Interested Article - Мендельсон, Мозес

Мозес Мендельсон (в русских изданиях традиционно: Моисей Мендельсон ; нем. Moses Mendelssohn ; 6 сентября 1729 4 января 1786 ) — еврейско-немецкий философ , экзегет и переводчик библейских текстов, критик , основоположник и духовный вождь движения хаскала («еврейского просвещения»). Получил прозвище «немецкий Сократ ». Идеи Мендельсона оказали огромное влияние на развитие идей немецкого просвещения и движения Реформы в иудаизме в XIX веке.

Биография

Родился в Дессау ( курфюршество Ангальт , адрес: Шпиталь Гассе, 10) 6 сентября 1729 года в бедной еврейской семье. Имена родителей: Менахем-Мендл (1683—1766) и Бейла-Рахель-Сарра (ум. 1756) . Получил традиционное еврейское образование под руководством отца, переписчика священных книг Менахема Мендла (работал также меламедом и габбаем ) и раввина Давида Гиршеля Френкеля (1707-62), благодаря которому он начал заниматься изучением философии Маймонида . В 1742 году последовал за раввином Френкелем в Берлин . В 1750 году получил место учителя в доме фабриканта-еврея — владельца фирмы по пошиву изделий из шёлка, через некоторое время стал бухгалтером, а затем и совладельцем его предприятия.

С юности Мендельсон стремился углубить свои знания: изучал немецкую литературу, латынь , приобрёл глубокие познания в области естественных наук и философии, в частности учения Лейбница , Вольфа , Локка , Гоббса , Спинозы и Руссо . К этому периоду относятся поэтические опыты Мендельсона на иврите и попытка издания первой газеты на этом языке — «Кохелет мусар» (вышло всего два номера). В дальнейшем Мендельсон писал преимущественно на немецком языке.

Знакомство в 1754 году с Лессингом , начавшееся с общего увлечения шахматами, сыграло решающую роль в судьбе Мендельсона (их дружеское общение за шахматной доской изображено на картине « Визит Лессинга и Лафатера к Мозесу Мендельсону » Морица Даниэля Оппенгейма ). Поскольку оба мыслителя были страстно преданы идеалам Просвещения , эта встреча положила начало их продолжительному творческому сотрудничеству. Следует отметить, однако, существование между ними значительных расхождений в понимании идеалов Просвещения. В отличие от Лессинга, полагавшего, что евреи должны культурно ассимилироваться, Мендельсон не был готов отказаться от своего еврейства , веря, что сумеет доказать собственным примером возможность участия еврея в общечеловеческой культуре без утраты им своей национально-религиозной индивидуальности.

Вместе с Лессингом Мендельсон издавал ряд журналов. С самого начала своей литературной деятельности Мендельсон писал статьи на морально-философские и этические темы, а также литературно-критические заметки.

В 1761 году женился на дочери гамбургского торговца Авраама Гугенхайма — Фромет Гугенхайм . Брак был заключен по любви, что тогда случалось нечасто . Фромет рожала десять раз, четверо детей умерли в детстве или младенчестве .

Вместе с Лессингом Мендельсон принял участие в сборнике «Письма о новейшей литературе», где довольно резко раскритиковал позицию самого короля Фридриха II Великого в вопросе о немецкой литературе по сравнению с французской. Ирония ситуации заключалась в том, что еврей Мендельсон защищал немецкую литературу от нападок немецкого короля. Прусский король не забыл эту критику, впоследствии он использовал своё право верховной инстанции, утверждающей приём новых членов в Прусскую академию, и дважды вычёркивал имя Мендельсона, которого Академия была бы рада видеть в числе своих членов, из списка, первый раз это произошло в 1771 году .

В XVIII веке Мендельсон был одним из немногих евреев, которому удалось снискать уважение и признание в учёном мире. Он дружил с философами Гердером и Кантом , писателем Виландом , естествоиспытателем и путешественником Александром Гумбольдтом и его братом Вильгельмом — филологом, философом и языковедом, Герцем Гомбергом . Он стал примером для многих своих братьев по вере, и берлинская еврейская община гордилась им. Из уважения к Мендельсону община предоставила ему полное освобождение от налогов в 1763 году. Также успешно Мендельсон занимался и коммерцией. Тем не менее, несмотря на его известность в Европе, в Пруссии Мендельсона только терпели, и в Берлине он мог находиться лишь потому, что за него поручился один из так называемых (еврей, пользующийся покровительством местного властителя). Только в 1763 году Мендельсон и сам получил статус Schutzjude. В этом же году работа Мендельсона, поданная на конкурс Прусской Академии Наук, получила первый приз, причём вторым призёром был сам Кант . Заданной темой работы было сравнение надёжности доказательств в философии и математике .

Даниэль Ходовецкий , портрет Моисея Мендельсона

Когда в 1769 году швейцарский христианский теолог Лафатер в открытом письме бросил вызов Мендельсону, предложив опровергнуть доказательства догматов христианства или же — в случае, если он не сможет это сделать — оставить иудаизм и принять христианство, Мендельсон оказался в трудном положении. С одной стороны, в Германии того времени было опасно опровергать официальную религию, с другой, Мендельсон не собирался отказываться от религии предков. Ему удалось выйти из положения, отправив Лафатеру вежливые, хотя и полные иронии письма, в которых он, не сдавая своих позиций верующего еврея, мягко обошёл острые углы проблемы, продемонстрировав таким путём свою мудрость и терпимость. По утверждению Мендельсона, его философские взгляды только укрепляли его религиозные представления, и он продолжал оставаться на позициях иудаизма. Полемика Мендельсона с Лафатером вызвала живой интерес современников и сочувствие к Мендельсону со стороны многих представителей протестантских кругов, под давлением которых Лафатер был вынужден принести Мендельсону публичное извинение.

Диспут с Лафатером дал Мендельсону понять, что, как признанный в Европе человек, он имеет моральную обязанность посвятить себя проблемам европейского еврейства. В письме другу Мендельсон пишет:

После длительных размышлений, я пришел к выводу, что должен посвятить весь остаток моих сил детям и, может быть, значительной части моего народа, дав им в руки лучший перевод и объяснения священных книг, чем они до сих пор имели. Это первый шаг к культуре, от которой мой народ — к сожалению — был так отдалён, что возникло сомнение, а может ли вообще произойти в этом деле какое-либо улучшение.

Используя свои связи, он всячески помогал немецким и иностранным евреям в разрешении различных вопросов, в том числе и тех, которые касались эмансипации гонимого народа. Кроме того, он всеми доступными ему средствами стремился приобщить евреев к немецкой культуре. При этом, однако, он сам стремился восполнить свои пробелы в знании Библии и древнееврейского языка .

Могила Мозеса Мендельсона на Еврейском кладбище в центральном Берлине. На обратной стороне — надпись по-немецки с годами жизни и местом рождения

Мендельсон считается инициатором движения «еврейского просвещения» — Хаскала . Его выступление «Что такое просвещение?» (Was ist Aufklärung?) в 1784 инициировало дискуссию о просвещении в конце XVIII века в Германии. Он был тем, кто взломал лёд предубеждений против евреев и проложил им путь из отчуждённого мира гетто к общемировым ценностям. Когда Лессинг написал свою пьесу « Натан Мудрый », ставшую горячей проповедью веротерпимости и человечности, нетрудно было догадаться, что прототипом для Натана служил Мозес Мендельсон. Мендельсон никогда не призывал евреев к религиозной ассимиляции . Сам он всегда оставался верующим евреем, открытым, вместе с тем, веяниям современного мира и достижениям цивилизации.

Ученики Мендельсона пошли гораздо дальше него в своей готовности отказаться от еврейских традиции. К концу XVIII века деятели берлинской Хаскалы провозгласили, что соблюдение религиозных предписаний утратило смысл и человечество может объединиться на основе деизма или «естественной религии». Этим была подготовлена почва для массового отхода от иудаизма представителей высших слоев еврейства Западной и Центральной Европы.

Под конец жизни Мендельсон был втянут в полемику о взглядах покойного Лессинга. Согласно сообщению Якоби , Лессинг признался ему в своём тайном спинозизме. Взгляды Спинозы считались в то время опасным для общества атеизмом, и Мендельсон спешно написал статью «Друзьям Лессинга» и побежал с ней к издателю в исход субботы 31 декабря 1785 года, чтобы как можно раньше сдать её в печать. По свидетельству жены Фромет он так спешил, что не оделся достаточно тепло для берлинской зимы, после чего заболел. Сначала болезнь казалась не опасной, но состояние пятидесятишестилетнего Мендельсона быстро ухудшалось, и он скончался в среду 4 января 1786 в Берлине . Врач и личный друг Мендельсона Маркус Герц оставил патетическое описание смерти Мендельсона с улыбкой на устах. Современники рассматривали смерть как жертву собой во имя дружбы .

Потомки Мендельсона

Генеалогическое древо семьи Мендельсонов

Мендельсон выдал двух дочерей замуж с помощью традиционного еврейского сватовства, в его письмах встречается описание семейной идиллии, разве что сын Иосиф бросил изучать иврит , к чему отец относился с присущей ему терпимостью . Но уже после смерти Мозеса четверо из его шести детей крестились . Наиболее известна из них: старшая дочь Брендель, известная более как Доротея Шлегель . Другая дочь — Генриетта, напоминавшая внешностью отца, держала известный литературный салон. Сын Авраам был безразличен к религии, стал воспитывать детей в духе религии окружения и крестился. Дети Авраама также были крещены, прибавив к своей фамилии окончание «Бартольди». Знаменитый композитор Феликс Мендельсон-Бартольди много занимался христианской музыкой, тем не менее, когда восстановил « Страсти по Иоанну » Баха , он воскликнул: «Для такой работы потребовался еврей!» . К середине XIX века из 56 потомков Мозеса Мендельсона только четверо оставались иудеями, остальные не только ассимилировались, но и были крещены . Впрочем, даже внук Феликса Мендельсона, праправнук Мозеса, не смог стать офицером как лицо еврейского происхождения .

Философия

Очки Мендельсона, Еврейский музей в Берлине
Сувенир с профилем Мендельсона, Еврейский Музей в Берлине

Мендельсон принадлежал к числу наиболее значительных популяризаторов рационалистической школы Лейбница Вольфа . Он выступал против критики Вольтером лейбницевской «Теодицеи» — труда, в котором великий немецкий философ оправдывает Бога за существующее в мире зло и рассматривает вопросы свободы и необходимости.

Книга «Об ощущениях» (1755) явилась важным вкладом Мендельсона в философскую эстетику. В отличие от создателя термина « эстетика » Александра Баумгартена , Мендельсон рассматривал эстетику в качестве самостоятельной активности духа, сфера которой лежит между туманной областью чувств и ясной — разума. По его мнению чувственность в сфере эстетического имеет большее значение.

В книге «Философские сочинения» (тт. 1-2, 1761) Мендельсон развивает свою эстетическую теорию, обосновывая автономию эстетических суждений, подчёркивая их независимость от логических критериев или этических целей.

Книга Мендельсона «Утренние часы» вызвала в немецком обществе «спор о спинозизме Лессинга », ставший одним из важнейших событий интеллектуальной жизни эпохи. Главным оппонентом Мендельсона был немецкий философ-иррационалист Ф. Г. Якоби . Этот открытый спор, в котором приняли участие многие немецкие философы, послужил поводом к дискуссии о пантеизме (религиозно-философском учении, отождествляющем Бога с природой) Спинозы . Дискуссия способствовала росту авторитета Спинозы среди европейских философов.

Мендельсон рассматривал себя в качестве немецкого философа, а к религии относился, как к частному делу, хотя сам был ортодоксальным евреем, регулярно посещавшим синагогу . Он требовал веротерпимости и свободного выбора религиозных убеждений, предлагая разграничить сферы влияния государства и религии. В «Письме диакону Лафатеру» Мендельсон подчеркивал терпимость иудаизма, который, в отличие от христианства не занимается миссионерской деятельностью и не требует от неевреев соблюдения заповедей иудаизма, ограничиваясь только семью заповедями потомков Ноя , доступных каждому человеку в рамках естественной религии . Свои истинные взгляды о неприемлемости христианства Мендельсон согласился высказать только в ответном письме князю Брауншвейгскому, причём под условием, что письмо не будет опубликовано. В христианстве Мендельсона отталкивали главным образом догматы о Божественной природе Иисуса, представление, что не-христиане не имеют надежды на спасение, а также вера в вечные адские мучения, дьявола и духов. Отказ от всего этого, по Мендельсону, мог бы привести к созданию общей религии христиан и евреев .

Мендельсон оказал большое влияние на развитие философской мысли и гуманистических традиций XVIII века. Его эстетическая теория повлияла на формирование взглядов Гёте , Шиллера и Канта . «Лаокоон» Лессинга (1766) также многим обязан влиянию Мендельсона.

Сочинения

В 1755 году Лессинг издал первую значительную работу Мендельсона на немецком языке «Философские разговоры» (Philosophische Gespräche), сразу же составившую ему репутацию философа. В книге утверждалось, что учение Лейбница о предустановленной гармонии , в сущности, принадлежит Спинозе.

В том же году появилась книга по эстетике «Письма об ощущениях» (Briefe über die Empfindungen).

В статье «Поп-метафизик» (Pope ein Metaphysiker, 1755), написанной вместе с Лессингом и изданной сначала анонимно в 1755 году, оба философа защищали теодицею (стремление согласовать наличие мирового зла с идеей благого и разумного Бога) великого немецкого философа Лейбница от нападок английского поэта Александра Поупа .

В 1763 году Мендельсон был награждён Прусской академией искусств за лучшую разработку философской темы в эссе «Об очевидности в метафизических науках» (Abhandlung über die Evidenz in der metaphysischen Wissenschaften, опубликовано в 1764), представленном на конкурс, в котором участвовали многие известные философы той поры, в том числе и Кант .

В 1767 году Мендельсон опубликовал свою наиболее известную работу — «Федон, или О бессмертии души» (Phädon, oder über die Unsterblichkeit der Seele, 1767), в которой рассуждал о человеке в его соотношении с Богом и предложил доказательство бессмертия человеческой души. Со всех сторон он получал восторженные отклики, его хвалили за прозрачность и ясность мысли, формы и стиля. Первое издание целиком разошлось за четыре месяца, и переиздавалось при жизни Мендельсона ещё десять раз. Книга была переведена на голландский, английский, французский, датский, русский и иврит .

В 1778-79 гг. Мендельсон перевёл на немецкий язык (еврейскими буквами) Пятикнижие Моисея и издал их со своими комментариями на иврите под названием « Нетивот ха-шалом » («Тропы мира», 1780-83). Мендельсон также отредактировал и снабдил примечаниями комментарии к другим книгам Библии. Напечатанные еврейским шрифтом, эти переводы были доступны и для тех евреев, которые не умели читать по-немецки. Переводы Мендельсона заложили фундамент просвещения среди евреев Германии. Евреи Восточной Европы, читавшие только на идише , получили через религиозные тексты доступ к немецкому литературному языку. С целью изучения немецкого языка перевод Мендельсона был переиздан в 1836-38 гг. в Варшаве и в 1848-53 гг. в Вильне . С другой стороны, переводы Мендельсона послужили делу обновления древнееврейского языка , дали новый толчок к развитию письменной традиции евреев и имели большое значение для развития литературы на иврите и культурного возрождения евреев Европы. Мендельсон перевёл на немецкий язык также Псалтирь , Песнь Песней и одну из «Синоид» Иехуды Галеви . Переводы Библии вызвали сильное недовольство ортодоксальных раввинов. Пятикнижие , изданное Мендельсоном, публично сжигали евреи в Позене и Лиссе . Мендельсону лишь с трудом удалось избежать херема , помогла и помощь властей . В то же время, главный раввин Берлина Цви Хирш Левин (1721—1800) попросил Мендельсона перевести на немецкий язык некоторые разделы еврейского религиозного законодательства («Ритуальные законы евреев», 1778).

В 1783 году Н. Г. Вессели издал труд, призывающий к реформе еврейского образования. Вессели оказался под атакой со стороны раввинистического истеблишмента, что поставило в трудное положение Мендельсона, выступавшего за свободу личности от принуждения. Сам Мендельсон тоже был на подозрении у раввинов, подозрения усилились, когда Мендельсон встал на защиту Вессели. Мендельсон также подвергся критике некоторых христианских писателей, которые усмотрели в терпимости Мендельсона отход от традиционного иудаизма. В результате Мендельсон изложил свои взгляды в капитальном труд «Иерусалим, или О религиозной власти и иудаизме» (Jerusalem, oder über religiöse Macht und Judentum, 1783), в котором он излагал свои взгляды на государство и религию, христианство и иудаизм. По его убеждению, девизом государства должна быть веротерпимость, свобода совести и мысли, а различие веры не должно служить препятствием к использованию гражданских прав. Церковь же не должна пользоваться иной властью, кроме убеждения.

Мендельсон утверждает, что христианство — религия веры, в то время как иудаизм — религия дела. Христианство, в отличие от иудаизма, придаёт догмату исключительное, абсолютное значение. Тора не приказывает верить в те или иные догмы, а приказывает исполнять законы, цель которых упорядочить и облагородить жизнь. Будучи одновременно убеждённым рационалистом и глубоко верующим человеком, Мендельсон доказывал, что в еврейской религии нет противоречия между разумом и верой. В то же время он отстаивал необходимость сохранения обрядового культа. Своим современникам, выбирающим между религией и общественной жизнью, он советовал: « Носите на себе, насколько можете, бремя обеих обязанностей — таков суровый приговор истории ».

В книге также отрицалось религиозное принуждение и внутри иудаизма, причём Мендельсону пришлось объяснить, что наказания, предписанные Торой, не должны применяться после разрушения Храма .

Появление книги Мендельсона приветствовали наиболее выдающиеся умы того времени. Мирабо признал, что она «достойна быть переведённой на все языки», а Кант писал Мендельсону, что считает его книгу «провозвестницей великих реформ не только для еврейской нации, но и для других народов».

Среди других работ философа — «О принципах изящных искусств и наук» (Betrachtungen über die Quellen und die Verbindungen der schönen Künste und Wissenschaften, 1757); «О возвышенном и наивном в изящных науках» (Über das Erhabene und Naive in den schönen Wissenschaften, 1758).

В 1783 году появилась статья Мендельсона «Что такое Просвещение?», причём позже в том же году появилась работа Канта с таким же названием .

В 1785 году Мендельсон опубликовал книгу, «Утренние часы, или лекции о существовании Бога» (Morgenstunden, oder Vorlesungen über das Dasein Gottes, 1785), посвящённую морально-теологическому доказательству бытия Бога и ставшую его философским завещанием. В ней он развивает идеи Спинозы , однако в противоположность ему, Мендельсон утверждает, что наряду с имманентным существованием мира в Боге, необходимо признать и существование мира вне Бога, хотя и в зависимости от Него. Тем самым и пантеист должен будет признать акт творения. Такова была, согласно Мендельсону, позиция Лессинга.

Галаха

Мендельсон относительно мало писал о Галахе (еврейском законодательстве). В 1761 году Мендельсон, которому было тогда 32 года, пытался получить рукоположение в раввины ( ивр. סמיכה ‎) у раввина Йонатана Эйбешюца , но тот ограничился рекомендательным письмом, написанным в восторженном стиле. Причиной отказа явилось, видимо, то, что Мендельсон писал философские сочинения на немецком языке, что было необычно .

Хатам Софер цитирует Мендельсона под аббревиатурой РАМАД в связи с решением герцога Мекленбургского в 1772 году вести обязательную отсрочку похорон до третьего дня после смерти. Мендельсон одобрил эту меру против похорон живого человека. Хатам Софер высказался за традиционно быстрые похороны.

Библиография

На русском языке

  • Моисей Мендельсон. Рассуждение о духовном свойстве души человеческой. СПб., 1806.
  • Моисей Мендельсон. Федон, или о бессмертии души в трёх разговорах. СПб., 1811. Ч. 1—2.
  • Моисей Мендельсон. О вопросе «Что значит просвещать?» (Перевод и вступительная статья М. Р. Демина)// «Философский век». Альманах. Вып. 27. «Энциклопедия как форма универсального знания: от эпохи Просвещения к эпохе Интернета»/ Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2004.( )

Примечания

  1. Moses Mendelssohn // — 2009.
  2. Moses Mendelssohn //
  3. Moses Mendelssohn // (англ.)
  4. Мендельсон Мозес // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  5. , p. 22.
  6. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  7. «A pity of it all. A portrait of German-Jewish Epoch, 1743—1933», Amos Elon, Picador, NY, 2002, pp.33-55, 87-88, 207—208,229,244
  8. , p. 62—63.
  9. от 13 октября 2007 на Wayback Machine на сайте Sem40
  10. , pp. 169—171.
  11. , pp. 159—160.
  12. , pp. 155—156.
  13. стр. 207—298
  14. стр. 244
  15. , pp. 74—76.
  16. , pp. 79—80.
  17. , pp. 66—67.
  18. стр. 54
  19. , pp. 122—146.
  20. от 19 февраля 2008 на Wayback Machine , статья Евгения Берковича
  21. , p. 21.
  22. Хатам Софер к Шулхан арух , Йоре Деа, 338
  23. от 16 апреля 2010 на Wayback Machine , под ред. р. М. Халперина. Исторический обзор
  24. от 6 марта 2016 на Wayback Machine , об определении смерти

Источники

Литература

  • В. А. Жучков. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
  • Ионкис Г. Лессинг и Мендельсон: история одной дружбы // Партнер. — 2009. — № , .
  • Shmuel Feiner. Moshe Mendelssohn. — Gdolei ha-Ruah ve-ha-Yetzira be-am ha-Yehudi. — Jerusalem: Merkaz Zalman Shazar letoldot Israel, 2005. — 176 p. (иврит) Шмуэль Файнер. «Биография Мозеса Мендельсона» : ивр. משה מנדלסון, ירושלים: תשס״ו

Ссылки

Источник —

Same as Мендельсон, Мозес