Interested Article - Таджалли

Ислам
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал Категория

Таджалли́ ( араб. تجلي ‎, мн. ч. таджаллият) — в исламе : «богоявление», манифестация божества в мире. Последователей учения называют ахль ат-таджалли .

В Коране

В кораническом эпизоде, повествующем о явлении Аллаха горе, в результате чего она «обратилась в прах» встречается глагольная форма таджалла («явился») . В другом эпизоде сыны Израиля осуждаются за то, что просили пророка Мусу «показать им Аллаха открыто» .

В богословии

Считается, что термин таджалли для обозначения блаженного видения, ожидающего людей в Судный день впервые введён Рабахом ибн Амром аль-Кайси (ум. в 796 г.) . Такое понимание таджаллии получило развитие в учении Сахля ат-Тустари (ум. в 896 г.), который различал три вида таджаллии :

  1. божественное откровение ( мукашафа ), или явление божественной сущности ( таджалли аз-зат );
  2. озарение ( мауди' ан-нур ), или явление божественной сущности в своих атрибутах ( таджалли сифат аз-зат );
  3. будущая жизнь ( аль-ахира ва ма фиха ), или явление божественного повеления ( таджалли хукм аз-зат ) .

В первом и во втором случаях речь, по-видимому, шла о различных аспектах «богоявления» в День Суда, уготованное избранным «друзьям» Аллаха ( авлия ). Явление божественного повеления есть окончательное осуществление предвечного божественного замысла в отношении творения и всеобщее воздаяние. Как видно из критики исламских богословов взглядов ат-Тустари и его последователей ( салимия ), он допускал возможность лицезрения в Судный день Аллаха в образе человека .

Согласно учению аль-Халладжа , Аллах постоянно является ( ятаджалли ) людям в предметах и событиях окружающего мира, но лишь избранные могут «узнать его». Человек, который ни на мгновение не забывает о присутствии Аллаха приходит к тому, что утрачивает свои индивидуальные человеческие качества ( насут ) и погружается в божественность ( лахут ) .

Термин таджалли широко использовали сторонники учения о «единстве бытия» ( вахдат аль-вуджуд ), для которых божество — это единая трансцендентная сущность ( аз-зат ), являющаяся ( аль-мутаджаллия ) в бесчисленных образах земного бытия .

Примечания

  1. Knysh A. Ibn ‘Arabi in the Later Islamic Tradition: The making of a polemical image in medieval Islam. — SUNY Press, 1999. — 449 p.
  2. аль-А‘раф
  3. ан-Ниса
  4. L. Massignon. Essai sur les origins du lexique technique de la mystique musulmane. — Paris, 1922. — 217 p.
  5. , с. 219.

Литература

Источник —

Same as Таджалли