Курдистан
- 1 year ago
- 0
- 0
Джéчи ( курд. E'şîra Cêçiyan ; самоназвание : Kurmanç ), также известные как Бату́мские ку́рды ( курд. Kurdên Batûmî ) — небольшое племя курдов , представляющее из себя особую этнотерриториальную группу , сформировавшуюся в пределах области Батуми в современной Грузии .
Джечи, как и другие курдские аширеты , подразделяются на несколько родов , вместе составляющих племя.
Некоторые из родов:
Первоначально Джечи придерживались религии езидизм , сочетающую в себе элементы многих религий — ислама , христианства (несторианства) , зороастризма и иудаизма . Местом исконного обитания племени являлись территории вилайета Мосул (современный северный Ирак , Южный Курдистан ).
В XVIII веке представители племени были захвачены в плен османскими войсками . Около трех тысяч человек были заключены в тюрьму Диярбакыра , которая была известна во всей Османской империи как дом самых суровых приговоров .
В Диярбакыре племя было исламизировано , а дальше происходил процесс тюркизации . Находясь в плену около века, большинство приняли турецкую идентичность , а другая часть — смогла спастись уйдя в горы. Через реку Gunî они нашли укрытие на горе Zaza , возле которой жили, где и произошло формирование Батумских курдов как этнотерриториальной группы .
По первой всеобщей переписи населения Российской Империи (1897 г.), в Батумском округе проживало 1,699 курдов (1,92 %) . К 1926 г. их численность составляла 1,745 чел. (2,6 %) , а к 1939 г. существенно увеличилась до 4,212 чел. (2,1 %) . В ноябре-декабре 1944 г. курды из Батуми , как и другие мусульманские курды, жившие в приграничных с Турцией районах, были депортированы в Среднюю Азию , в частности на территории сегодняшних Казахстана и Киргизии . До насильственной депортации Джечи проживали на территории Аджарской АССР в Батумском , Хелвачаурском , Кобулетском , Махарадзевском районах, в сёлах Ахалисопели , Гонио , Кахабери, Чарнали, Чолоки , Натанеби , Нагмаури, Чрусия и др.
Джечи зачастую имеют турецкие фамилии, оканчивающиеся на -оглы (к примеру, Гуржи-оглы ).
По данным НКВД , осенью 1944 г. из Южной Грузии в Казахстан и Среднюю Азию было выселено примерно 9,8 тыс. курдов, их них приблизительно 5 тыс. были Батумскими курдами. Возможно, реальное число выселенных было гораздо большим, ибо у людей в то время не было не только паспортов, но и даже справок из сельсовета; государственная граница с Турцией была вполне прозрачна, и многие ее без особого труда пересекали в обоих направлениях. Местные власти вполне могли манипулировать статистикой и данными учётов, особенно в горячке массового выселения. Всякая власть всегда замалчивает следы своих преступлений и заведомо преуменьшает свои злодеяния. Неграмотные люди из Джечей, жившие многодетными семьями, занимавшиеся в основном скотоводством и не имевшие своих представителей во власти, в одночасье были окружены войсками НКВД . Их погрузили в вагоны для скота и отправили в ссылку. Во время депортации в железнодорожных составах и по прибытии на местах умерли от голода, холода и болезней от 25 до 45% батумских курдов. Известно, что без вести пропали целые семьи, и родственники до сих пор не могут отыскать их следов. Ccылка и специальный надзор над депортированными курдами продолжались до конца 50-х годов .
Начиная с 1990-х гг., как результат череды внутрисоветских миграций в период распада СССР , многие семьи массово начали селиться в Россию , в частности в шести субъектах РФ .
На территории дальнего зарубежья, Джечи проживают только в Турции . В городах Хопа , Самсун , Бафра и других районах на востоке черноморского побережья живет приблизительно 5,000 чел. представителей. Однако, если брать тех, которых тюркизировались , то их число будет составлять по оценкам ок. 38—68 тыс. чел., в основном в городе Диярбакыр и на западе Турции .
Говорят на курманджи , — самом распространенном диалекте курдского языка . Однако их племенной говор существенно отличается от остальные курдов СНГ , говорящих на сархади .
Некоторые различия трактуются тем, что их предки проживали на землях северо-запада современного Ирака . Однако в основном расхождение является следствием территориальной изоляцией от остальных курдов и большого количества тюркизмов , объясняемых вековым заключением в тюрьме Диярбакыра и соответствующей принудительной тюркизацией в ней. Также существуют заимствования из грузинского языка .
Слово на русском | Батумские курды | Армянские езиды ( курманджи ) | ( курманджи ) | Эрбильские курды ( сорани ) | Грузины | Турки |
---|---|---|---|---|---|---|
Корова | Mengê | Çêlek | Çêlek | مانگا ( Manga ) | Ძrokha ( Ძროხა ) | İnek |
Парень | Biçok | Xort | Xort | خۆرت ( Xort ) | Bich’i ( ბიჭი ) | Oğlan |
Cпасибо | Saxol | Zehf razî me | Spas | سوپاس ( Supas ) | Გmadlobt ( Გმადლობთ ) | Teşekkürler |
Тише | Sûs | Hiş | Hiş | هێمن ( Hêmn ) | Mok’et’e ( მოკეტე ) | Sus |
Отец | Apo | Bavo | Bavo | باوک ( Bawk ) | Mama ( მამა ) | Baba |
Дедушка | Apê Kal | Kalo | Kalik | باپیر ( Bapir ) | Babua ( ბაბუა ) | Büyük baba |
Батумские курды отличаются от остальных курдов бóльшим процентом голубоглазых и светлых представителей. Среди них темные встречаются реже. Это может основываться эндогамией их предков, которые жили в горах современного ареала проживания иракских езидов .