Interested Article - Рашбам

Шмуэ́ль бен Меи́р ( ивр. שמואל בן מאיר ‎; Труа , ок. 1085 — ок. 1158), после смерти известен как Рашба́м ( ивр. רשב"ם ‎; акроним словосочетания «Рабби Шмуэль бен Меир») — ведущий французский тосафист и внук Шломо Ицхаки, известного как Раши .

Биография

Рашбам родился во Франции, в окрестностях Труа , примерно в 1085 году. Отец — Меир бен Шмуэль, мать — Йохевед, дочь Раши. Он был старшим братом тосафиста Ицхака бен Меира (Ривам) и Яакова бен Меира (Рабейну Там), и коллегой рабби Йосефа Кара.

Как и его дед по матери, Рашбам был библейским комментатором и талмудистом . Он учился у Раши и Ицхака бен Ашера ха-Леви (Рива); был учителем своего брата, Рабейну Тама . Его метод толкования отличался от метода деда , а комментарий к Торе славился своим акцентом на простом значении ( пшат ) текста. Иногда он оспаривал толкования деда и указывал на то, что его дед согласился именно с его подходом . Он принял естественный (в отличие от гомилетического и традиционного) способ . Такой подход часто приводит его к несколько спорным взглядам. Например, Рашбам (на Быт. ) заявил, что день начинался на рассвете, а не с предыдущего захода солнца (как предполагал еврейский обычай). Ещё одно известное толкование Рашбама заключается в том, что спорная фраза в Бытие ( ) должна быть переведена как «пока он не придёт в Шило », и относится она к периоду разделения царства Иуды после смерти Соломона .

Многие опубликованные версии комментариев Рашбама не содержат комментариев к началу книги Бытия. Часть его комментариев к Талмуду сохранилась, такие как трактат Бава Батра (на больших участках трактата, где нет комментариев Раши), а также последняя глава трактата Псахим (где нет комментариев Раши). Заметки Рашбама о Библии отличаются предельной лаконичностью. Он написал две версии своего комментария к частям Вавилонского Талмуда — длинную и короткую. Длинная версия публиковалась полностью, короткая — иногда публиковалась частично. К сожалению, бо́льшая часть короткой версии никогда не была опубликована полностью и с XIX века не публиковалась вообще.

Рашбам зарабатывал на жизнь, ухаживая за скотом и выращивая виноград, следуя традициям семьи. Известный своим благочестием, он защищал еврейские верования в общественных спорах, которые были организованы церковными лидерами, чтобы продемонстрировать неполноценность иудаизма .

См. также

Книги

  • , by and Robert B. Salters, The Hebrew University Magnes Press 1985
  • Rabbi Samuel Ben Meir’s Commentary on Genesis: An Annotated Translation by Martin I. Lockshin, , 1989.
  • Rashbam’s Commentary on Exodus: An Annotated Translation by Martin I. Lockshin, illustrations by Channa Lockshin, Brown Judaic Studies 310, 1997.

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #100961754 // (нем.) — 2012—2016.
  2. (фр.) — , 2011.
  3. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. The commentary of R. Samuel ben Meir, Rashbam, on Qoheleth ed.
  5. Chisholm, Hugh, ed. (1911).
  6. See Comentary to Genesis 37:2.

Ссылки

Источник —

Same as Рашбам