Петросян, Леон Аганесович
- 1 year ago
- 0
- 0
Езник (в миру Самвел Джанибекович Петросян род. 19 января 1955 , Тбилиси , СССР ) — архиепископ Армянской апостольской церкви . Председатель Отдела внешних церковных сношений ААЦ. Член Верховного Духовного Совета ААЦ. Доктор богословия . Специалист в области восточного-православных (нехалкидонских) церквей, историк армянской церкви
Езник Петросян, в миру Самвел, родился 19 января 1955 году в Тбилиси . В семье Джанибека и Офелии Петросян. Вскоре после рождения его семья переехала в Ереван , где он учился в школах № 54 и 82. В возрасте 12 лет Езник поступил в начальный класс Эчмиадзинской духовной семинарии «Геворгян », в которой учится с 1967 по 1972 год . Будучи семинаристом публиковал свои работы в ежемесячном студенческом вестнике семинарии «Татев». В 1972 году был рукоположен в сан дьякона епископом , став членом братства Святого Эчимиадзина .
В 1973 году , был рукоположен в священники архиепископом , получив при этом имя имя Езник . После своего рукоположения, служил секретарем ежемесячно издаваемого журнала «Эчмиадзин». В 1975 году успешно представил и защитил диссертацию на тему «Литературно-богословское наследие Мовсеса Ерзнкаци », после чего, в Эчимиадзинском монастыре архиепископом Усиком Сатуряном был рукоположен в сан архимандрита (вардапета). В 1976 — 1981 годах учился на богословский факультет Афинского национального университета , где в 1978 году защитил докторскую диссертацию по теме «Отношение Армянской Церкви к святым образам» получив степень доктора богословия. После возвращения в Эчимиадзин, служил до 1989 года деканом духовной семинарии «Геворгян» , в которой читал лекции по патристики, введению в Новый Завет , и истории Армянской Апостольской Церкви. Совмещая службу и образование, будучи деканом, в 1987 году в Афинском университете защитил докторскую диссертацию по богословию на тему «Отношение Армянской Церкви к святым образам». После защиты был назначен в качестве настоятеля в Ахпатский монастырь , где служил вплоть до 1991 года . Во время своей службы в Ахпате преподавал историю Армянской церкви в школах района, а также писал статьи в местном церковном журнале «Календарь монастыря Ахпат» .
В 1991 году Езник Петросян был назначен католикосом Вазгеном I на должность главного викария епархии на Северном Кавказе . Оставаясь в этой должности до 1996 года , где он, в епархии Юга России, основал более 20 приходов, и построил 14 церквей и часовен. Им были основаны местные церковные журналы «Наша Церковь» (г. Краснодар ) и «Хачкар» (г. Пятигорск ), помимо этого при его участии издавались молитвенники, календари и другая религиозная литература. В это же время Езник Петросян, успешно защитил диссертацию на соискание сана Цайрагуйн Вардапета ( Протоархимандрита ) на тему «Христология Армянской Церкви», после чего получил звание архимандрита .
13 января 1997 года указом католикоса всех армян Гарегина I была восстановлена Епархия Юга России ААЦ . Главой воссозданной структуры был назначен доктор богословия, Верховный Архимандрит Езник Петросян, который в том же году, 15 июня, был рукоположен в епископы. По инициативе епископа Езника в марте 1999 года было объявлено о решении организовать в Армавирской церкви Святого Успения вторую епархиальную канцелярию, и сделать из неё кафедральный собор. В феврале 2000 года , на общем собрании армянской Епархии Юга России, проходившем в Кисловодске, епископ Езник был избран почетным членом епархии Юга России и награждён епархиальным орденом св. Варфоломея и Фаддея I степени .
После службы в России Езник Петросян, был назначен руководителем отдела внешних церковных сношений Армянской Апостольской Церкви и продолжил служение в Святом Эчмиадзине. Помимо этого, в октябре 2000 года Езник Петросян вошел в обновленный, армянским католикосом, состав Верховного Духовного Совета ААЦ .
В 2006 году епископ Езник был возведен в сан архиепископа .
Начиная с 1983 года Езник Петросян участвовал межцерковных диалогах. В 1983 году был делегатом Армянской Церкви на 6-м съезде генеральной ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Ванкувере. С 1984 по 1990 год являлся членом «Программы духовного образования» комиссии Всемирного Совета Церквей. В 2001 по 2003 год входил в состав комитета ассамблеи Конференции европейских церквей , на съезде которой в Тронхейме в 2003 году присутствовал в качестве делегата Армянской Церкви. Являлся постоянным представителем армянской церкви во Всемирном Совете Церквей и на Конференции европейских церквей , кроме этого был членом группы межцерковного диалога. С 2001 года в качестве представителя армянской церкви участвует в Международной комиссии англикано-восточно православного диалога. Состоит в Исполнительном комитете Межрелигиозного совета СНГ . От лица ААЦ участвует в самых разнообразных международных и Вселенских симпозиумах и конференциях .
Архиепископ Езник Петросян опубликовал более 20 книг на армянском, английском, русском и греческом языках, помимо этого им было написано множество научных статей. С 1985 по 1990 год , занимался переводом Библии на современный армянский язык .
Немецкий учёный, научный сотрудник кафедры религии и политики Вестфальского университета доктор Арутюн Арутюнян :
Епископ Езник Петросян, в настоящее время самый известный специалист
в области истории церкви
Редактором и автором статей об истории восточного христианства в научных изданиях часто выступает историк армянской церкви Езник Петросян, который является признанным специалистом в области истории восточно-православных церквей (прим. ред. в литературе не редко называют нехалкидонские)..…… На сегодняшний день, работа того же Езника (прим. ред. «Армянская апостольская святая церковь» ) является одной из наиболее полных и точных источников информации об армянской церкви.