Interested Article - Боспорский форум

Боспо́рский фо́рум совреме́нной культу́ры — мультижанровый и междисциплинарный фестивальный проект, включающий литературные чтения, художественные акции и выставки, музыкальные концерты и гуманитарно-научные дискуссии. Форум проходил с участием авторов из России , Украины , Австралии , Белоруссии , Германии , Канады , Мадагаскара , США , Франции , Швейцарии в начале осени или летом 1993 , 1994 , 1995 , 2011 , 2013 и 2015 в городах Керчь и Симферополь и на острове Тузла , в Крыму .

История

Концепция и проблематика форума разрабатывались в 1992 году поэтами крымско-московской группы «Полуостров» ( Игорь Сид , Андрей Поляков , Михаил Лаптев ); в выработке концепции и сценарном воплощении первых трёх Боспорских форумов активно участвовала режиссёр Оксана Натолока.

Первый Боспорский форум

I Боспорский форум. Участники Форума на фоне последней буквы инсталляции Р. Егорова "Look To The Heavens". Слева направо: , В. Боде , М. Боде , А. Поляков , Р. Егоров, В. Айзенберг ; сидит А. Панова.
Тузла, 29.09.1993. Фото Андрея Канищева .

Первый Боспорский форум прошёл в конце сентября — начале октября 1993 года при поддержке Управления изобразительного искусства Министерства культуры России (руководитель Леонид Бажанов ) c участием авторов из России , США , с Украины и из Австралии .

Форум открылся выставкой инсталляций и лэнд-арта «Tabula rasa» на острове Тузла и продолжился литературными акциями в Керчи.

Второй Боспорский форум

В. Аксёнов (сидит в центре, в шляпе) с участниками Боспорского форума А. Люсым (стоит крайний слева), (сидит справа от Аксёнова) и Л. Панасенко (стоит крайний справа) и участниками летнего лагеря любителей фантастики «Комариная плешь».
Тузла , июль 1994 года. Фото Дмитрия Краюхина .

Второй Боспорский форум прошёл при поддержке Министерства культуры Крыма, керченского филиала украинского банка «Приватбанк» и керченского швейного предприятия «Анна» в июле 1994 и собрал, впервые в послеперестроечном Крыму, литературную элиту тогдашней эпохи, включая Василия Аксёнова , Фазиля Искандера , Тимура Кибирова и других известных авторов нескольких поколений.

Третий Боспорский форум

Третий Боспорский форум прошёл в августе 1995 года при поддержке Министерства культуры Крыма с участием, помимо прежнего состава, новых авторов, в том числе Дмитрия Воденникова , Алексея Парщикова , Льва Рубинштейна — в целом, с несколько более «молодым» составом.

По окончании третьего форума в Москве был создан Крымский геопоэтический клуб , ставший некоей географической «проекцией» или зеркалом Боспорского форума, и втянувший в свою деятельность его участников. В работе самого форума наступила долгая пауза.

Четвёртый Боспорский форум

В августе 2011 года Боспорский форум был возрождён по инициативе Максима Кабанова, владельца «одноимённого» керченского пансионата «Боспор», предоставившего участникам Форума помещения для проживания и проведения мероприятий.

Впервые участвовал ряд новых авторов, в том числе из Канады и Мадагаскара . Начиная с этого этапа, мероприятия Форума проходят не только на Керченском полуострове, но и в Симферополе, в Центральном музее Тавриды . Центральным мероприятием программы становится семинар (круглый стол) «Школа выживания современной культуры».

Пятый Боспорский форум

V Боспорский форум. Инсталляция "МадагасКрым" на руинах крепости Ени-Кале. Участники: И. Шейх-Задэ (Крым) и Т. Х. Ратувухери (Мадагаскар).
Керчь, 20.09.2013. Фото И. Сида

В сентябре 2013 года Форум прошёл пятый раз, с участием новых авторов, в том числе, из Австралии , Беларуси , Германии , США , Франции , при поддержке и активном участии Крымского университета культуры, искусств и туризма и Центрального музея Тавриды (Симферополь), и пансионата «Боспор» (Керчь). Специальным проектом пятого Форума стало участие, при поддержке украинского мецената Виктора Винтоняка, представителей «Станиславского феномена» — яркой плеяды прозаиков, поэтов и эссеистов, благодаря которым город Ивано-Франковск (старое название Станислав) превратился в последние 20 лет фактически в литературную столицу Украины.

Шестой Боспорский форум

Шестой Боспорский форум, прошедший в сентябре 2015 года при поддержке пансионата «Боспор» (Керчь), впервые имел конкретную тематику — «Открытость к Другому. Литературный перевод и интерпретация искусства». Главным организатором Форума выступил в этот раз российский .

Впервые участвовали историк, аналитик, доктор политологии, научный руководитель Европейского института МГИМО Олег Барабанов ; доктор филологии, основатель и издатель литературного альманаха «Дикое поле» Александр Кораблёв ( Донецк ); филолог, переводчик, главный редактор журнала «Иностранная литература» Александр Ливергант ; переводчик, главный редактор англоязычного журнала русской литературы «Glas» Наталья Перова; поэты и доктора филологии Наталия Азарова , Александр Бубнов , русский поэт-новатор Амарсана Улзытуев ; филолог-славист, этнолог Татьяна Хофманн ( Цюрих ) и др. известные деятели культуры и науки.

Проблематика

  • Формат «семинара-фестиваля», придуманный специально для Боспорского форума, предполагал органичное соединение разноформатных мероприятий — как артистического, так и научно-аналитического плана.
  • Первоначально общая направленность интеллектуального диалога на форуме сводилась к осмыслению историко-культурного наследия Средиземноморья через призму современного искусства .
  • Однако с каждым новым форумом всё важнее становилась футурологическая , прогностическая составляющая дискуссий, озабоченность проявлениями мирового политико-экономического, экологического, духовного кризиса . В итоге, идеологическим стержнем четвёртого, пятого и шестого Боспорского форума (2011, 2013, 2015) стал семинар (круглый стол) по футурологии и прикладной эсхатологии «Школа выживания современной культуры».
  • В развитие проблематики выживания человечества, шестой Боспорский форум был посвящён проблематике литературного перевода, как культурного феномена и миротворческого фактора, сближающего народы и способствующего их взаимопониманию.

Участники

Участники II Боспорского форума: И. Сид, О. Натолока, И. Ахметьев, О. Мосендз, В. Кулаков, А. Галиченко, Ю. Нечипоренко, М. Микушевич, М. Максимова, В. Аксёнов, В. Микушевич, А. Голубев, Л. Панасенко, М. Боде-мл., Р. Элинин, А. Люсый, В. Боде, М. Айзенберг, А. Хлебникова (Искандер), Ф. Искандер, Т. Кибиpов, И. Жданов, С. Искандер.
Керчь, гора Митридат, 20.07.1994. Фото Андрея Канищева .

Участниками Боспорского форума в разные годы были:

Концептуальные акции

Инсталляция Аристарха Чернышёва «Восставшие Из Пролива» на I Боспорском форуме.
Тузла, 29.09.1993. Фото Михаила Боде .
Ремейк инсталляции Валерия Айзенберга и Ирины Даниловой «Афродита из яйцеклетки», созданной на I Боспорском форуме.
Москва, о-в Серебряный Бор, 29.09.2003. Фото И. Сида .
  • Среди особенностей Боспорского форума — повышенный интерес к концептуальному искусству: лэнд-арту , инсталляции , перформансу , а также — уникальная креативная атмосфера, аура сотворчества в реальном времени, втягивавшая в себя не только участников форума, но и его слушателей.
  • Первый Боспорский форум открылся выставкой инсталляций и лэнд-арта «Tabula rasa» на острове Тузла . Достигавшая километровой длины инсталляция-геоглиф Ростислава Егорова «LOOK TO THE HEAVENS» («Смотри в небеса») была исполнена чёрными водорослями по траншеям в песке и, согласно легенде, была сфотографирована спутником НАСА (в московской газете «Гуманитарный фонд» публиковались фото геоглифа , сделанные спутником). «Островную» тему раскрывал антивоенный пироперформанс Аристарха Чернышёва «Боспор- Бикини ». Инсталляция Аристарха «Восставшие Из Пролива» (странной формы рыбы в стеклянных банках, выставленных вдоль берега Тузлы) затрагивала экологические проблемы Чёрного и Азовского морей, и Мирового океана в целом.
  • Инсталляция историка и художницы Марии Элизабет Гоуф (Австралия) в соавторстве с художником Константиносом Иоаннидисом ( Греция ) продолжила собой серию их совместных работ. Композиция « Афродита из яйцеклетки» Валерия Айзенберга и Ирины Даниловой была повторена через десять лет в 2003 году в рамках художественной акции «Московская Тузла» , проведённой на острове Серебряный Бор Крымским геопоэтическим клубом в знак протеста против политического конфликта вокруг Тузлы .
  • В числе «фирменных» концептуальных акций Боспорского форума — перформансы «Циклопический жест» (захоронение участниками фестиваля «творческих талисманов» в «псевдо-скифском» кургане Юз-Адын-Оба, специально созданном на керченской горе Митридат ), и «Письма с Понта»: бросание в Керченский пролив (в античности — Боспор Киммерийский ) дубовой бочки с посланиями участников форума.

Значение

  • Боспорский форум стал первым крупным международным фестивальным проектом в постсоветском Крыму . Одновременно он был первым экспериментальным, мультижанровым и междисциплинарным проектом такого масштаба на всём постсоветском пространстве.
  • После форума место его проведения — город Керчь , с его топографией — было отражено в произведениях таких его участников, как прозаик Василий Аксёнов, поэты Николай Звягинцев, Мария Максимова, Андрей Поляков и другие. Василий Аксёнов до конца своей жизни упоминал о Боспорском форуме, Керчи и острове Тузла в различных интервью.
  • В рамках Боспорского форума впервые на постсоветском пространстве разрабатывалась концепция новой культурологической доктрины — геопоэтики .
  • Как проект экспериментальный, находящийся в постоянном становлении, Боспорский форум демонстрировал собственное порождающее, генеративное начало. Продолжением интеллектуально-художественных практик Боспорского форума стали такие культурные проекты, как Крымский клуб (Крымский геопоэтический клуб, фактически «московская экстраполяция» Боспорского форума),фестиваль импровизации «Школа Зморовича », семинар «Школа выживания современной культуры».
  • Пленэрные артистические практики Боспорского форума были продолжены, в частности, фестивалем «Баррикада на Тузле» ( 2008 ), также использовавшем остров Тузла для проведения художественных и литературных акций.

Цитаты

  • «Праздник болтовни как жанр искусства имеет глубокие средиземноморские корни, и я приветствую Боспорский форум, как продолжение великих традиций» ( Сергей Аверинцев , приветствие I Боспорскому форуму, 1993)
  • В Керчи завершил работу фестиваль современного искусства и литературы «Боспорский форум»… Открывшийся выставкой московских художников на острове Тузла, фестиваль затем переместился на материк под сень культурных учреждений. (Газета «Коммерсантъ-Daily» , 07.10.1993)
  • «Будущее Крыма — мировой художественный полигон ». Таков идейный стержень фестиваля «Боспорский форум». (Газета «Президент», 01.06.1994)
  • «Приветствую конгресс отмирающего племени литераторов… Выше держите Крым за Боспорский форум!» ( Виктор Ерофеев , приветствие III Боспорскому форуму, 1995)
  • Этот контекст начинает становиться престижным: летний Крымский форум делается всё более авторитетным. ( Вячеслав Курицын , газета «Сегодня» , 27.01.1995)
  • В Москве открылся… Крымский геопоэтический клуб … Это очередная инициатива известной нашим читателям организации «Боспорский форум», уверенной в том, что через Крым проходит эстетическая ось мира. ( «Литературная газета» , 06.12.1995)
  • «Я знаю Тузлу, ездил туда на Боспорский форум. В середине 90-х годов молодая группа авангардистов устроила там концептуалистский форум» ( Василий Аксёнов , «Русский курьер» , 2004)
  • …В городе Керчь открывается IV Боспорский форум… Завтра основным мероприятием форума будет круглый стол по тавриологии и по геопоэтике Крымского полуострова… ( «Независимая газета» , НГ-ExLibris, 18.08.2011)
  • «Боспорский форум, ты отблеск того небесного Крыма, который мне снится последние 20 лет…» ( Андрей Поляков , 2013)
  • Одной из черт обновления проекта стало резкое расширение его географии … Специальным проектом пятого Боспорского форума стал литературный десант с Западной Украины , представлявший так называемый «Станиславский феномен» . ( «Русский журнал» , 26.09.2013)
  • На Форуме… всё важнее становится футурологическая составляющая дискуссий, связанная с выживанием культуры в мире экономического, экологического и духовного кризиса . (Газета «2000» , 11.10.2013)
  • …Состоялись торжественное открытие и презентация 700-страничного сборника «Миры литературного перевода », изданного главным организатором Боспорского форума — российским Институтом перевода… Художественный перевод рассматривался не только как культурный феномен , но и как важный миротворческий ресурс, дающий надежду на выживание человечества. («Независимая газета», НГ-ExLibris, 01.10.2015)
  • «Боспорский форум и Крымский клуб свели вместе огромное количество творческих людей, породили многие другие проекты. Например, Владимир Микушевич , которому в то время было под 60, услышав на Боспорском форуме рассказы десятилетнего Михаила Боде, сказал, что у него есть нечто подобное, и что они вместе должны создать школу остросюжетного абсурда . Единственный вечер авторов этой школы прошёл вскоре в Москве» (Из речи Вероники Боде на праздновании 20-летия Крымского клуба 14.04.2016 в Музее Серебряного века )

Примечания

  1. Эльзара Сафина. Боспорский форум: второе дыхание. В Крыму озабочены "прикладной эсхатологией. "Независимая газета" (НГ-ExLibris) (18.08.2011). от 21 июля 2020 на Wayback Machine
  2. Эка Дайс. Литература: между "эко" и "футуро". "Проблемные" фестивали пошли каскадом. "Независимая газета" (НГ-ExLibris) (08.09.2011) от 21 июля 2020 на Wayback Machine
  3. Игорь СИД. Журнал гуманитарных технологий "Со-Общение", №12, 2003 (декабрь 2003). Дата обращения: 10 августа 2015. Архивировано из 15 февраля 2015 года.

Ссылки

  • Эльзара Сафина. . "Независимая газета" (НГ-ExLibris) (18 августа 2011). — статья о возобновлении работы Боспорского форума в «Независимой Газете».
  • Эка Дайс. . "Независимая газета" (НГ-ExLibris) (8 сентября 2011). — репортаж о 4-м Боспорском форуме в «Независимой Газете».
  • Эльзара Сафина. "Независимая газета" ("НГ-ExLibris") (3 октября 2013).
  • Ярослав Дмитренко. . Газета "2000" (Киев) (9 октября 2013). Архивировано из 19 октября 2013 года.
  • Владимир Ешкилев. . ZAXID.NET (10 октября 2013). — статья о 5-м Боспорском форуме
  • Наталия Асатурян. Радио "Карпаты" . — интервью Галины Петросаняк о 5-м Боспорском форуме.
  • Игорь Сид. . "Русский журнал" (26 сентября 2013). — статья Игоря о 5-м Боспорском форуме в свете конкуренции крымских городов за лидерство.
  • Альвира Джалал, Сергей Вербицкий. Служба новостей "Волна" (Симферополь) . Черноморская телерадиокомпания (19 сентября 2013).
  • Официальный сайт города Керчь (25 сентября 2013).
  • Игорь Сид. "Русская idea" (27 июля 2015).
Источник —

Same as Боспорский форум