Interested Article - Алаэддин Давуд-шах II

Алаэддин Давуд-шах ( тур. Alâeddin Dâvud Şah ) — правитель части бейлика Мангуджакидов с центром в Эрзинджане в 1225—1228 годах.

Биография

Отцом Давуд-шаха был правитель части бейлика Мангуджакидов с центром в Эрзинджане Фахреддин Бахрам-шах . После смерти Бахрама в 1225 году Алаэддин Давуд-шах II наследовал ему. Как и его отец, Давуд-шах продолжал заниматься наукой и строительством. Его брат, Музафферуддин Мухаммед, стал правителем Карахисара . По словам Ибн Биби , Бахрам-шах дал сыновьям прекрасное образование . Ибн Биби сообщал, что Алаэддин Давуд-шах был сведущ в логике, математике, теологии, астрологии, литературе и философии . Давуд писал стихи на персидском языке .

Но, согласно Ибн Биби, Давуд-шах не был мудрым правителем. Он был жесток к подданным, заключил в тюрьму большинство эмиров и конфисковал их имущество . Некоторые знатные люди укрылись от преследований у султана Алаэддина Кейкубада и пожаловались на Давуд-шаха. Султан дал доходные дирлики («средство для жизни», «кормление» — общее название всякого вида государственного содержания в виде денег или дохода с земельного владения) обратившимся к нему подданным Менгуджекогуллары и направил Давуд-шаху письмо с требованием освободить заключённых. Давуд-шах отправился в Кайсери с ценными дарами и заявил о своей лояльности султану. Он был тепло принят султаном и некоторое время оставался в Кайсери. В Эрзинджан он вернулся после того, как султан дал ему ахиднаме (грамоту с договором о мире). Согласно ей, пока Давуд-шах был верен султану, он получал поддержку и помощь султана .

Тем не менее, как писал Ибн Биби, Давуд-шах попытался заключить союз против Алаэддина Кейкубада с некоторыми правителями в регионе. Среди них были айюбидский правитель Джезире и Ахлата , , Джихан-шах, сын сельджукида Тугрул-шаха, правителя Эрзурума (Тугрул-шах был сыном Кылыч-Аслана II , а его женой была сестра Давуд-шаха, Мелик-хатун ). Помимо них Давуд просил о помощи и защите хорезмшаха Джелаледдина . Кроме того, он обратился к правителю Аламута и предложил убить Кейкубада в обмен на сдачу замка Кемаха . Возможно, поведение Давуд-шах действительно было таким и было связано с тем, что он не верил ахиднаме, данной Кейкубадом. Но, более вероятно, что обвинения в измене, озвученные Ибн-Биби, были ложными предлогами, выдвинутыми султаном для оправдания захвата им бейлика. По словам Ибн-Биби, Давуд-шах был вынужден отправить к султану своих сыновей в качестве заложников, но это уже не могло разубедить султана, твёрдо решившего захватить бейлик. Алаэддин Кейкубад объявил, что хочет устранить правившего в Эрзуруме своего племянника Джихан-шаха и попросил Давуда присоединиться к походу. Давуд-шах подчинился и 625 (1228) году прибыл к Сивасу и приветствовал султана, но султан пленил его, затем напал на Эрзинджан и захватил город. После падения Эринджана султану без боя сдался Кемах (По другой версии, основанной на рассказе Ибн аль-Асира , Кемах был укреплён и долго сопротивлялся, но Давуд под угрозой смерти послал гарнизону приказ сдаться ). Алаэддин Кейкубад дал Давуд-шаху в качестве дирлика Акшехир и Ильгин (Абигерм) . Датировать захват Эрзинджана можно, исходя из биографии Абдулатифа аль-Багдади : он покинул Эрзинджан 18 октября 1228 года, и Давуд-шах ещё правил; когда учёный вернулся 16 января 1229 года, Давуд-шах уже был смещён . Возможно, захват Эринджана произошёл 10 ноября 1228 года .

По словам : «Падение Малика Дауда до такого состояния произошло из-за его неразумия, близорукости и близости с плохими людьми. Его знания и добродетели не принесли ему пользы из-за невежества и неопытности в управлении государством и не внимания к советам опытных амиров» .

После захвата Эрзинджана Алаэддин Кейкубад отправил одного из своих командиров, Эртокуша, в Карахисар, который находился в руках брата Давуд-шаха, Музафферуддина Мухаммеда, а сам вернулся в Кайсери . Мухаммед понимал, что не сможет протянуть долго и сообщил Эртокушу, что сдаст замок в обмен на дирлик. Эта просьба была принята : в качестве тимара ему был передан Киршехир , в собственность — территории на сирийской границе (деревни Раммам, Нахр Кали и Афсин). Так же он был освобождён от всех видов налогов . Мухаммед жил со своей семьёй в Киршехире до конца своей жизни и построил там медресе. Он дожил до первого правления Иззеддина Кей-Кавуса II (1246—1249). По словам Ибн Биби, он был человеком чистых нравов и здравых мыслей . Султан сделал меликом Эрзинджана своего сына Гияседдина Кей-Хосрова . Когда Гияседдин Кей-Хосров посватался к его дочери, он отказал, сказав: «Он недостоин быть женихом нашего рода», но не устоял перед настойчивостью и согласился на брак. Мухаммед и его сыновья пользовались уважением сельджукских султанов .

В отличие от брата, Давуд не был доволен. Хотя дирлики Давуд-шаха были богатыми и процветающими, в стихотворении, которое он послал султану, он жаловался, что его жизнь была проведена в бедности и несчастьях :

«О, султан! Сердца ваших врагов смущены вами,
И их щёки желтеют от страха.
Помилуй меня в стране твоей при ста бедах,
Вода мне горяча, а хлеб холоден!»

Неизвестно, когда умер Давуд и где он был похоронен .

Примечания

  1. , S. 108.
  2. .
  3. .
  4. , S. 107.
  5. , S. 109.
  6. , S. 463—465.
  7. , S. 466—467.

Литература

  • Sümer F. (тур.) // Islam Ansiklopedisi . — 2004. — C. 29 . — S. 138—142 .
  • Atçeken Z., Yaşar B. Mengücükler // . — Eğitim Yayınevi, 2016. — S. 100—123. — ISBN 978-975-8890-15-6 .
  • Eğilmez S. (тур.) // Uluslararası Erzincan Tarihi Sempozyumu, Erzincan, 26 - 28 Eylül 2019 / Dr. Öğr. Üyesi Kemal Taşcı, Dr. Öğr. Üyesi Kader Altın. — Erzincan, 2019. — S. 458—469 .
  • Öngül A. Mengücekler (тур.) // Türkler. — An. , 2002. — C. 6 . — S. 452—460 . — ISSN .
  • Sakaoğlu N. Türk Anadolu'da Mengücekoğulları. — YKY, 1971.
  • Turan O. Mengücikler ve Mengücik ili // . — Ötüken Neşriyat A.Ş., 1973. — S. 66—79. — ISBN 978-605-155-216-3 .
Источник —

Same as Алаэддин Давуд-шах II