Interested Article - Юнг и алхимия

Исследования алхимии занимают важное место в научном наследии швейцарского психиатра Карла Густава Юнга (1875—1961). Впервые он обратился к данной теме в 1928 году, написав комментарии к переводу китайской « » и эссе о Парацельсе . Материалы докладов на тему алхимии, с которыми Юнг неоднократно выступал в обществе « Эранос » в 1930-х годах, составили в 1944 году книгу « ». Два крупных исследования он посвятил ученику Парацельса, Герхарду Дорну . Последней книгой Юнга на тему алхимии стала «Mysterium Coniunctionis» («Таинство воссоединения», 1955). Юнгианский подход к изучению алхимии развивали его ближайшие последователи и ученики Мария-Луиза фон Франц и .

Исследования Юнга и юнгианцев

На научное становление Карла Густава Юнга и формирование его теории аналитической психологии оказали труды значительного числа учёных XIX — начала XX века. Среди них был его земляк Якоб Бахофен , чьи идеалистические представления о древнем матриархате нашли отражение в поздних работах Юнга на тему алхимии . Юнг познакомился с алхимией в 1914 году, когда использовал теорию Фрейда для анализа алхимии XVII века. Хотя некоторые идеи Зильберера о значении алхимического символизма показались ему интересными, тема в целом Юнга не привлекла. В 1918—1926 годах Юнг заинтересовался гностическими учениями о падении души с небес на землю и плероме , отмечая также сходство языка гностических текстов со странными высказываниями своих пациентов. Занявшись в 1928 году по просьбе востоковеда Рихарда Вильгельма подготовкой филологических комментариев к переводу китайского алхимического трактата «Тайна Золотого Цветка» Юнг приступил к изучению внешней алхимии . Тогда же он купил все доступные в Мюнхене алхимические тексты, из которых два XVI века, « » и « » своим причудливым языком увлекли его на несколько десятилетий . В своей автобиографии Юнг отмечал, что изучение алхимии и гностицизма дало историческую перспективу его психологическим исследованиям . С 1933 года в исследованиях Юнга принимала участие Мария-Луиза фон Франц (1915—1988), в обмен на психоаналитические сеансы переводившая тексты с греческого и латыни .

Символические системы астрологии и алхимии интересовали Юнга как синтез материи и психе ( души ). Он воспринимал их как проекции внутренних психологических процессов, фантазий относительно биологического и физического мира, символических репрезентаций коллективного сознания . По Юнгу, работа средневекового алхимика, воспринимаемая им самим как материальный процесс, являлась преимущественно отображением его психических процессов, а преобразование в герметичном сосуде одних субстанций в другие, сходно с процессом проникновения в сознание отдельных элементов психе, «помещающихся» в психический контейнер и подвергающихся «нагреву» для достижения символической трансформации . В своей работе 1942 года «Paracelsica: Zwei Vorlesungen über den Arzt und Philosophen Theophrastus», Юнг прямо называет швейцарского алхимика Парацельса XVI века предтечей психоанализа . В рамках истории мысли, Юнг помещает алхимию между своими собственными теориями и гностицизмом . Концепцию, связанную с отождествлением философского камня с Иисусом Христом , он прослеживает от описанных у Зосима Панополитанского гностических мистерий, через трактат итальянского алхимика XIV века к алхимикам первой половины XVII века . В ходе своих исследований Юнг также совершил ряд текстологических открытий, в частности, обнаружил рукопись « ». Среди её возможных авторов называют Фому Аквинского . В книге «Психология переноса» (1946) Юнг устанавливает связь между описанным в «Розарии философов» алхимическим процессом, и психологическими концепциями , переноса и . Данный подход был развит в позднем исследовании « » (1955—1956) . В 1966 году посвящённое «Aurora Consurgens» продолжение «Mysterium coniunctionis» написала Мария-Луиза фон Франц .

По оценке Джеймса Хиллмана , примерно треть научного наследия Юнга в той или иной степени посвящена алхимии . В его 20-томном основные труды по алхимии включены в тома 12 («Психология и алхимия»), 13 (« ») и 14 («Таинство воссоединения»). Важные соображения на ту же тему содержатся в « » (1951, том 9/2) и сборнике эссе «Практика психотерапии» (том 16). Обзор собственных достижений сделан Юнгом в его интервью Мирче Элиаде 1952 года. Некоторые дополнительные сведения и размышления приведены в Юнга и его письмах. Материалы 15 лекций и семинаров, проведённых Юнгом с ноября 1940 года по февраль 1941 года, не опубликованы и ограниченно доступны исследователям .

Место исследований Юнга в историографии алхимии

В современной историографии алхимии существует два основных подхода: рассмотрение её в рамках истории химии как предшественника современной науки , либо с точки зрения связанных с ней духовных практик. Последний аспект исследовали с религиозной точки зрения Мирча Элиаде , Юнг как проекцию психологического на уровень материального, Антуан Февр как часть западного эзотеризма , Юлиус Эвола и Титус Буркхардт в рамках герметической традиции . В 1948 году исследование Юнга немецкий специалист по наследию Парацельса и один из ранних оппонентов позитивизма в истории науки охарактеризовал как «энциклопедию и атлас алхимического символизма» . Непосредственным продолжателем юнгианского направления была Мария-Луиза фон Франц, уделявшая внимание истории алхимии и её связи с христианством . Основным последователем Юнга в США был (1922—1988), рассматривавший алхимический подход прежде всего с точки зрения его применения для практической работы психотерапевта .

Основными оппонентами тенденции Юнга по преуменьшению значения естественнонаучного элемента в алхимии выступили американские историки науки и .

Примечания

  1. , pp. 26—27.
  2. , pp. 32—33.
  3. , p. 33.
  4. , p. 13.
  5. , p. 17.
  6. , p. 102.
  7. , p. 3.
  8. , p. 14.
  9. , p. 169.
  10. , p. 15.
  11. , p. 9.
  12. , pp. 9—10.
  13. , pp. 166—167.
  14. .
  15. , p. 5.
  16. , p. 18.
  17. , p. 19.

Литература

Издания трудов

  • Юнг К. Г. Mysterium Coniunctionis. Таинство воссоединения / Пер. А. А. Спектор. — Минск : ООО «Харвест», 2003. — 576 с. — ISBN 985-13-1207-Х.
  • Юнг К. Г. Психология и алхимия. — АСТ , 2008. — 608 с. — (Philosophy). — ISBN 978-5-17-050405-3 .

Исследования

  • . Alkimia operativa and alkimia speculativa . Some modern controversies on the historiography of alchemy // Annual of Medieval Studies at CEU / K. Szende and J. A. Rasson (eds). — Central European University , 2010. — Vol. 16. — P. 166—190. — 331 p. — ISSN .
  • . The Foundations of Newton's Alchemy. — Cambridge University Press , 1975. — 300 p. — ISBN 0-521-27381-1 .
  • Douglas C. The historical context of analytical psychology // The Cambridge Companion to Jung / , T. Dawson (eds). — Cambridge University Press, 2008. — P. 19—38. — 331 p. — ISBN 978-0-521-68500-9 .
  • Hart D. L. The classical Jungian school // The Cambridge Companion to Jung / P. Young-Eisendrath, T. Dawson (eds). — Cambridge University Press, 2008. — P. 95—106. — 331 p. — ISBN 978-0-521-68500-9 .
  • Maillard C. Jung, Carl Gustav // Dictionary of Gnosis and Western Esotericism / ed. Wouter Hanegraaff , Antoine Faivre, Roelof van den Broek, Jean-Pierre Brach. — Leiden: BRILL , 2005. — P. 648—653. — ISBN 978-90-04-15231-1 .
  • . C.G. Jung and the Alchemical Imagination. — Routledge, 2021. — 281 p. — ISBN 978-0-429-35651-3 .
  • Marlan S. Jung’s Alchemical Philosophy. Psyche and the Mercurial Play of Image and Idea. — Routledge, 2022. — 284 p. — ISBN 978-1-003-21590-5 .
  • . // Revue d'histoire des sciences. — 1996. — Vol. 49, № 2—3. — doi : .
  • . Jung's Views on Alchemy // Isis. — 1948. — Vol. 39, № 1/2. — P. 44—48. — JSTOR .
  • Rollins W. G. . — John Knox Press, 1983. — 153 p. — ISBN 0-8042-1117-5 .
  • Tilton H. The Quest for the Phoenix: Spiritual Alchemy and Rosicrucianism in the Work of Count Michael Maier (1569-1622). — Walter de Gruyter, 2003. — Bd. 88. — 322 p. — (Arbeiten zur Kirchengeschichte). — ISBN 3-11-017637-8 .
Источник —

Same as Юнг и алхимия