Траттниг, Маттиас
- 1 year ago
- 0
- 0
Йозеф Маттиас Хауэр ( нем. Josef Matthias Hauer ; 19 марта 1883 , Винер-Нойштадт — 22 сентября 1959 , Вена ) — австрийский композитор и музыкальный теоретик.
Йозеф Хауэр родился в Винер-Нойштадте 19 марта 1883 года в семье тюремного надзирателя Маттиаса Хауэра .
С 1897 года он учился в педагогическом колледже в Винер-Нойштадте. Там он получил уроки игры на фортепиано, органе , виолончели и пении, а также изучил теорию музыки. В 1902 году он стал учителем начальной школы в Крумбахе, а в 1904 — в Винер-Нойштадте. Он также работал органистом, руководителем хора и виолончелистом в струнном квартете и, сдав государственные экзамены, получил право на уроки музыки в средних школах. В 1914 году его призвали в армию, из которой он демобилизовался в 1918 году.
В 1918 году он издал свою первую работу по теории музыки (теории тембра). Хауэр плодотворно сочинял как музыкальные произведения, так и теоретические работы, описывающие его метод. В 1935 году Геббельс запретил его деятельность в Германии, а в 1938 году его музыка была причислена нацистами к « дегенеративному искусству ». Оставаясь в Австрии все военные годы, он проявил осторожность, не издавая ничего; но и после войны Хауэр, написавший несколько сотен произведений, издавал их очень мало.
С 1953 по 1959 год в Вене действовал «Австрийский семинар двенадцатитоновой музыки», руководил которым Йоханнес Швигер (1892—1970) и активными деятелями были Виктор Соколовский (1911—1982) и (1931—2011).
Умер в Вене 22 сентября 1959 года .
С 1912 года независимо от Шёнберга он начал разрабатывать 12-тоновую систему композиции ( додекафония ) музыки на основе так называемого учения о тропах — 44 шестизвучных группах, составляющих мелодико-гармоническую основу произведений. Хауэр никак не комментировал своё решение остановиться именно на 44 тропах, так что нигде в его теоретических изысканиях не удаётся найти этому объяснения. Некоторые современные музыковеды приводят на этот счёт достаточно оригинальное соображение: известно, что второй страстью Хауэра была история древнего Китая, в котором в определённый период его развития насчитывалось 44 провинции; именно этот факт вроде бы и сыграл ключевую роль в создании учения о тропах.
Учение Хауэра, последовательно развитое им в ряде трудов, теоретически и практически разрушало понятие лада , уничтожая тональные функции отдельных созвучий.
Ранние произведения написаны под влиянием атональной музыки Шёнберга . После «Nomos», опус 19 (август 1919), считающийся первой 12-тоновой композицией, применял только технику тропов, стремясь к созданию «универсального» музыкального языка, понимавшегося им как «космическая игра с 12 тонами». В третьей творческой фазе (с 1940 до его смерти в 1959 году) композитор писал только лишь «12-тоновые композиции», числом в несколько сотен. Творчество Хауэра получило признание в 1960-х годах. Также создал звукоцветовую концепцию , не оценённую критикой.
В своей музыке часто обращался к сочинениям Гёльдерлина .
В премьерных исполнениях сочинений Хауэра принимали участие такие дирижёры, как Герман Шерхен (кантата Превращения , Скрипичный концерт, ор. 54), Отто Клемперер (опера Саламбо ), Михаэль Гилен (опера Чёрный паук ), Ханс Росбауд (кантата Человеческий путь ).
Среди учеников Хауэра — , , Фридрих Церха , Рене Клеменчич .
Музыкальная премия г. Вены (1954), Большая государственная премия Австрии за музыку (1955). Он изображен на австрийской почтовой марке 1983 года. В 1977 году в его честь была названа музыкальная школа в Винер-Нойштадте.
В 1907 году женился на Леопольдине Хениг (?—1934). В браке родилось трое детей: Марта, Бруно и Элизабет.