До крещения Евстафий носил имя Плакида, был военачальником при императорах
Тите
и
Траяне
. По преданию, принял христианство после того, как на охоте, среди рогов преследуемого им оленя, появился перед ним образ распятого Спасителя, сказавшего ему: «Плакида, зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?». Вернувшись домой, он крестился вместе со своей женой Феопистией и двумя сыновьями — Агапием и Феопистом (родные Евстафия также почитаются в
лике святых
).
Евстафий перенёс испытания, сходные с испытаниями ветхозаветного
Иова
— слуги его умерли, скот пал, а сам он во время путешествия на корабле в
Египет
был разлучён со своей женой, а потом и с детьми. Перенеся без ропота эти испытания, святой Евстафий обрёл своих родных и как прославленный военачальник был призван императором
Траяном
для ведения войны.
После окончания боевых действий святой Евстафий с почестями вернулся в Рим. Во время празднования
императором
Адрианом
, сменившем к тому времени на престоле Траяна, одержанной победы над варварами, приглашённый со своей семьёй Евстафий отказался принести жертвы
языческим
богам
и открыто исповедовал себя
христианином
. Святой Евстафий, осуждённый со своей семьёй на
растерзание диким зверям
, не был ими тронут. После этого император велел бросить их живыми в раскалённого медного быка, где святые и приняли свою мученическую смерть (Католическая церковь отвергает предание о такой кончине святых как «совершенно необоснованное»
). Тела их остались невредимыми и были погребены христианами.
О текстах Жития святого Евстафия
Византийский текст — мартирий (описывающий мученичество) относится к так называемым риторическим текстам, — ориентированным на красноречивую фразеологию и религиозную образность. Дошедшая до нас рукопись по-видимому была включена
Симеоном Метафрастом
(
X век
) в составленный им сводный корпус греческих житий святых (148 текстов). Рукопись содержит два небольших нечитаемых фрагмента (первый фрагмент: старший сын Евстафия рассказывает младшему об их похищении зверями, здесь же путаница: старшего сына похитил лев, а не волк, второй фрагмент: Феопистия рассказывает Евстафию, что Бог сохранил её неприкосновенной).
Древнегрузинский текст является дословным переводом греческого, в тексте нет нечитаемых мест и по нему легко восстановить утерянные фрагменты византийского списка. В тексте нет никакой путаницы по поводу того, что старшего сына похитил лев, а младшего — волк.
Древнерусский текст присутствовал в
служебных минеях
Русской Церкви уже в
XI веке
, что в некоторой степени позволяет судить о древности перевода. В дошедших до нас списках имеется большое количество сокращений и вольностей: огромные фрагменты текста переведены в два-три предложения, смысл некоторых предложений изменён (к примеру, вместо «
Евстафий не мог плакать от горя
» переведено «
Евстафий горько плакал
»), в перевод включены изречения, которых нет в исходном тексте. Чрезвычайно качественный перевод на современный русский язык предложен О. В. Гладковой.
Согласно армянским источникам — когда святые
апостол Фаддей
и
апостол Варфоломей
распространяли
христианство в Армении
, Фаддей назначил Евстафия (Евстатеоса) епископом
Сюника
. Святой Евстафий умер в
Армении
, и над его могилой была построена церковь, которая позже превратилась в монастырский комплекс под названием
Татев
(Евс
тате
ос)
.
Почитание
Святой почитается в католической и православной церквях. Святому посвящено много храмов, одними из самых главных являются большая готическая церковь
Сент-Эсташ
в центре
Парижа
и базилика
Сант-Эвстакио
в
Риме
.
В честь великомученика Евстафия назван остров в группе Наветренных островов в Карибском море
Синт-Эстатиус
.
Гладкова О. В.
Житие Евстафия Плакиды в русской и славянской книжности и литературе IX—XX веков. — М.: «Индрик», 2013. — 912 с. —
ISBN 978-5-91674-275-6
.
//
свт.
Димитрия Ростовского
: 12 кн., 2 кн. доп. —
М.
: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. I: Сентябрь, День 20.
Житие Евстафия Плакиды / Пер. и примеч. О. В. Гладковой // Слово Древней Руси. —
М.
, 2000. — С. 56—69.
Гладкова О. В.
Пример средневекового дуализма: Чудо об олене в Житии Евстафия Плакиды и в ранней славяно-русской агиографии //
Гладкова О. В.
О славяно-русской агиографии. Очерки. —
М.
, 2008. — С. 162—180.
Гладкова О. В.
Житие Евстафия Плакиды как источник чтения о Борисе и Глебе Нестора: вопросы текстологии, поэтики и идеологии //
Древняя Русь. Вопросы медиевистики
. — 2012. № 1 (47). — С. 28 — 37.