Хёйзинга родился 7 декабря 1872 года в
Гронингене
, в семье священника-
меннонита
. Изучал историю индоевропейской литературы и общую историю. В 1897 году защитил диссертацию, посвящённую образу
видушаки
в индийской драме. В
1905 году
получил должность профессора Гронингенского университета, где преподавал до 1915 года. Затем перешёл в
Лейденский университет
и оставался его профессором вплоть до 1942 года, когда немецкие оккупационные власти запретили ему преподавание за негативные отзывы о
нацизме
и
антисемитизме
.
В годы
нацистской
оккупации Нидерландов учёный был арестован и заключён с августа по октябрь 1942 года в концлагерь, после чего ему было запрещено жить в
Лейдене
. Он скончался 1 февраля 1945 года близ города
Арнема
в доме своего коллеги по университету
.
Голландский исследователь творчества Йохана Хёйзинги доктор Антон ван дер Лем, говоря о неослабевающей привлекательности работ своего знаменитого соотечественника, указывает на пять их наиболее существенных признаков:
Любовь к истории исключительно ради неё самой. В подходе к изучению прошлого Хёйзинга, следуя
Якобу Буркхардту
, стремится не «извлечь уроки на будущее», но увидеть непреходящее. Он не преследует политических, экономических или социальных целей. Многие страницы его произведений характеризуются чертами осязаемой подлинности. Идеологические пристрастия над ними не властны.
Плюралистическое понимание истории и отказ от соблазнительных объяснений. История — живой, многогранный процесс, который мог бы протекать и иначе. История не имеет ни цели, ни необходимости, ни двигателя, ни всеопределяющих принципов. Хёйзинга отвергает монопричинность при анализе исторических процессов. Это даёт возможность его произведениям сохранять убедительность независимо от текущего времени.
Дар образного воплощения исторических событий. Хёйзинга не приемлет позитивистский взгляд на историю как на процесс, подлежащий рациональному объяснению. История для Хёйзинги не сообщение, не рассказ, а розыск, расследование.
Идея «исторической сенсации». Хёйзинга сравнивает ощущение «исторической сенсации» с музыкальным переживанием, вернее с постижением мира через музыкальное переживание.
Этический
императив
. Историк должен сохранять верность истине, по возможности корректируя свою субъективность. Стремление к истине — нравственный долг историка. Хёйзинга указывает на такие категории, как семь смертных грехов, четыре главные добродетели или стремление к миру и справедливости, как на ту мерку, с которой следует судить о событиях прошлого.
Определение истории по Хёйзинге
В эссе «Об определении понятия „история“» (
нидерл.
Over een definitie van het begrip geschiedenis
) Хёйзинга даёт следующее определение истории:
История — это духовная форма, в которой культура отдаёт себе отчёт о своём прошлом.
Оригинальный текст
(нид.)
Geschidenis is de geestelijke vorm, waarin een cultuur zich rekenschap geeft van haar verleden
—
Over een definitie van het begrip geschiedenis
Хёйзинга трактует элементы этого определения следующим образом:
Духовная форма
— широкое понятие, включающее не только науку, но и искусство. Таким образом, определению соответствует не только научная история, но и нарративные хроники, исторические легенды и прочие формы исторического сознания, существовавшие и существующие в разных культурах.
Культура
. Под культурой в данном контексте понимается культурное сообщество, например, нация, племя, государство. Культура может быть монолитной, а может разделяться на различные субкультуры.
Отдаёт себе отчёт
. Это означает, что целью занятий историей (в какой бы форме они ни выражались — как хроника, мемуары, научное исследование) является понимание и интерпретация окружающей действительности.
Своё прошлое
. По Хёйзинге, каждая культура имеет своё собственное прошлое. Под прошлым конкретной культуры подразумевается не только прошлое самих представителей культуры, а тот общий образ прошлого (своего и чужого), который господствует в данной культуре. Хёйзинга считает, что каждая культура будет иметь свой взгляд на прошлое и будет «писать историю» по-своему. Более того, в пределах одной культуры разные субкультуры будут иметь разную историю (в значении «разный образ истории»). В качестве примера приводится различная интерпретация истории Нидерландов с точки зрения протестантов и социалистов. Хёйзинга считает эту ситуацию нормальной, но на том условии, что историк, работающий в рамках своей культуры, должен стараться следовать истине (этический императив).
Хейзинга Й.
Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах
// Сочинения: В 3 томах = Herfsttij der Middeleeuwen / Пер. с нидерл. Сост. и пер. Сильвестрова Д. В.; Вступ. ст. и общ. ред. Уколовой В. И.; Заключ. ст. и науч. коммент. Харитоновича Д. Э. —
М.
: Прогресс-Культура, 1995. — Т. 1. — 413 с. —
ISBN 5-02-008934-6
.