Interested Article - Ванцаш, Йосип

Йосип Ванкаш ( серб. Josip Vancaš ; 22 марта 1859 , Шопрон 15 декабря 1932 , Загреб , Савская бановина ) — и югославский архитектор, который большую часть своей карьеры провел в боснийском городе Сараево , где спроектировал более двухсот зданий. Он также занимался проектированием зданий в современной Хорватии и Словении .

Биография

Йосип Ванкаш обращается к толпе в Сараево, 29 июня 1914 года.

Ванкаш родился в хорватской семье в Шопроне , Венгрия , где его отец работал почтовым служащим, и учился в Высшей технической школе в Загребе , где его отец был назначен почтмейстером. Затем он переехал в Вену , чтобы изучать архитектуру в Техническом университете с 1876 по 1881 год . В течение одного года Ванкаш работал в ателье Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера, затем окончил в 1883 году Художественную академию в Вене под руководством Фридриха фон Шмидта , специалиста по средневековой архитектуре, который оказал влияние на формирование стиля молодого архитектора — варианта эклектики историзма .

Шмидт порекомендовал Ванкаша Бенджамину Каллаю для проектирования Сараевского собора , и Ванкаш приехал в Сараево с 1884 года по 1890 год он работал на правительство, а затем руководил собственной студией до 1921 года. Он оставался там в течение тридцати семи лет, став ведущим архитектором, членом первого боснийского парламента (1910 г.) и заместителем мэра Сараево.

На протяжении своей долгой карьеры Ванкаш оставался преданным поклонником венских архитектурных тенденций и часто включал их в свои проекты в Боснии и Герцеговине . Однако, он не ограничился простым подражанием и пытался приспособить венские образцы к боснийским условиям. В его творчестве преобладают историзм и эклектика , а также позже встречаются элементы венского сецессиона . В своих проектах он идет от псевдоромантических веяний к псевдовосточным. Он изучал местную боснийскую архитектуру и пытался, применяя её характерные элементы, создать истинно боснийский стиль .

Ванкаш признал боснийский стиль , который можно сравнить со скандинавским национальным романтизмом . Боснийский стиль отстаивали молодое поколение архитекторов, такие как чешский архитектор , словенский архитектор Рудольф Тённис и австрийский архитектор Эрнст Лихтблау , которые учились в Академии художеств в Вене у Карла фон Хазенауэра и Отто Вагнера . Однако стиль был назван старшим архитектором Сараево — Йосипом Ванкашем, на которого работали многие из этих молодых архитекторов .

За время своего пребывания в Боснии (1883—1921) Ванкаш построил 102 дома, 70 церквей, 12 школ, 10 дворцов, 10 банков, 10 государственных муниципальных зданий, 6 гостиниц и таверн, а также реконструировал ряд зданий. Ванкаш также выполнилнял эскизы церковных алтарей, а также чертежи жилых и церковных интерьеров. Выставлял свои работы на всемирных выставках в Будапеште (1896 г.), Вене (1898 г.) и Париже (1900 г.). В 1911 году в качестве представителя в парламенте Боснии и Герцеговины он представил резолюцию об охране культурных памятников в Боснии и Герцеговине.

29 июня 1914 года Ванкаш был одним из выступавших, обращавшихся к толпе, которая позже осквернила и разграбила собственность сербов в Сараево во время беспорядков после убийства Гаврило Принципом эрцгерцога Австрии Франца Фердинанда .

Ванкаш также написал несколько исследований боснийской народной и городской архитектуры. С 1921 года он жил в Загребе , где и умер в Загребе 15 декабря 1932 года в возрасте 73 лет

Работа

Особняк Иешуа Д. Салома в Сараево (1901 г.)

Среди его наиболее значительных работ:

  • Неоготический собор Святого Сердца, Сараево (1884—1889 гг.)
  • Дворец правительства в стиле неоренессанса , сегодня Дом президента (1884—1886)
  • Приходская церковь Очищенного Сердца Марии в Биелине (1885 г.)
  • Дворец Норманнов в Осиеке (1891—1894 гг.)
  • псевдофольклорный павильон Боснии и Герцеговины на тысячелетней выставке в Будапеште (1896 г.)
  • Семинария святых Кирилла и Мефодия в Сараево (1892—1896)
  • Первая хорватская сберегательная касса в Загребе (1898—1900 гг.)
  • Народный ссудный банк в Любляне (1900—1907)
  • Особняк Иешуа Д. Салома в Сараево (1901 г.)
  • Вилла Матильды в Сараево (1902—1903),
  • Приходская церковь Св. Георгия в Дешиниче (1901—1902 гг.)
  • Приходская церковь св. Николая в Крапине (1901—1903)
  • Институт Св. Станислава в Любляне (1901—1905)
  • Союз отелей в Любляне (1902—1903)
  • Городская сберегательная касса в Любляне (1902—1903 гг.)
  • Приходская церковь св. Михаила в Вареше (1905—1906)
  • Дворец главпочтамта и телеграфа в Сараево (1907—1913 гг.)
  • Приходская церковь Святого Петра, Радече (1911 г.)
  • Королева церкви Святого Розария в Сараево
  • Приходская церковь св. Иоанна Крестителя в Конице (1894—1918)

Хотя он работал в основном на территории Боснии и Герцеговины , но также, часть своих проектов он реализовал в Хорватии . Работая над различными проектами, финансируемыми в основном хорватским правительством, Ванкаш вместе с стал известен как самый важный дизайнер сакральных сооружений в Хорватии в последние десятилетия 19-го и начала 20-го веков. Он проектировал в неоготике, неороманском стиле, неоренессансе, редко в неовизантийском стиле и необарокко, а с конца XIX века обратился к сецессиону .

Он также добился больших успехов в тогдашней провинции Карниола (центральная часть современной Словении), где он построил церкви в Бледе , Пречне и , а также ряд зданий в Любляне .

Галерея

Примечания

  1. , Josip Vancaš // (хорв.) LZMK , 1999. — 9272 с. — ISBN 978-953-6036-31-8
  2. (недоступная ссылка) (pristupljeno 16. kolovoza 2012.)
  3. Donia, Robert J. . — University of Michigan Press, 2006. — P. 68–71, 350. — ISBN 0-472-11557-X .
  4. . Дата обращения: 5 мая 2023. 8 ноября 2020 года.
  5. 8 января 2014 года.
  6. Damjanovic, Dragan. : [ англ. ] .
  7. Dragan Damjanovic. . Prostor: Znanstveni časopis za arhitekturu i urbanizam (1330-0652) 22 (2014), 47; 96-109 . Дата обращения: 22 июля 2019 .
Источник —

Same as Ванцаш, Йосип