Харти
- 1 year ago
- 0
- 0
Ракутю ракугаи ( яп. 洛中洛外図屏風 ) ; дословно — «внутри столицы, за пределами столицы» — произведения японской живописи , представляющие собой панорамные виды Киото и его пригородов .
Большинство версий ракутю ракугаи создавались в формате пары шестистворчатых складных ширм . Ракутю ракугаи могут служить источником знаний об архитектуре и планировке Киото того времени, поскольку на них изображались важные для города места, памятники, события (сезонные фестивали и уличные развлечения). Также на этих работах можно найти изображения мужчин и женщин, принадлежащих к различным слоям общества, их костюмы и традиции, занятия, различные виды транспорта, которыми пользовались горожане . Истоки ракутю ракугаи восходят к жанру ямато-э и формированию его основных принципов и направлений в периоды Хэйан и Камакура , в частности, это относится к его двум подвидам: мэйсё-э — картины, изображавшие определённые виды деятельности в различных известных местах страны, и цукинами-э — картины с событиями, происходящими в разные времена года (чаще всего — сезонные фестивали) . Часто эти две тематики объединялись в одном произведении.
В период Муромати жанровые произведения мэйсё-э и цукинами-э смогли выжить несмотря на всеобщее увлечение китайской живописью . Произведений японской живописи, датируемых этим периодом, в этих жанрах не сохранилось, но осталось множество складных вееров с рисунками на эти темы . В 1503 году создал ширму с видами Киото (только ракутю — Киото изнутри), которую его современники высоко оценили за новизну предмета изображения . Вскоре произошло и зарождение самого жанра ракутю ракугаи ; первые ширмы датируются 1520-ми годами . В последующие годы обрели широкую популярность и стали производиться в больших количествах. Данная тематика не была привилегией какой-либо отдельной школы живописи. Известны работы ракутю ракугаи мастеров школы Кано и Тоса . Большинство создателей таких произведений были анонимами; японские историки и искусствоведы часто используют для них термин мати эси ( яп. художник, изображающий город ) . Об уровне образования этих художников ничего не известно, но по их работам можно понять, что многие хорошо знали историю; они воссоздавали здания и постройки и изменения в них с невероятной точностью .
Эта тема достигла пика своей популярности в первой половине XVII века. Виды ракутю ракугаи заказывали у художников как жители самого Киото, так и гости города, желавшие увезти сувенир . Часто подобные ширмы входили в приданое невесты . Упадок жанра начался во второй половине XVII века. Это было связано с потерей статуса центра культурной и политической жизни самим городом Киото, который уступил это положение городу Эдо .
На большинстве сохранившихся в наше время ширм с видами Киото, город разделен на восточную и западную части . Граница проходила по улице Абура-кодзи . На правой ширме традиционно изображали восточную часть Киото, а на левой — замок Нидзё , холмы Китаяма и Нисияма . Для создания эффекта панорамы, две ширмы ставили напротив друг друга. Часто город и пригороды изображали и в традиционной теме четырёх сезонов. В отличие от обычных пейзажных ширм, где « зимнему сезону » отводилась левая сторона левой ширмы, в ракутю ракугаи зимние виды находились на правом краю левой ширмы. Это связано с тем, что там изображалась западная часть Киото, и северное направление приходилось на правую сторону панорамы .