Interested Article - Абу-ль-Хасан аль-Ашари

Абу́-ль-Ха́сан ‘Али ибн Исма‘и́ль аль-Аш‘а́ри ( араб. ابو الحسن علي بن إسماعيل الأشعري ‎; 873 , Басра 936 , Багдад ) — мусульманский мыслитель , богослов, основатель одной из школ каляма , получившей название по его имени — ашариты .

Биография

Его полное имя: Абу-ль-Хасан ‘Али ибн Исма‘иль ибн Исхак ибн Салим ибн Исма‘иль ибн ‘Абдуллах ибн Муса ибн Биляль ибн Абу Бурда ибн Абу Муса аль-Аш‘ари. Он родился в 873 году в Басре. Учился у своего отчима Абу Али аль-Джуббаи , главы мутазилитов Басры. До 40 лет он был ревностным приверженцем мутазилитов, однако в 912—913 годах разошёлся с ними во взглядах . Тогда же переехал в Багдад. Позже резко обличал мутазилитов в своих сочинениях и публичных выступлениях.

Учение

Учение аль-Аш‘ари о несотворённости (предвечности) Корана было развито его последователями теологами-ашаритами. Он учил также о существовании у Аллаха реальных и вечных атрибутов; Аллах, который существует без места и образа, согласно его учению является творцом всех действий людей, которые лишь «приобретают» их посредством своей воли и стремления .

Труды

Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари был автором целого ряда книг по различным аспектам акиды, калама, толкованию Корана и проблемам исламского права. Ранние работы аль-Аш‘ари были написаны с позиций мутазилизма .

Из творческого наследия аль-Аш‘ари (около 100 сочинений) сохранились только 2 аутентичных произведения — «О чём говорили люди ислама и в чём разошлись творившие молитву» (Макаля́т аль-исламиййи́н ва-ихтиля́ф аль-мусалли́н; араб. مقالات الإسلاميين واختلاف المصلين ‎) и «аль-Лю́ма фи’р-радди аля ахли аз-зайги валь-бида» (аль-Люма) ( араб. اللمع ‎) . Они не могут дать полного представления о его мировоззрении: первый труд носит преимущественно доксографический характер, а во втором рассматриваются вопросы внешних сторон калама ( араб. ظاهر الكلام ‎) и ничего не сообщается об онтологических и натурфилософских взглядах автора, указания на которые содержатся в названиях других его работ .

Аль-Аш‘ари приписывается сочинение «Аль-Иба́на ан усу́ль ид-дийа́на» ( араб. الإبانة عن أصول الديانة ‎), но отсутствие упоминания этого сочинения в списке трудов аль-Аш‘ари, приводимом его последователем Ибн Асакиром , пишущем в своём труде «Табйи́ну кизб ил-му́фтари фи ма ну́сиба и́ля ль-има́м аль-Аш‘ари» ( араб. تبيين كذب المفتري فيما نسب إلى الإمام الأشعري ‎), что «для ашаритов „Аль-Ибана“ служила щитом от ханбалитов », даёт основание полагать, что ханбалитские по духу элементы в приписываемых аль-Аш‘ари воззрениях обусловлены стремлением последователей Абу-ль-Хасана легализовать калам и уберечь его от нападок традиционалистов, прежде всего, ханбалитов .

Также аль-Аш‘ари называют автором труда «Истихса́н аль-ха́уд фи ильм аль-кала́м» ( араб. استحسان الخوض في علم الكلام ‎). Труд этот содержит апологию калама, обоснование правомерности заниматься этой наукой .

В книге «Китаб аль-Фусул» аль-Аш‘ари подвергает критике учения различных религий (христианства, иудаизма, брахманизма и зороастризма), различных исламских течений и сект, а также воззрения атеистов и философов .

Известны также книги аль-Аш‘ари «Китаб ан-Навадир», «Китаб аль-Фунун», «Малякат аль-Фалясифа» и другие .

Публикации на русском языке

  • Степанянц М.Т. // Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты / Перевод с арабского А. В. Смирнова . — М. : Восточная литература, 1997.

Примечания

  1. Новая философская энциклопедия — 2010.
  2. (англ.) Library of Congress .
  3. Badawi A. R. (фр.) // — Paris: , 1972. — Vol. 60. — P. 264. — 886 с. — ISSN
  4. Bleuchot H. (фр.)
  5. Badawi A. R. (фр.) // — Paris: , 1972. — Vol. 60. — P. 263. — 886 с. — ISSN
  6. .
  7. Javad Anvari, Mohammad (2015). "al-Ashʿarī". In Madelung, Wilferd; Daftary, Farhad (eds.). Encyclopaedia Islamica . Translated by Melvin-Koushki, Matthew. Leiden and Boston: Brill Publishers . doi : . ISSN .
  8. Part I: Islamic Theologies during the Formative and the Early Middle period – Between Cordoba and Nīsābūr: The Emergence and Consolidation of Ashʿarism (Fourth–Fifth/Tenth–Eleventh Century) // The Oxford Handbook of Islamic Theology. — Oxford and New York : Oxford University Press , 2016. — P. 225–241. — ISBN 9780199696703 . — doi : .
  9. Early Mamlūk Ashʿarism against Ibn Taymiyya on the Nonliteral Reinterpretation ( taʾwīl ) of God’s Attributes // Philosophical Theology in Islam: Later Ashʿarism East and West. — Leiden and Boston : Brill Publishers , 2020. — Vol. 5. — P. 195–230. — ISBN 978-90-04-42661-0 . — doi : .
  10. , с. 31.
  11. .
  12. , с. 32.

Литература

Источник —

Same as Абу-ль-Хасан аль-Ашари