Interested Article - Сфорно, Овадия

Овадия бен Яаков Сфóрно (Овадия Сфóрно, ивр. עובדיה ספורנו ‎; 1475 , Чезена 1550 , Болонья ) — раввин, знаменитый комментатор Танаха , философ и врач.

Биография

Овадия Сфорно происходил из знатной и богатой семьи итальянских евреев раввинов и учёных. По профессии был врачом, изучал медицину в Салерно и в Риме . Помимо медицины, обладал обширными познаниями в математике, философии, древних языках. Ещё в молодости Сфорно приобрёл авторитет как среди еврейских, так и среди христианских учёных. Именно его порекомендовали в качестве наставника Иоганну Рейхлину , приехавшему в Рим усовершенствовать свои познания в иврите . Рекомендателями выступали христианский каббалист Джованни Пико делла Мирандола и кардинал Доменико Гримани . Сфорно преподавал Рейхлину еврейскую литературу, философию и раввинистическую экзегезу с 1497 по 1500 годы . Ученик был очень высокого мнения об учителе, особо отмечая его превосходное знание латыни. Столь же видное место Сфорно занимал среди талмудистов. В Болонье он основал талмудическую школу, где преподавал до конца своих дней. Он был известен всей учёной элите Европы, состоял в переписке с виднейшими учёными своего времени и даже с коронованными особами. Французский король Генрих II весьма ценил его советы, а Сфорно посвятил королю комментарий к книге Когелет ( Екклесиаст ) и послал ему собственный латинский перевод своего трактата «Ор Аммим» — «Свет Народов». В молодости Сфорно много странствовал, бывал очень беден, затем стал зажиточным человеком, но в быту всегда отличался скромностью, граничившей с аскетизмом. Он оставил о себе добрую память среди современников, а его труды обеспечили ему подлинную славу. Этой славой он обязан главным образом своей библейской экзегезе .

Комментарии к Танаху

Сфорно написал комментарии к следующим книгам и разделам Танаха : к Торе , к Шир га-ширим ( Песни песней ), к Когелет ( Екклесиасту ), к Псалмам , к Иову (под названием «Мишпат цедек»), к книгам Ионы , Аввакума и Захарии . Комментарий Сфорно к Торе был издан после его смерти его братом Хананэлем, талантливым талмудистом. Комментарии Сфорно впервые были включены в Микраот гдолот (популярный свод комментариев к Танаху) в издании 1724-27 ( Амстердам ). С тех пор практически все издания Микраот гдолот включают комментарий Сфорно.

Метод Сфорно отличается неким своеобразием, не позволяющим его однозначно классифицировать. Сам он причисляет себя к «родфей пшат », то есть к сторонникам простого, или буквального, метода, но очень часто его рассуждения идут гораздо дальше установления простого смысла библейского стиха. Сфорно всегда предлагает анализировать факты, избегая фантазий мидраша и тенденциозности иных комментаторов. Стиль его отличается ясностью и лаконизмом. В комментариях Сфорно нет включений из старофранцyзского, как у Раши , или из арабского, как у Авраама ибн Эзры . Его знакомство с латинскими классиками выражается не в буквальном цитировании, а в следовании духу великой поэзии .

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #100967191 // (нем.) — 2012—2016.
  2. Мацих Л. А. Сфорно // Классические библейские комментарии: Книга Бытия. Сборник переводов с древнееврейского, арамейского и средневекового иврита. — М.: Олимп, 2010. — 700 c. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7390-2468-8

Издания

  • Сфорно, Овадия. Классические библейские комментарии: Книга Бытия. Сборник переводов с древнееврейского, арамейского и средневекового иврита / Пер. с иврита Л. Дрейера, М. Митлиной, А. Крупновой. — М. : Олимп, 2010. — 700 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-7390-2468-8 .

Литература

Источник —

Same as Сфорно, Овадия