Пятый период периодической системы
- 1 year ago
- 0
- 0
Уру́кский период или Уру́к — археологическая культура начала раннего бронзового века в Южной Месопотамии (современный Ирак ). В общих чертах датируемая серединой 4-го тысячелетия до н. э.; зачастую включает также последующий период Джемдет-Наср (около 3100—2900 гг. до н. э.). Частично совпадает с протописьменным периодом в трудах историков и лингвистов. Название — по городищу Варка (Урук) в Южном Ираке, где были впервые обнаружены типичные находки этого времени. Охватывала Южный и Центральный Ирак. Развилась из культуры предшествующего убейдского периода ; сменилась культурой Джемдет-Наср или раннединастического периода шумерской цивилизации . С Уруком традиционно связывается возникновение цивилизации в Месопотамии ( урбанистическая революция ) и гипотетическое прибытие её условных создателей — шумеров . Именно в урукскую эпоху Месопотамия превращается в « колыбель цивилизации » .
Соответствует XIV—IV слоям городища Варка (Урук) . В широком смысле он включает также время конца IV—начала III тысячелетия до н. э. (III слой Варки), выделяемое в особый период Джемдет-Наср . С появлением первых образцов письменности (слои V—IV b Варки) Урук частично совпадает с Протописьменным периодом , который разделяется на два этапа — ПП I (=Варка V—IV) и ПП II (=Варка III/ Джемдет-Наср ).
Урукская культура сформировалась на базе убейдской , которая к концу своего существования подверглась существенной трансформации (введение гончарного круга и опосредованно — колеса , стандартизация керамики, распространение нерасписной посуды, изменения в погребальном обряде, оружие в захоронениях и т. д.). В трудах начала XX века эти изменения связывались с гипотетическим приходом нового населения — шуме́ров , поиск прародины и родственных связей которых составил основное содержание особой ; в середине XX века Дж. Оутс доказала глубокую преемственность в материальной культуре между Убейдом и Уруком. Раннее население Южной Месопотамии могло быть полиэтничным, однако древнейшие читаемые образцы письменности отражают особенности шумерского языка ; по этой причине цивилизация Древней Месопотамии на ранних этапах часто именуется шумерской или Шумером .
Наступление урукской эпохи происходило на фоне дальнейшего иссушения климата, когда условия жизни в Южной Месопотамии приблизились к экстремальным. Общее число поселений сокращалось, жители деревень переселялись в протогорода. Массовый отток населения за пределы Южной Месопотамии породил феномен шумерской или урукской колонизации (экспансии); сам облик этих колоний ( , и др.) указывает на организованность процесса. Стремительный рост протогородов в Южной Месопотамии приводил к превращению их в древнейшие города — центры ранних территориальных общин . Крупнейшим известным поселением того времени была Эа́нна (часть будущего города Урук ), где располагался крупный храмовый комплекс.
Рост богатства храмов отражал укрепление позиций жречества , которое могло выполнять как культовые, так и административные функции: древнейшие известные титулы шумерских правителей часто были связаны именно со жреческой средой. С храмами также часто соотносятся находки дорогостоящих изделий, что указывает на выделение особых ремесленников, специализировавшихся на изготовлении предметов роскоши. Усложнение храмовых хозяйств требовало совершенствования систем учета; вместо архаичных печатей и токенов в Эанне впервые стали использоваться пиктограммы на глиняных табличках (IV слой Варки) — прообраз древнейшей месопотамской письменности . Эволюционировали и традиционные знаки собственности — появились первые цилиндрические печати . Помимо храмов, административные функции могли сохранять и гипотетические общинные институты ( народное собрание , совет старейшин ), сдерживавшие обособление правящей элиты: свидетельства последней в урукской Южной Месопотамии по-прежнему ненадёжны.
Многие исследования включают в урукскую эпоху также последующий период Джемдет-Наср (конец IV—начало III тысячелетия до н. э.), продолжавший урбанистическую революцию в Южной Месопотамии. Дальнейшей прогресс в экономике отражался в развитии ирригационной сети, расширении межрегиональных торговых связей, совершенствовании ремесла и его стандартизации на обширной территории Юга. Доминирующей культурой Южной Месопотамии оставалась шумерская : архаические письменные источники того времени связывают с шумерским языком. Развитие храмовых хозяйств привело к появлению первых архивов табличек учёта, выполненных архаической клинописью . С храмами было связано выделение лидеров местных территориальных общин (так называемые вожди-жрецы ): в рассматриваемое время появились их первые изображения. Выделение элиты сопровождалось завоевательными походами в соседние страны, прежде всего в горную страну — Элам : древнейший иероглиф, обозначавший раба трактуется как «человек гор, чужак». Возникли первые династии шумерских правителей, смутные воспоминания о которых отразились в легендах о «допотопных» царях , последовательно правивших в отдельных городах Юга. Централизация территориальных общин привела к формированию системы «номов» — будущих городов-государств Шумера. В указанное время уже могли существовать «номы» с центрами в городах: Эшнунна , Сиппар , Джемдет-Наср и (совместно), Киш , Абу-Салабих , Ниппур , Шуруппак , Урук , Ур , Адаб , Умма , Ларак , Лагаш и Акшак . К концу периода Джемдет-Наср относятся следы масштабного наводнения, воспоминания о котором частично легли в основу мифа о Потопе . Совпавшие с этим изменения в материальной культуре в начале XX века интерпретировались как свидетельства вторжения нового населения — восточных семитов (предков акка́дцев ); однако обстоятельства и время появления последних в Месопотамии остаются неясными.
В Северной Месопотамии за пределами коренной территории Урука, соответствующая эпоха иногда выделяется в особый период Гавры . Там происходили схожие процессы социально-экономической трансформации; однако их содержание и движущие силы неясны. Местные общины не занимались ирригационным земледелием, а храмы там, вероятно, не обладали таким влиянием как на Юге. Известные древнейшие города и протогорода Севера ( Телль-Брак , Тепе-Гавра и др), а также храмы и многофункциональные общественные здания с менее выраженной культовой спецификой. Сравнительное богатство местных погребений (украшения из золота и драгоценных камней) указывает на обособление местных элит, а единичные антропоморфные изображения — на выделение неких эфемерных лидеров.