Interested Article - Йом-кипур
- 2020-02-25
- 2
Йом-кипу́р ( ивр. יוֹם כִּיפּוּר , «День искупления», «Судный день», «День всепрощения» ) в иудаизме — самый важный из отмечаемых дней, день поста , покаяния и отпущения грехов . Отмечается в десятый день месяца тишрей , завершая Десять дней покаяния. Согласно Талмуду , в этот день Бог заканчивает выносить свой вердикт, начатый в Рош ха-Шана , оценивая деятельность человека за весь прошедший год .
Традиционно в этот день верующие евреи соблюдают почти 25-часовое воздержание от приёма пищи, проводя большую часть дня в усиленных молитвах и в обязательном порядке посещая синагогу .
Происхождение
Название «Йом-кипур» ( ашкеназ. Йом-ки́пер) — термин средневековой раввинистической литературы ; в Торе и Талмуде — «Йом ха-кипурим» ( мн. ч. др.-евр. יוֹם הכִּפּוּרִים , дословно — «день искуплений»), а в мидрашах иногда — просто «киппу́р» ( כִּפּוּר ) .
Поскольку Библия рассказывает об обычаях Йом-кипура без упоминания Храма , а в книгах, следующих за Пятикнижием , Йом-кипур вообще не упоминается, ряд критиков сочли упоминания Йом-кипура в Пятикнижии более поздним включением, относящимся к периоду возвращения из вавилонского плена . Оппоненты же ссылаются на древность обряда искупления грехов, а также на связь ритуала Йом-кипура с ковчегом Завета . По их мнению, возникновение этого обряда относится ко времени пребывания колен Израилевых в пустыне . Ритуалы Йом-кипура для Скинии подробно описаны в Пятикнижии. Библия ( Лев. , ) называет десятый день седьмого месяца по еврейскому солнечно-лунному календарю «субботой покоя», хотя прийтись он может на любой день недели. Закон предписывает в этот день «никакой работы не делать» ( Чис. ) и «смирять душу» (по мнению большинства талмудистов — поститься), поскольку «это день очищения… пред Господом» ( Лев. ).
Там же описаны действия первосвященника , обязанного совершить в этот день, наряду с обычными, специально установленные жертвоприношения: для очищения скинии (нужно думать, что позднее они совершались и для очищения Храма ), Святая святых , жертвенника и священной утвари, а также во искупление грехов — своих, своей семьи, сословия кохенов и всего народа ( Лев. , , ). Он же возглашал всеобщее покаяние над козлом отпущения перед уводом его в пустыню, где, согласно Мишне (трактат Иома 6:6), козла низвергали с крутой скалы.
Торой устанавливалось также, чтобы один раз в 50 лет по всей стране трубили в шофар , возвещая наступление юбилейного года , в который безвозмездно возвращались заложенные уделы и получали свободу попавшие в рабство члены общины. Указывалось, что объявлять о наступлении юбилейного года нужно именно в день Йом-кипур ( Лев. ).
«Йом-кипур» иногда переводится на русский язык как «День очищения» или «День всепрощения» . В некоторых случаях Йом-кипур, как самый священный день еврейского календаря, в соответствии с библейским текстом (Ваикра / Левит 23:32, русск. перевод: «суббота покоя», подлинник: шабат шабатон — «суббота суббот») называют «Субботой суббот» .
Традиции
В некоторых общинах распространён обычай капарот (обряд искупления), когда произносится ритуальная формула «Да будет это моим искуплением…», и живую курицу или петуха крутят над головой. Символическое значение этого обычая — перенос на птицу бедствий, сужденных человеку за грехи в ушедшем году. После совершения обряда в некоторых общинах птицу относят к резнику и дарят её бедным, в других — заменяют её деньгами для раздачи бедным. Обычай известен с VII века н. э., и хотя многие религиозные авторитеты видели в нём языческое суеверие, со временем он получил широкое распространение. Каббалисты видели в этом ритуале мистический смысл, раскрытию которого посвящены определённые тексты Каббалы .
Йом-кипур считается [ кем? ] наиболее святым и торжественным днём в году, его основная тема — искупление и примирение. Согласно религиозным предписаниям, в этот день запрещены не только работа (как в субботу и в другие праздники), но и еда, питьё, умывание, наложение косметики, ношение кожаной обуви и интимная близость (« ») . Пост, — полный отказ от еды и питья, обычно начинается за полчаса до захода солнца накануне праздника и заканчивается с наступлением вечера через сутки — после появления на небе третьей звезды.
На вечернее богослужение мужчины надевают талит (единственный раз в году, когда талит надевается на вечернюю службу). Литургия Йом-кипура начинается с произнесения молитвы « Кол нидре », которая должна быть прочитана до захода солнца, после которой читается вечернее богослужение, включающее в себя дополнительные молитвы ( слихот ). Особо религиозные евреи остаются в синагоге на всю ночь, читая псалмы, а иногда произнося и другие молитвы.
Пост в Йом-кипура соблюдают и многие светские евреи. Многие из них посещают синагогу (не делая этого в другие праздники), поэтому количество посетителей в синагогах в этот день намного больше обычного .
Среди традиций, принятых даже в светской среде накануне Йом-кипура, пожелание «хорошей записи» в Книге жизни ( гмар хатима това ), «лёгкого поста» и обычай просить прощения у всех.
Строгость соблюдения запретов Йом-кипура обсуждается еврейскими религиозными авторитетами. В частности, известный раввин Х. Соловейчик склонялся к разрешению больным есть в Йом-кипур, объясняя это решение тем, что опасность для жизни ( пикуах нефеш ) отменяет почти все запреты .
Согласно Торе ( Лев. ), главной задачей всего дня Йом-кипура являются исправление (смирение) и очищение [ нет в источнике ] , хотя сама Тора нигде не объясняет , как люди должны смирить себя.
Йом-кипур в Израиле
В Израиле публичное нарушение Йом-кипура (например, приём пищи, вождение автомобиля или разговор по мобильному телефону) не принято даже среди светских евреев. В этот день обычно дороги пустуют (за исключением машин скорой помощи, полиции и пожарной охраны), поэтому дети свободно ездят по улицам и шоссе на велосипедах, и израильтяне в шутку называют Йом-кипур «праздником велосипедов». Также в Израиле в этот день не работают теле- и радиостанции, общественный транспорт, закрыт аэропорт .
См. также
Примечания
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- ↑ Григоренко А. Ю. Религии мира: словарь-справочник. — Издательский дом "Питер" , 2009. — С. 150. — 396 с. — ISBN 9785388004666 .
- ↑ — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Атеистический словарь / Под общ. ред. М. П. Новикова . — М. : Политиздат , 1986. 22 июля 2014 года.
- ↑ . Министерство иностранных дел Израиля (3 октября 2014). Дата обращения: 4 октября 2014. Архивировано 5 октября 2014 года.
- Полонский П. . Маханаим . Дата обращения: 30 сентября 2006. 4 сентября 2006 года.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- // Отечественные записки. — 2003. — № 1 . 28 декабря 2013 года.
- Злобин Н. В. Без немецких овчарок // Америка: Исчадие рая. — Litres, 2013. — 703 с. — ISBN 9785457347427 .
- Телушкин И. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. — Litres, 2013. — С. 270—271. — 4912 с. — ISBN 9785457348486 .
- Рав Элиягу Эссас. . Еврей.com (evrey.com). Дата обращения: 14 июня 2015. 31 марта 2015 года.
- . Jewish Books | Judaism | Jewish Religion (англ.) . из оригинала 17 июня 2021 . Дата обращения: 22 сентября 2017 .
Ссылки
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- : [ 3 января 2023 ] // Исландия — Канцеляризмы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 290. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9 .
- Шломо-Залман Ариэль. Йом Кипур // Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим - Тель-Авив . — 1983. — статья из Энциклопедии иудаизма. — Издательство «МАССАДА» Иерусалим — Тель-Авив. Шломо-Залман Ариэль. 1983.
- — статья из энциклопедии Кольера
- — статья из энциклопедии «Кругосвет»
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- , Пинхас Полонский
- . Архивировано из 19 сентября 2012 года. Библиотека иудаизма — «Исток»
- Обзор по теме «Йом-Кипур» с сайта «Иудаизм и евреи»
- — «РИА Новости», 25.09.2012.
- на сайте Жемчужины Галахи
- 2020-02-25
- 2