Interested Article - Пурнаварман

Шри Пурнаварман — царь раннесредневекового западнояванского государства Таруманагара , правивший в середине — второй половине V века . Исторически первый яванский правитель, надписи которого сохранились до наших дней.

Надписи Пурнавармана. Происхождение

В настоящее время известно 7 сохранившихся надписей на санскрите (письменность «Раннее Паллава »), прославляющих тарумского царя Пурнавармана. Большинство этих высеченных на камнях фраз и изображений были обнаружены в западной части острова Ява в XIX веке . В 1949 году в русле реки на самом западе Явы была найдена ещё одна надпись. Согласно палеографическим данным, надписи датируются серединой — второй половиной V века и являются самыми древними из сохранившихся письменных источников по истории Явы. Три из семи надписей Пурнавармана остаются неизданными, две из неизданных надписей вообще нечитаемы. Три надписи (из Чи-Арутён, Джамбу и русла реки Чидангхъянг), помимо текста, изображают отпечатки стоп царя Пурнавармана, одна надпись (из Кебон-Копи) — отпечатки лап его слона. Надпись из Тугу повествует о прорытии канала (реки Гомати). Часть надписей (из Чи-Арутён, Тугу и Кебон-Копи) имеют стихотворный размер шлока , другая часть (из Джамбу) — .

Основываясь на данных топонимики , советские исследователи Д. В. Деопик и М. А. Членов установили, что по своему происхождению Пурнаварман был малайцем .

Титулы и эпитеты

В наскальной надписи из Чи-Арутён Пурнаварман именуется «владыкой земли» ( avanipati ) и «царём ( indra ) города ( nagara ) Тарумы ». Здесь же шаги «великолепного» Пурнавармана сравниваются с двойным шагом бога Вишну . В надписи из Джамбу он назван «великолепным дарителем, благодарным, несравненным... царём ( narapati ), который (правил) в Таруме, по имени Шри Пурнаварман, обладавшим знаменитым панцирем, непроницаемым для стрел многочисленных врагов», а надписи из Кебон-Копи — «сильным победами царём ( indra ) Тарумы», слон которого «подобен Айравате », а в надписи из Тугу — «сильным прекрасными качествами, сделавшимся обладателем царских ( narendra ) знаков» .

Царство Пурнавармана

Содержание надписей Пурнавармана свидетельствует о хорошем знании индийской культуры: названия рек (каналов) в надписи из Тугу соответствуют названиям североиндийских рек Чандрабхага и Гомати , упоминаемых в ведах и пуранах , кроме того, в текстах фигурируют брахманы , индийские божества Вишну и Индра , а также слон Индры Айравата ; в надписях используется мера длины с индийским названием дхану («лук»). По мнению К. Холла, Пурнаварман использовал индийскую культурную традицию, в частности вишнуизм , для «укрепления легитимности своей власти и подъема своего магического статуса над статусами дружественных ему вождей» . Показательным является сравнение стоп Пурнавармана со стопами Вишну, являвшимися символом обладания какой-либо территорией, в том числе, приобретённой мирным путём, что совпадало с древнеяванскими представлениями о ступнях как вместилище власти .

Очевидно, одним из направлений деятельности Пурнавармана было управление водными объектами вблизи царского поселения, расположенного между Тугу и современным . Согласно надписи из Тугу , Пурнаварману удалось всего за 21 день прорыть канал длинной в 15 километров, связанный с руслом реки Гомати. По одной из версий, проведение канала было частью ирригационных работ, по другой — имело целью предотвращение частого затопления рекой района порта, для чего направление русла Гомати было изменено с северного на северо-восточное. По мнению Д. В. Деопика и Г. Г. Бандиленко , эти работы потребовали привлечения очень значительных людских ресурсов. Так или иначе, Пурнаварман осуществил некие масштабные работы, связанные с руслом реки Гомати, что потребовало достаточного уровня централизации его власти. Эти работы являются древнейшими из всех известных на о. Ява .

О политической организации царства Пурнавармана известно крайне мало. Пурнаварман пользовался царским титулом, определённую роль при нём играли брахманы , что свидетельствует о наличии социального и имущественного неравенства в управляемом им обществе (на это указывает и дарение царём брахманам тысячи коров, о чём говорится в надписи из Тугу) и о приверженности царя брахманистским ритуалам. В сохранившихся текстах отсутствует упоминание каких либо сановников или чиновников Пурнавармана, однако содержатся нечёткие указания на его родственников — надпись из Тугу говорит о «старшем родственнике Пинабаху» и «укреплённом лагере деда царственного мудреца», что свидетельствует о наследственном и клановом характере власти Пурнавармана. В надписях упоминаются населённые пункты, обозначаемые словами nagara («город»), purī («город, крепость, цитадель») и śibira («укреплённый лагерь»). В царстве Пурнавармана велось летоисчисление — надпись из Тугу датирует прорытие канала реки Гомати 22-м годом его правления .

Примечания

  1. , с. 58.
  2. , с. 30, 42, 44.
  3. , с. 29.
  4. , с. 51.
  5. , с. 58—60.
  6. , с. 42.
  7. , с. 60—61.
  8. , с. 42, 44—45.
  9. , с. 62—63.
  10. , с. 44.
  11. , с. 62—64.

Литература

Источник —

Same as Пурнаварман