Свобо́дники
, они же «
Сыны́ Cвобо́ды
», «
Бо́жьи лю́ди
» и
фридоми́ты
(
англ.
freedomites
) — религиозное движение, возникшее в начале XX века в среде русских эмигрантов в
Канаде
.
Свободники отвергали частную собственность на землю, использование тяглового скота, обучение в государственных школах. Стали известны своими выходами в обнажённом виде на демонстрации протеста, затем пытались добиться своих целей с помощью
поджогов
и подрывов самодельных взрывных устройств.
В англоязычной литературе 1920 годов представители этого движения чаще всего именовались «Сынами свободы» (
англ.
Sons of Freedom
); в прессе их часто называли духоборами, несмотря на их отделение от остального духоборческого движения
.
С 1908 года канадские духоборы начали разделяться на «Сообщество» (
англ.
Community
) и «независимых» (
англ.
Independent
). Большинство духоборов из «Сообщества» поддерживали
Петра Веригина
и вместе с ним покупали земли в Кутнее и Баундари Кантри. «Независимые» оставались с Саскачеване, где регистрировали свои права на землю и посещали публичные школы. Свободники (фридомиты) жили там же, но были против как «Сообщества», так и «независимых» духоборов. Из-за этого разделения разные течения духоборов нередко путают.
К 1970-м годам общее количество активных духоборов всех направлений в Канаде составляло около 20 тысяч человек, из них около 2500 были потомками свободников
. Но сейчас очень немногие продолжают идентифицировать себя со свободниками или практиковать подобные акции протеста; намного больше присоединились к организации USCC Community Doukhobors
.
Содержание
Вероучение и религиозная практика
Собрания свободников проходят примерно так же, как и у других духовных христиан, фольк-протестантов российского происхождения. Они собираются в зданиях и помещениях без специального декора, сидят на скамейках. На собраниях разговаривают в основном на
русском языке
; на русском же написаны их молитвы, религиозные гимны и песни. Идеалом для свободников остаётся традиционная русская общинная мирная сельская жизнь, с собственным производством пищевых продуктов и строительством домов своими силами. Но при этом у них практикуется
, активный протест против того, что неприемлемо в их религии, а их отношение к внешнему регулированию является
анархическим
.
Публичные протесты
Свободники, как и многие другие духоборы, эмигрировали из
Российской Империи
в
Канаду
, чтобы жить в стране с большей религиозной и личной свободой. Однако и с канадскими властями у духоборов начались конфликты, в основном из-за обязательного обучения детей в государственных публичных школах и обязательной государственной регистрации земельных участков и прав собственности на них. Свободники в основном отказывались отдавать своих детей в государственные школы.
Правительства провинций Саскачеван и Британская Колумбия не приняли во внимание доклады социологов о причинах озабоченности родителей-духоборов и не попытались найти мирное компромиссное решение, а решили наказывать свободников, отказавшихся отдавать своих детей на государственное обучение
.
В ответ свободники устроили необычные демонстрации протеста, на которых они раздевались догола, сжигали собственные деньги и вещи. Нагота для них имела также религиозный смысл: человеческая кожа, как Божье создание, более совершенна, нежели любая одежда и прочие несовершенные создания рук человеческих. Также публичная нагота воспринималась как протест против материалистических тенденций общества
.
Незначительное меньшинство свободников в своём протесте против стяжательства и материализма пошли ещё дальше, занялись
поджогами
чужого имущества и устраивали взрывы самодельных бомб. Такие атаки периодически случались на протяжении всего двадцатого столетия, наиболее часто они совершались в период с 1920-х до 1960-х годов. Первый раз свободники использовали
взрывчатые вещества
в 1923 году
; двое свободников-бомбистов совершили самоподрывы в 1958 и 1962 году
. Целями поджогов и подрывов становилось как своё, так и чужое имущество, в том числе имущество соседей-духоборов, которым радикально настроенные свободники таким образом демонстрировали свою ненависть к материализму, государственные школы — в знак протеста против принуждения детей свободников к обучению в них, а также средства транспорта и связи. Известен случай подрыва железнодорожного моста в городе
(
англ.
) Британской Колумбии в 1961 году, после которого двое свободников были осуждены за терроризм
. Большинство этих террористических актов исполнители совершали в обнажённом виде
.
Правительства Канады и Британской Колумбии начали принудительно изымать детей из семей свободников и помещать их в центр интернирования (
англ.
internment center
) в городе
(
англ.
)
. Впоследствии высказывались обвинения в жестоком обращении с этими детьми там, и требования официальных извинений. Правительство Британской Колумбии опубликовало «Заявление о сожалении» (
англ.
Statement of Regret
), которое одних удовлетворило, других — нет.
Правительство Канады
отказалось извиняться за то изъятие детей, заявив, что оно не несёт ответственности за действия провинциального правительства, совершённые пятьдесят лет назад
.
Операция «Хватка»: хронология
С 1953 по 1959 год примерно 200 детей свободников в возрасте от 7 до 15 лет были изъяты властями Британской Колумбии,
канадской конной полицией
и федеральными властями в ходе «Операции „Хватка“» (
англ.
Operation Snatch
) и помещены центр для интернированных лиц в Нью-Денвере, условия содержания в котором были близки к тюремным, а заключённые дети фактически лишались прав человека
.
1952
. Недавно избранное правительство Британской Колумбии, сформированное
Партией социального кредита Британской Колумбии
и возглавляемое
(
англ.
), начало искать решение так называемой «проблемы духоборов» (
Doukhobor Problem
)
.
1953
. Правительство Британской Колумбии решило положить конец «беспорядкам», творимым радикальными «Сынами Свободы»
.
Новый провинциальный закон Британской Колумбии сделал обучение в государственных школах обязательным для всех детей
. Вскоре после этого власти провинции начали помещать детей в школы-интернаты
.
9 сентября 1953 года
. Конная полиция арестовала 148 участников нагой демонстрации около школы. Они были доставлены в Ванкувер и приговорены к различным срокам заключения в тюрьме
.
104 ребёнка в одном автобусе были доставлены в школу-интернат в Нью-Денвере
.
18 января 1955 года
. Конная полиция провела «Операцию „Крестова“», в ходе которой 70 полицейских врывались в дома жителей деревни Крестова (
англ.
Village of Krestova
) и забрали у них 40 детей
. После неё количество учеников в школе-интернате в Нью-Денвере возросло до 72 человек, при том, что Департамент здравоохранения допускал не более 45-50 детей одновременно
.
1955
. Правительство решает привести в исполнение «Акт о защите детей» (
англ.
Protection of Children Act
) в отношении детей «Сынов Свободы». Этот закон позволял всех этих детей, не посещавших школу по воле родителей и религиозным соображениям, объявить прогульщиками и удерживать в интернате в Нью-Денвере до тех пор, пока им не исполнится 18 лет
.
6 января 1956 года
. Пятеро конных полицейских получили ордер на розыск и задержание детей-прогульщиков
.
Май 1956 года
. Вышла рекомендация о сокращении времени свиданий учащихся школы-интерната с родными. Теперь они могли видиться не более, чем с двумя членами семьи и только один час раз в три месяца. Но и этого свидания часто лишали за малейшую провинность
.
Июль 1956 года
. Второй директор школы-интерната в Нью-Денвере (
New Denver School
) приказал огородить территорию школы забором. Свидания родителей с детьми теперь проходили под присмотром конной полиции, патрулирующей эту территорию
.
1956 год
. Духоборы в Британской Колумбии вновь получили право голоса на провинциальных и федеральных выборах
.
1958 год.
Один из «Сынов Свободы» подорвался на собственной бомбе
.
31 июля 1959 года
. Родителей заставили покласться перед магистратом в том, что они отправят детей в школу
.
2 августа 1959 года
. Оставшиеся 77 учащихся были выпущены из школы-интерната в Нью-Денвере
.
1959-1962 годы
. Свободники уничтожали имущество духоборов «Сообщества» и «независимых духоборов»,
Канадской тихоокеанской железной дороги
, публичных зданий. Сотни человек были арестованы и приговорены к тюремному заключению
.
1961 год
. Духоборы в Британской Колумбии получили возможность выкупить обратно свои земли у провинциальных властей. Но такая возможность была предоставлена только индивидуалам, не бывшим членами коммуны
.
1962 год.
Ещё один «Сын Свободы» подорвался на собственной бомбе
. Сыны свободы из городка Крестова отправились в Ванкувер, чтобы устроить акцию протеста против арестов сторонников, обвиняемых в поджогах и подрывах
.
Была создана
(
англ.
), озабоченная нарушениями
прав человека
провинциальными властями
.
1964-1984 годы.
Духоборы были в числе основных организаторов антивоенных демонстраций в Канаде, а также «Международного каравана мира и дружбы» (
англ.
Peace and Friendship Caravan International
), проделавшего путь длиной 50 000
километров
из Британской Колумбии в
СССР
1971 год
. Правительство Канады провозгласило новую политику
мультикультурализма
, призванную признавать и уважать разнообразие канадцев.
Реплика общинного дома духоборов была возведена «Историческим обществом духоборов Кутенея» (
англ.
Kootenay Doukhobor Historical Society
) в Британской Колумбии около
Каслгара
1975 год.
После разрушения здания «Союза духовных сообществ центра общества Христа» (
англ.
Union of Spiritual Communities of Christ Community Centre
) в городе
Гранд-Форкс
Британской Колумбии, было построено новое
В поджоге этого здания подозревались свободники
.
1980 год
. Официальное открытие Деревни национального духоборческого наследия, в центре которой находится общинный дом, построенный для Петра В. Веригина (
англ.
National Doukhobor Heritage Village
), в особом районе
(
англ.
) провинции Саскачеван
.
1982-1986 годы
. После 40 лет поджогов и подрывов, совершённых «Сынами Свободы», правительство Британской Колумбии создало Расширенный кутенейский комитет межгрупповых отношений (
англ.
Expanded Kootenay Committee on Intergroup Relations
)
. В нём собрались представители различных групп духоборов, правительственных департаментов и полиции
.
1999 год
.
Омбудсмен
выпустил доклад с призывом принести безусловные и однозначные публичные извинения и списком других рекомендаций по урегулированию. Вскоре после этого правительство стало формулировать ответ, приняло решение о том, что все заявления с требованием законной компенсации будут направляться прямо в суды. Но ни один из тех судебных процессов не был успешным
.
Март 2000 года
. Законодательная комиссия Канады (
англ.
The Law Commission of Canada
) завершила обширное исследование случаев
насилия над детьми
в Канаде, и выпустила финальный доклад «Восстановление достоинства» (
Restoring Dignity
)
Законодательная комиссия Канады порекомендовала провинциальным и федеральным властям исправить исторические несправедливости в лучших интересах канадского общества
.
Октябрь 2004 года
. Члены «Коллектива выживших в Нью-Денвере» пришли в
(
англ.
), надеясь наконец получить извинения
. Вместо этого,
(
англ.
) от имени правительства Британской Колумбии принёс им «заявление о сожалении» (
англ.
statement of regret
)
.
Операция «Хватка»: дополнительная информация
Когда правительство принимало решение об изъятии детей «Сынов Свободы», это было сделано в попытке дать ответ на массовые беспорядки, случившиеся в Кутенее.
Министерство юстиции Канады
встретилось с двумя проблемами при задержании и осуждении «Сынов Свободы»: где размещать осужденных взрослых и что делать с их детьми
?
В годы, последовавшие за созданием школ-интернатов, «Сыны Свободы» в целом стали проблемой для Британской Колумбии, поскольку они также отказывались от государственной регистрации рождений, смертей и браков, происходивших в их общинах. Это вызвало немалую озабоченность в обществе, ещё более усилившуюся после нагих демонстраций протеста, поджогов и подрывов
.