Мастиковое дерево
- 1 year ago
- 0
- 0
Дерево жизни ( древо жизни , ивр. עֵץ הַחַיִים : эц hа-хаим , церк.-слав. древо животное, райское древо ) — мифологический образ во многих культурах. В славянской народной традиции вариант мирового древа . В фольклоре — мотив, отражающий представления о библейском древе жизни посреди рая ( Быт. ). Концепция Древа Жизни использовалась в религии , философии и мифологии . Обозначает взаимосвязь всей жизни на планете и служит метафорой для общего происхождения в эволюционном смысле .
Термин древо жизни может также быть использован в качестве синонима священного древа .
Древо знания, связывающее небеса и подземный мир , а также древо жизни, связывающее все формы жизни, оба являются формами мирового древа или космического древа , и изображаются в разных религиях и философиях как одно и то же дерево .
В фольклоре , мифах и художественной литературе упоминаются различные деревья жизни, часто связанные с бессмертием и плодородием .
В шумеро-аккадской мифологии Дерево жизни представлено серией узлов и перекрещивающихся линий . По всей видимости, важный религиозный символ, часто связанный с орлоголовыми богами и жрецами или царём. Ассириологи не смогли прийти к соглашению о значении этого символа. Название «Дерево Жизни» было отнесено к этому символу современными учёными; оно не использовалось ассирийскими источниками. По сути, нет никаких текстовых свидетельств, относящихся к этому символу. Изначально Дерево Жизни упомянуто в работе « The Assyrian Tree of Life: Tracing the Origins of Jewish Monotheism and Greek Philosophy» , однако позже были опубликованы статьи, как критикующие его мнение , так и развивающие тему .
В египетской мифологии и в эннеаде Гелиополиса первой парой являются Исида и Осирис (помимо Шу и Тефнут , а также Геб и Нут ). Считалось, что они произошли от акациевого дерева Иусат , которое египтяне считали деревом жизни, называя «деревом, в котором жизнь и смерть объединены». В мифе говорится, что впоследствии Сет убил Осириса, положил его в гроб и сбросил в Нил , а гроб стал единым целым с корнями дерева тамариск .
Египетское священное дерево, сикомор , «стоит на пороге жизни и смерти, связывая два мира» .
В персидской мифологии (до ислама) древо жизни описывается как огромное священное дерево, носящее на себе все семена. Дьявол ( Ариман ) создал лягушку, которая должна была взобраться на дерево и уничтожить его, надеясь помешать вырасти всем прочим деревьям на земле. В ответ Бог ( Ахура Мазда ) создал двух рыб наблюдать за лягушкой и охранять древо. Поскольку Ариман является ответственным за всё зло, включая смерть, а Ахура Мазда — за всё добро, концепция мирового древа в персидской мифологии очень близка к концепции Дерева Жизни.
В китайской мифологии изображение Дерева жизни включает в себя феникса и дракона ; дракон часто представляет бессмертие . В даосских повестях на дереве жизни раз в три тысячи лет созревает персик . Тот, кто его съест, получает бессмертие .
В 1990 году в Саньсиндуе , в Сычуани ( Китай ), было сделано археологическое открытие — жертвенная яма, датированная XIII столетием до нашей эры. Она содержит три бронзовых дерева, одно из них 4 метра в высоту . В основании были дракон и фрукт, свисающий с нижней ветви. А сверху было помещено птицеподобное существо (феникс) с когтями. Также в Сычуани было найдено ещё одно дерево жизни, датированное поздней династией Хань . Керамическое основание охраняется рогатым зверем с крыльями. Вместо листьев у этого дерева монеты и люди. На вершине находится птица с монетами и солнцем.
В армянской мифологии Древо Жизни (Կենաց Ծառ) является религиозным символом, оно помещалось на стенах крепостей и броне воинов. Ветви дерева были равномерно распределены справа и слева от главного ствола; на каждой ветви рос один лист, и один лист на самой вершине дерева. По обе стороны от дерева изображались слуги, каждый протягивал одну руку к дереву, как будто они заботятся о нём .
Древо жизни — один из наиболее часто встречающихся мотивов в искусстве тюркских народов. Древо жизни является важным объектом тюркской культуры, упоминается и в тюркской мифологии.
Среди многочисленных орнаментов, встречающихся на азербайджанских коврах , заметное место принадлежит сюжету «древа», который широко распространён в изобразительном искусстве Азербайджана. Вариацией «древа жизни» является символическое изображение «якоря», который по форме напоминает стрелу, а в гянджинских и карабахских коврах часто изображается фантастическое дерево Ваг-ваг. Изображение фантастического дерева Ваг-ваг часто встречается на тебризских и карабахских коврах. Плоды этого дерева, согласно мифологии, похожи на переговаривающиеся головы людей и животных, а листья утром раскрываются и вечером опадают. Со временем изображение дерева Ваг-ваг становится просто элементом орнамента, на ковре «Лям-па» оно помещено на концах «губпа», напоминающих птичьи головы .
Казахи называли древо жизни Байтерек. Корни этого дерева находятся в подземном мире, само дерево, его ствол — в земном, а крона — в небесном.
Алтайские тюрки считают, что нижняя зона (корни древа) — мир душ предков, которых оберегает бог Эрлик вместе с подругой . Эрлику подчиняется нижняя зона мира — духи предков, Эрлик является опорой Древа Жизни, придает ему импульс вечности. Благодаря ему происходит круговорот жизни в мире.
В языке крымских татар древо жизни имеет название « омюр агъач » ( тур. Омюр — мир, вселенная, агъач — дерево) и дословно переводится как «мировое дерево». Для крымских татар символ древа также связан с жизнью рода и благополучия. Мотив древа жизни получил наибольшее распространение как элемент декора в вышивке одежды, а также предметов домашнего обихода.
У малоазийских турок священными были сосна и можжевельник. Они считали, что люди связаны с деревьями, а дерево напрямую ассоциировалось с матерью-Богиней.
Дерево в народной культуре и мифологии чувашей — объект поклонения. Аналог Древа жизни в традиционной чувашской народной культуре носит название киреме́т .
В скандинавской мифологии известен Иггдрасиль , Мировое Древо , массивное дерево (иногда — ясень или тис ), с ним связано множество мифов.
Дерево жизни ( ст.‑слав. и др.-рус. древо животьное ) — в славянской народной традиции вариант мирового древа , в фольклоре — мотив, отражающий представления о библейском древе жизни, посаженном Богом среди рая. Фольклорный мотив отражает представление о мировом дереве, моделирующем мир («трёхугодливое дерево» славянских песен, где в кроне обитает соловей, в стволе — пчёлы, у корней — горностай) .
В книге «Берешит» ( Книга Бытия ) древо жизни ( ивр. עץ חיים эц хаим ) — дерево посреди райского сада , плоды которого дают вечную жизнь. Во время изгнания из рая после грехопадения Адам и Ева теряют доступ к этому дереву.
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. ( Быт. )
В Книге притчей Соломоновых древом жизни названы Тора и мудрость : « Она — древо жизни для тех, которые приобретают её, — и блаженны, которые сохраняют её! » ( Прит. ), а также: « Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа » ( Прит. ).
В « Книге Еноха » сказано, что во время великого суда всем, чьё имя есть в Книге Жизни , Бог даст плод с Дерева жизни.
Эц Хаим часто используется как имя для иешив , синагог , для произведений раввинстической литературы, а также как название деревянных шестов, на которых намотан Свиток Торы .
В каббале Дерево жизни изображается десятью связанными элементами, представляя центральный символ каббалы. Это дерево представляет собой 10 сфирот силы божественной реальности. Пантеистический и антропоморфный акцент этой эманационной теологии интерпретирует Тору, еврейские обряды и цели существования как символическую эзотерическую драму единения в сфирот, восстанавливая гармонию Творения. Со времён Ренессанса еврейская каббала является важной традицией в не-еврейской западной культуре, сначала через принятие христианской каббалой , а затем появившись в оккультной . Эти адаптации иудейского дерева жизни синкретичны за счёт ассоциирования с другими религиозными традициями, эзотерическими теологиями и магическими практиками.
В дополнение к Еврейской Библии дерево жизни символически описано в Книге Откровения как обладающее следующими свойствами: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» ( Откр. ).
В католическом христианстве Дерево Жизни представляет собой безупречное состояние человечества, свободного от разложения и первородного греха , до грехопадения . Папа Бенедикт XVI сказал, что «крест является истинным древом жизни» . Святой Бонавентура учил, что лечебный плод с Дерева Жизни представляет Иисуса Христа . В свою очередь святой Альберт Великий учил, что евхаристия , тело и плоть Христова, является плодом с дерева жизни .
В восточном христианстве дерево жизни представляет собой любовь Бога. Св. Исаак Сирин говорил, что «Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами», и что «древо жизни есть любовь Божия» .
Дерево жизни также является метафорой , описывающей отношение друг к другу всей жизни на Земле в контексте эволюции . Чарльз Дарвин говорил о видении эволюции, как «извилистого берега», в « Происхождении видов ». Однако единственная иллюстрация представляет собой ветвящуюся диаграмму, похожую на дерево.
От первого роста дерева отделяется множество ветвей, которые потом разрушаются и опадают; и эти опавшие ветви представляют собой целые порядки, семьи и поколения, которые теперь не живут, и о которых известно лишь по ископаемым и окаменелостям. Когда мы там, мы видим тонкую, упорно растущую веточку, растущую из разветвления дерева внизу, которая всё ещё жива. Иногда мы видим животных, вроде Орниторинкус ( Утконос ), или Лепидосирен ( Американский чешуйчатник ), которые в малой степени связаны со своими более крупными ветвями жизни, и которые, по всей видимости, избежали смертельной конкуренции за счёт населения защищённой станции. По мере того, как почки растут, и, если пригодны, вырастают в ветви и перекрывают более слабые ветви, и так за поколением поколение; я верю, что это великое Древо Жизни, которое наполняет мёртвые и сломанные ветви корой земли, и покрывает поверхность своим всё время растущими и красивым ветвлением.
— Чарльз Дарвин, «Происхождение видов»
В мире существуют скульптурные композиции, посвящённые Древу жизни. Одна из них находится в России.
В « Dictionaire Mytho-Hermetique », книге известного алхимика Антуана-Жозефа Пернети Дерево Жизни ассоциируется с эликсиром жизни и философским камнем .
Современная валлийская художница Джен Делис создала кельтский символ Дерева Жизни, основанный на культе почитания деревьев древних кельтов и традиционных изображениях кельтов .
В книге « Eden in the East » (1998) Стивен Оппенгеймер предполагает, что традиция поклонения деревьям происходит из Индонезии и распространилась в ходе событий около 8000 года до нашей эры, получивших название «Younger Dryas», когда поднялся уровень моря. Эта традиция достигла Китая (провинция Сычуань ), затем Индии и Ближнего Востока . Наконец, финно-угорская ветвь этой религии распространилась через Россию в Финляндию , где дала начало скандинавскому мифу об Иггдрасиле .
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|