения» ( нем. Joseph Joachim in Verehrung zugeeignet ); Иоахим своей рукой зачеркнул слово «уважение» и вписал поверх него слово «дружба» .
Состав
- Vorspiel — Allegro moderato
- Adagio
- Finale — Allegro energico
Характеристика музыки
Произведение Бруха принадлежит к наиболее характерным образцам скрипичного концерта эпохи романтизма , с самого начала указывая на преемственность к двум знаменитым предшественникам — концертам Бетховена и Мендельсона . Все три части выдержаны в сонатной форме , что не вполне обычно, однако Брух трактует её в нестандартном ключе.
Рецепция
Британская премьера концерта в 1868 году была встречена резко негативной критикой, оценившей произведение как неинтересное и претенциозное . Это не помешало триумфальному шествию сочинения по разным странам; в частности, Пабло Сарасате познакомил с ним публику Парижа и Брюсселя , а в 1872 г. исполнил нью-йоркскую премьеру с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Карла Бергмана . В 1893 г. Брух дирижировал концертом в Лондоне уже в качестве одного из выдающихся композиторов современности (он прибыл в Англию по приглашению музыкального общества Кембриджского университета вместе с Арриго Бойто , Камилем Сен-Сансом и П. И. Чайковским ), исполнение (солировал Ладислас Горски ) было встречено овацией . Йозеф Иоахим отмечал в 1906 году, что концерт Бруха принадлежит к четвёрке важнейших немецких скрипичных концертов, из которых бетховенский — самый бесспорный, брамсовский — самый серьёзный, мендельсоновский — самый сердечный, а концерт Бруха — самый соблазнительный .
Концерт входит в стандартный репертуар скрипачей и в число наиболее популярных произведений классической музыки. Так, в 2000 году он занял первое место в голосовании слушателей британской радиостанции , ненамного опередив Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова .
Судьба оригинала
Композитор продал права на издание концерта в 1868 году издателю за 250 талеров и впоследствии горько сожалел об упущенной выгоде, поскольку от дальнейших продаж не получал ничего. Тем не менее, у него всю жизнь хранилась оригинальная рукопись, с которой он расстался лишь незадолго до смерти в 1920 году, рассчитывая выручить таким образом хоть какие-то деньги. Ноты концерта взяли с собой в США американские пианистки , обещав продать рукопись и прислать композитору деньги в долларах. Брух умер, не дождавшись этих денег, а его наследники через некоторое время получили некоторую сумму в германских марках, не стоившую в действительности почти ничего из-за галопирующей гиперинфляции . Дальнейшие попытки выяснить у сестёр Сутро судьбу нот не приводили к успеху. Только в 1968 году выяснилось, что пианистки продали их лишь в 1949 году американскому коллекционеру Мэри Флаглер Кэри, по завещанию которой вся нотная коллекция, включая концерт Бруха, перешла во владение Библиотеки Моргана в Нью-Йорке .
Примечания
- от 31 октября 2012 на Wayback Machine // Радио Classic FM
- ↑ Tully Potter . от 13 сентября 2017 на Wayback Machine // Hyperion Records , 2016.
- Christopher Fifield. Max Bruch: His Life and Works. — Boydell Press, 2005. — P. 253. (англ.)
- . : Аннотация к концерту Сан-Францисского симфонического оркестра
- от 14 июня 2021 на Wayback Machine // The Guardian , 26.04.2000.
- Christopher Fifield. Max Bruch: His Life and Works. — Boydell Press, 2005. — P. 75-76. (англ.)
Ссылки
- 2020-07-29
- 1