Вакх (картина Рубенса)
- 1 year ago
- 0
- 0
Сергий и Вакх (также Саркис и Бахус , лат. Sergius et Bacchus ) — солдаты Римской империи в III веке . Почитаются святыми мучениками в православной , католической и древневосточных православных церквях . День их памяти — 7 (20) октября .
Согласно их агиографии, Сергий и Вакх были офицерами в армии цезаря Галерия Максимиана , они занимали важные должности при нём и были его фаворитами до тех пор, пока не стало известно, что они тайные христиане. За это они были подвергнуты жестоким пыткам, во время которых Вакх погиб; впоследствии и Сергий был обезглавлен. В их честь было построено несколько церквей в разных городах, включая Константинополь и Рим .
Согласно их житию, святые мученики Сергий и Вакх занимали высокие воинские должности при императоре Максимиане, по изложению святителя Димитрия Ростовского — были сановниками при дворе царя Максимиана . Так продолжалось, пока Максимиану не донесли, что они не почитают языческих богов. Император, чтобы удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам , но они отказались, ответив, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются, после чего император приказал снять с мучеников знаки их воинского сана, одеть в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Унизив их, император опять призвал Сергия и Вакха и пытался отвратить их от христианской веры , но святые были непреклонны. Тогда Максимиан приказал отослать их к правителю Сирии Антиоху, который ненавидел христиан. Антиох получил место правителя с помощью Сергия и Вакха, то есть был им лично обязан, и просил исповедников оставить христианство. Получив отказ, разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами, после чего он умер, а Сергия отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом (обезглавлен).
Католический англоязычный вариант жития этих святых излагает события сходным образом, однако в этом варианте Максимиан именуется цезарем , а не императором.
Смерть мученика Сергия, согласно житию Димитрия Ростовского, наступила в городе Ресафа .
Святые мученики Сергий и Вакх претерпели кончину, по разным источникам, в 303 или в 305 году .
Некоторые исследователи ставят под сомнение историчность жития Сергия и Вакха, излагая следующие соображения.
Как отмечает Дэвид Вудз, история о святых рассказана в греческом тексте под названием «Страсти Сергия и Вакха». Этот текст содержит, по его мнению, множество анахронизмов и противоречий, которые затрудняют определение точного времени написания этого текста, но всё же его можно отнести к V веку .
Далее, отмечает Вудз, «Страсти» наполнены не только историческим анахронизмами, но и сверхъестественным событиями. Видимо, в силу этого они признаются им ненадёжным историческим источником: текст был датирован серединой V века, не существует никакого свидетельства о почитании Сергия и Вакха до 425 года (спустя более 100 лет после описанной смерти этих мучеников), а поэтому существует большое сомнение в историчности их личности .
Кроме того, утверждает он, нет убедительных доказательств того, что схолы Сергия и Вакха использовались императором Галерием или каким-либо другим императором до Константина I . Преследование христиан началось в армии задолго до того, как оно началось повсеместно, так что сомнителен факт, что даже тайные христиане смогли дослужиться до высоких рангов в армии. Не существует также никаких доказательств существования в то время монахов, как описано в житии: там монах находит тело Сергия на берегах Евфрата .
Итальянский историк Пио Франчи Де Кавальери настаивает на том, что «Страсти Сергия и Вакха» основаны на ранее потерянных «страстях» Ювентина и Максимина — это два святых, которые были казнены при императоре Юлиане II Отступнике в 363 году. Он отмечает, что именно при Юлиане солдат-христиан наказывали, одевая в женские платья всем напоказ. Дэвид Вудз подтверждает эту идею, указывая на историка Зосима , который в своей Historia Nova описывает случай, когда Юлиан наказывает солдат-отступников именно таким способом, тем самым подтверждая, что автор «Страсти Сергия и Вакха» позаимствовал материал из историй о мучениках времён скорее Юлиана, нежели Галерия.
После гибели мученика Сергия в Ресафе этот город стал местом паломничества христиан, поклонявшихся мощам мученика Сергия, отчего и сам город стал называться также Сергиополем. С V века Ресафа становится резиденцией епископа . В том же веке иерапольский епископ Александр выстроил великолепную церковь в честь этих мучеников. Память святых мучеников Сергия и Вакха издревле весьма чтилась на всем востоке, и к мощам их многие совершали благочестивые путешествия .
Мощи святых мучеников Сергия и Вакха, первоначально находившиеся в Ресафе, давно покинули этот опустевший город (в XIII веке он был оставлен жителями ). В настоящее время мощи находятся в Венеции .
Нетленные главы мучеников хранились некоторое время в Константинополе, где видели их русские паломники: инок Антоний (1200) и Стефан Новгородец (около 1350 года) .
Храмы, посвящённые святым мученикам Сергию и Вакху, появились в различных частях Римской империи . Даже руины посвящённой им базилики в Ресафе производят немалое впечатление (см. ).
Находящаяся в Коптском квартале Каира и принадлежащая Коптской церкви была построена, по некоторым данным, в IV—V веках (впоследствии перестраивалась). По преданию, возвели её именно там, где останавливалось на ночлег Святое семейство — Дева Мария с младенцем Иисусом и супругом Иосифом .
Церковь Святых Сергия и Вакха , построенная в Константинополе (ныне Стамбул ) в 527 — 529 годах близ дома, в котором император Юстиниан провёл свои молодые годы, была любима семьей императора и послужила прообразом для базилики Сан-Витале и собора святой Софии (отчего и получила второе название — «малая Айя-София»). После падения Константинополя церковь свв. Сергия и Вакха продолжала действовать до начала XVII века, а затем была обращена в мечеть .
В Маалюле ( Сирия ) до самого недавнего времени сохранялась и действовала древняя церковь святых Сергия и Вакха, однако в сентябре 2014 года пришла печальная весть о том, что сирийские боевики « разрушили древнюю христианскую церковь Святых Сергия и Вакха в Маалюле, похитив либо уничтожив её всемирно известные иконы » .
В Босре (Сирия) находятся развалины древнего храма, посвящённого этим мученикам.
В честь Сергия и Вакха были построены и многие другие церкви. Например, в IX веке была сооружена . Древнее сооружение, впрочем, не дошло до наших дней, нынешний римский храм в честь этих святых (принадлежащий Украинской греко-католической церкви ) был построен гораздо позже — в XVIII веке (отдельные элементы датируются XVII веком).
В Москве этим святым была посвящена церковь Сергия и Вакха Сергие-Вакхской старообрядческой общины , располагавшаяся в Гжельском переулке , которая не сохранилась до наших дней .
В России в настоящее время, судя по всему, нет храмов, посвящённых мученикам Сергию и Вакху . В своё время, однако, им был посвящён храм села Кузьмичи Смоленской области, который теперь освящен в честь Вознесения Господня , а мученикам Сергию и Вакху посвящён его левый придел . Во имя святых мучеников Сергия и Вакха в 1831 году был освящён престол ( придел ) на первом этаже ныне утраченной Троицкой церкви в Санкт-Петербурге на Смоленском православном кладбище .
Русская православная церковь совершает день памяти Сергия и Вакха 7 (20) октября шестеричным богослужением. Именно 7 октября был пострижен в монашество преподобный Сергий Радонежский . Он получил своё монашеское имя в честь мученика Сергия .
Мученика Сергия Римлянина, пострадавшего в Ресафе, именуют также Саркисом (в частности, монастырь его имени в Маалюле именуется Мар Саркис , что по-арабски означает «святой Сергий»). По этой причине его можно спутать с национальным героем Армении — святым Саркисом , пострадавшим за отказ стать огнепоклонником и принести языческие жертвоприношения во времена императора Юлиана Отступника вместе со своим сыном и 14 воинами .