Interested Article - Платоновское богословие о бессмертии души
- 2021-12-08
- 1
« Платоновское богословие о бессмертии души » ( лат. Theologia platonica de immortalitate animorum ), также « Платоническая теология », — латинский трактат флорентийского священника и философа-гуманиста Марсилио Фичино , написанный в 1469—1474 годах и опубликованный в 1482 году, и который является :
- в широком смысле — комментарием к трактату Фичино « О христианской религии » (1474): автор доказывает, что философия говорит о Боге и религии то же, что Священное Писание , и желает, чтобы учение великого мыслителя Платона помогло испорченным людям обрести веру ;
- в узком смысле — теорией бессмертия души .
Содержание
Автор трактует, что древнегреческий философ Платон , как и христианство, признаёт, что человек был бы ничтожнейшим и несчастнейшим существом, если бы не обладал душой , одарённой бессмертием .
Выше тела стоит некая сила, которая заключает в себе искру божественного духа , соединившуюся с материей : это — человеческая душа. Начало это проявляется в более высоком виде, без тела, в ангелах , в полном совершенстве — в Боге . Человечество — множество, ангелы — бесконечность, Бог — единство.
О Боге
Бог есть совершенная простота и потому безграничное могущество. Он есть начало всего сущего; нельзя постигнуть ничего выше его. Над ним нет господина, около него нет равного. Не может быть бога зла рядом с Богом добра, так как бог зла, будучи лишён добра, не мог бы быть Богом. Бог вечен, вездесущ; он присутствует в мире, как душа в теле. Он производит всё и всё сохраняет, так как он — верховная благость.
Будучи всего более удалён от материи, он обладает самым высшим познанием . Его разум охватывает не только единичное и конечное, но общее и бесконечное. Бог — не только разум ; он — воля , и эта воля в одно и то же время свободна и необходима; она — провидение и любовь . Бог удовлетворяет себе и любит мир, и мир от этого чудно прекрасен.
О душе
Душа — посредник между Богом (волей) и материей (страстью)
Между Богом, который есть чистая воля, и материей, которая есть чистая страсть , душа служит посредником, третьей сущностью. Такая общая разумная душа проявляется в трёх видах, или градациях :
- души мира,
- души двенадцати сфер ,
- души существ, в них живущих.
Раз душа в указанных видах имеет бытие , она должна быть бессмертна. Фичино обосновывает этот тезис «общими соображениями», «частными аргументами» и тем, что он называет «знаками». Доказательства его сводятся главным образом к тому, чтобы выяснить сходство души с Богом и её превосходство над телом.
Усилия души достигнуть 12-ти божественных совершенств
Сущность жизни души заключается в стремлении вернуться к Богу: она находится в вечном усилии достигнуть двенадцати божественных совершенств :
- она хочет стать [1] первым благом и [2] первой истиной;
- она желает [3] всё свершить и [4] всё превзойти,
- быть [5] везде и [6] всегда,
- владеть четырьмя божественными добродетелями — [7] предвидением, [8] силой, [9] справедливостью, [10] умеренностью,
- [11] развивать саму себя и [12] поклоняться Богу.
Состояния души в процессе её совершенствования
Обладая таким желанием совершенствования, душа может его осуществить, переходя по своей воле через состояния :
- растительное,
- животное,
- человеческое,
- духовное,
- божественное.
В таком свойстве души Фичино видит доказательство того, что божественный луч , озаряющий всё сущее, особенно глубоко проникает в человека и блещет в нём .
О христианстве
Выясняя сущность Бога, души и смысл жизни, Фичино опровергает лжеучения и суеверия тех, кто уклоняется от божественной истины .
Рассмотрев проблемы создания мира и душ и цели существования того и других, он заключает, что в разрешении их Платон, евреи , арабы и христиане в сущности согласны между собой, «но так как философствующий разум человека нередко впадает в опасные заблуждения, то справедливее и вернее всего в конце концов опереться на христианство, с смиренной покорностью».
Христианство во времена Фичино оформилось в законченную систему, при сложении которой поочередно работали три цивилизации :
- Восток сообщил ему свой созерцательный гений (дух),
- Греция — философский,
- Рим — политический.
Греция специально содействовала выработке догматов : происхождение и падение душ, всеобщее спасение , страдание как средство искупления , совершенство как цель мытарств, претерпеваемых душами, троичность Божества — всё это греческие идеи, пифагорейские , платоновские, истолкованные александрийскими отцами . Ими вдохновляется Фичино, над ними он работает.
Платон как Мессия
В объективном идеализме Платона Фичино выделяет преимущественно три положения, служащие осью всей платоновской системы :
- Бог печётся обо всём,
- души бессмертны,
- существуют загробные награды и наказания.
Эти истины он принимает не как историческое наследие развития человеческого ума в области богопознания , не как вклад греческой философии в христианскую догматику , а как предварение откровения .
Найденное у Платона согласие с христианством представляется Фичино сверхъестественным, и он называет Платона мессией . «Наш Платон, — восклицает он, — следует закону Моисея и предсказывает закон Христа ».
Аудитория
Если Марсилио Фичино и не зажигал лампады перед бюстом Платона, как это передаёт легенда, то во всяком случае он проповедовал с церковной кафедры его учение .
Примечания
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Ссылки
- 2021-12-08
- 1