Interested Article - Луговой парк
- 2020-10-02
- 2
Луговой (Озерковый) парк — крупнейший исторический пейзажный ландшафтный парк на юго-западе Санкт-Петербурга и второй по площади среди парков Санкт-Петербурга. Расположен южнее Колонистского парка в Петергофе, по другую сторону от железнодорожной линии между ж/д станциями Новый Петергоф и Старый Петергоф. Площадь более 305 га, из которых почти 18 заняты девятью прудами: Никольским (Запасным), Самсоновским (бассейном), Орлиным, Руинным, Круглым, Мельничным, Сапёрным, Бабигонским и Церковным (сведения о вхождении последнего в состав Парка уточняются). Вода этих прудов по Самсониевскому каналу (водоводу) подается для питания фонтанов и каскадов Верхнего сада и Нижнего парка Петергофа . В композиции парка сочетаются поля, участки лиственного леса, ремизы, пруды, каналы и отдельные сады, разбитые вокруг павильонов, связанные между собой прогулочными дорогами. Территория парка вытянута с севера на юг до Бабигонской возвышенности, являющейся его наивысшей точкой (80 м). Парк состоит из четырёх самостоятельных районов: садов у Никольского домика, у павильона «Озерки», у Мельницы и Бельведерского.
История
Формирование парка связано с постройкой основных архитектурных сооружений и устройством прудов и охватывает 1825—1857 гг. Все работы по формированию парка велись под руководством А.И. Штакеншнейдера , инженера М. И. Пилсудского и садовых мастеров П.И. Эрлера и П.Г. Архипова. Самой первой постройкой в парке был деревянный Никольский сельский домик (1835 г.) , за который А.И. Штакеншнейдер получил звание академика архитектуры. По его проектам были также сооружены павильон «Озерки», Бельведер , Мельница, «Руина» и церковь святой Александры , множество мостов , караулок, плотин , шлюзов , устроены пруды .
Зелёный массив парка состоит главным образом из берёзы , липы , осины и серебристой ивы , кустов акации и сирени . Деревья и кустарники скомпонованы живописными группами и посажены рядами, подобно зелёным кулисам.
Один из самых ценных парковых ансамблей середины XIX в.
Парк и его сооружения сильно пострадали в 1941—1944 гг. , в 1948 г., 1970 г. и 2022 г. были проведены реставрационно-восстановительные мероприятия в основном в отношении гидротехнических сооружений водоподводящей системы фонтанов Петергофа, являющейся осью и основой Лугового парка.
В настоящее время, к сожалению, никаких работ по реставрации и восстановлению первоначально задуманного А.И. Штакеншнейдером исторического облика Лугового парка не осуществляется. Дорожная инфраструктура парка существует только в непосредственной близости от прудов и каналов. Огромный западный массив Лугового парка фактически заброшен и превратился в лесопарк с редкими стихийно возникшими тропинками. Работ по поддержанию благоустройства и озеленению также не ведётся. Вековые деревья, поваленные штормом 2022 года на липовой аллее около Бабигонского пруда так и лежат. Надлежащее оборудование парка - скамейки, урны, освещение, ограждение - отсутствует, за исключением нескольких урн у Никольского и Круглого прудов. Охрана и уборка Лугового парка на регулярной основе также не производится, а тем не менее в летний период парк испытывает мощную антропогенную нагрузку в виде наплыва любителей шашлыков и пикников у водоёмов, при том, что разведение открытого огня в черте Санкт-Петербурга запрещено. Всё вышеописанное говорит о полном безразличии городских, районных и муниципальных органов власти к состоянию Лугового парка.
Постройки
Розовый павильон
Другое название — Павильон Озерки. Играл важную роль в композиции парка. Построенный в 1845–1848 гг. А. И. Штакеншнейдером и расположенный у начала чугунного Самсоновского водовода, на перемычке между Самсоновским бассейном и Круглым прудом, состоял из двух одноэтажных объёмов, соединённых небольшой галереей, и высокой трёхэтажной башни, увенчанной колоннадой тосканского ордера , служившей главной видовой площадкой этой части парка. Перед южным фасадом находилась пергола из 16 монументальных герм серебристо-серого гранита , исполненных А. И. Теребенёвым (автором скульптур атлантов у подъезда Нового Эрмитажа ), и полукруглая гранитная терраса с решёткой, где находятся затворы фонтанных труб.
Павильон был сильно повреждён во время войны , перголы , другие произведения малых форм и скульптура утрачены, башня разрушена (есть сведения, что как минимум некоторые из герм были вывезены в Петергофский музей-заповедник, где и сохраняются по настоящее время). Сохранилась лишь площадка с подпорной стенкой из серого гранита, на которой некогда была установлена скульптурная группа «Нил». К павильону стягивалось несколько дорог, связывавших его с другими парками Петергофа и с отдалёнными районами Лугового парка. Они шли на юг, вдоль водовода, и на юго-запад, к Бельведеру.
Бельведер
Двухэтажный дворцовый павильон, находится в самой южной части парка, на Бабигонском холме. Построен А. И. Штакеншнейдером в 1852—1856 гг. Предназначался для пикников императорской фамилии.
Здание поднято на массивном стилобате из монолитных гранитных блоков. На площадку стилобата с восточного фасада ведёт двухмаршевая гранитная лестница, по сторонам которой ранее стояло шесть мраморных скульптур. Это — главный вход, подчёркнутый портиком с четырьмя гранитными фигурами, созданными А. И. Теребенёвым. С западной стороны тоже устроен вход во дворец с небольшим гранитным крыльцом и четырьмя постаментами из красного гранита. С галереи открываются перспективы окрестностей и Финского залива , видны Кронштадт и Санкт-Петербург . Первый этаж Бельведера — подиум — прорезан высокими окнами. Его фасад оштукатурен в виде чередующихся узких и широких рустов ; углы акцентированы пилястрами с коринфскими терракотовыми капителями . В первом этаже был расположен Большой зал, занимавший основной объём, и кабинеты императора и императрицы . Большой зал выделялся особой пышностью отделки — он был декорированный десятью каннелированными колоннами из каррарского мрамора , искусственным мрамором, лепкой и росписью; пол зала выстлан полированными мраморными плитами.
Второй этаж решён наподобие античного периптера , для которого первый этаж служит подножием. 28 гранитных колонн с беломраморными базами и ионическими капителями несут сложный профилированный антаблемент с мраморным архитравом . Между колоннами установлены ажурные чугунные решётки. Полы крылец и колоннады выложены мозаикой .
По сторонам здания в 1856 г. были установлены на высоких постаментах две гальванопластические группы П. К. Клодта «Укротители коней». Эту композицию зодчий дополнил не свойственной античности террасой с декоративными вазами и каменной двухмаршевой лестницей с такими же вазами и скульптурой на постаментах. Во время Великой Отечественной войны скульптурные группы Клодта безвозвратно исчезли.
Сад перед дворцом и перголы были устроены садовым мастером П. Эрлером сразу после строительства дворца. В настоящее время сад и перголы полностью утрачены.
После Октябрьской революции во дворце был организован дом отдыха . Во время Великой Отечественной войны дворец серьёзно пострадал. В 1953—1956 годах были проведены реставрационные работы и вновь открыт дом отдыха. Сейчас здесь находится гостиничный комплекс .
Примечания
- . Дата обращения: 24 октября 2010. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 24 октября 2010. 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 24 октября 2010. Архивировано из 24 сентября 2010 года.
Литература
- Горбатенко С. Б. Петергофская дорога: Историко-архитектурный путеводитель. — СПб. : Европейский Дом, 2001. — 448 с. — 3000 экз. — ISBN 5-8015-0113-4 .
- Хадеева Н. Ю. Скульптурное убранство ансамбля Розового павильона: сохраненное и утраченное. Проблемы восстановления памятника // Послевоенное восстановление памятников. Теория и практика XX века: материалы международной научной конференции, 4—5 декабря 2014 / Гос. ист.-худож. дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина». — 2014. — С. 227—234.
- Щедрова О. В., Юмангулов В. Я. Петергофский Бельведер. К вопросу воссоздания скульптурного убранства // A MAXIMUS AD MINIMA. Малые формы в историческом ландшафте. — СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2017. — С. 107—110.
Ссылки
- 2020-10-02
- 2