Interested Article - Мехмед-бей Эшрефоглу

Мубаризеддин Мехмед-бей ( тур. Seyfeddin Süleyman Halil Bey ) — правитель бейлика Эшрефогуллары . Сын основателя бейлика, Сулеймана-бея . Мехмед увеличил территорию бейлика, присоединив Акшехир , , Чай, Исхаклы и Болвадин.

Мехмед-бей оказывал покровительство учёным людям, он принимал у себя в гостях внука Джалалэддина Руми , Улу Арифа. Вместе с сыном он вступил в орден Мевлеви .

Биография

Отцом Мехмеда был основатель бейлика Эшрефогуллары , Сулейман-бей . При жизни отца Мехмед упоминался только в вакуфном документе отца. Сулейман построил комплекс сооружений в 1296—1299 годах, создал вакуф и назначил Мехмеда и его младшего брата Эшрефа получателями части дохода. Сыновья Сулеймана также были указаны как попечители мечети и распорядители вакуфа .

Сулейман умер 27 августа 1302 (2 Мухаррама 702 ) года . Поскольку Мехмед был старшим сыном Сулеймана, то после смерти отца он унаследовал бейлик . Мехмед продолжил захватническую деятельность отца и осуществлял набеги, чтобы расширить территорию своего бейлика . Чтобы не вступать в столкновения со своими южными соседями, Караманидами , он выбрал основным направлением удара север и вторгся в Гелендост и Ялвач . Однако через некоторое время ему пришлось отступить и уступить эти районы своему могущественному соседу Фелекюддину Дюндару-бею Хамидиду . Тем временем ильхан Газан-хан умер, а пришедший к власти его сын Олджейту (1304—1316) послал в Анатолию своего дядю Иринчина Нояна, чтобы подавить беспорядки и привести беев к повиновению . Иринчин действовал с беспрецедентной жестокостью. Как писали современники, Масуд II заболел и в умер в 1308 году «в результате глубокой скорби, которую он испытывал из-за непрекращающихся злых деяний монголов и жестокости Иринчина» . Новым султаном стал Кей-Кубад III .

Реакцией на жестокость Иринчина в Анатолии стали восстания . К 1308 года почти все районы к западу от Центральной Анатолии вышли из-под контроля монголов . Обеспокоенный восстаниями туркменских эмиратов, Олджейту послал бейлербея Анатолии эмира Чобана с войском для приведения провинции к покорности. В 1314 году эмир Чобан прибыл в Карабюк, расположенный между Сивасом и Эрзинджаном , и вызвал всех туркменских беев, восставших против Хулагуидов , засвидетельствовать лояльность . Мехмед Эшрефоглу, как и другие беи, помня, что Чобану удалось подавить восстание Суламиша, отправился в Каранбюк с дарами . Эмир Чобан тепло встретил его. Принеся клятву верности, Мехмед получил почётный халат, а затем вернулся в свою столицу, Бейшехир .

Провал кампании Олджейту против мамлюков в 1312 году подтолкнул Караманидов, других уджбеев и Эшрефоглу Мехмеда бея. Караманоглу Яхши-Бей вторгся в Конью, а Эшрефоглу Мехмед-Бей вторгся в Илгын и Акшехир . Захватив Акшехир, Мехмед-бей приказал построить мечеть и передал управление этим городом Камереддину Наибу . В 1316 году Олджейту умер и его сменил его сын Абу Саид Бахадур . Из-за его юного возраста Эмир Чобан взял в свои руки власть и в 1318 году сделал своего сына бейлербеем Анатолии . Как и другие туркменские беи, Мехмед-бей не признал власть бейлербея Тимурташа и объявил независимость бейлика . Затем он начал военные действия и отправился на север в сторону Афьонкарахисара, захватив , Чай, Исхаклы и Болвадин. Таким образом Мехмеду удалось увеличить территорию бейлика, отодвинув границу на север .

Внук Джелалэддина Руми Улу Ариф Челеби распространял философию Мевлеви среди вновь образованных бейликом. Он часто посещал княжества Гермиян , Ментеше , Айдын и Ладик (Денизли). В своих поездках он часто пересекал земли Мехмеда-бея, который глубоко интересовался философией Мевлеви и оказал Улу Арифу большую помощь . Эфлаки Деде, вместе с Улу Арифом посещавший Мехмеда, описал визит Улу Арифа в Бейшехир как гостя бея . Мехмед умолял Улу Арифа принять приглашение и дал своего сына Сулеймана Шаха в мюриды (ученики) Арифа Челеби . И Мехмед-бей, и его сын Сулейман-Шах присоединились к ордену Мевлеви .

Согласно Эфлаки, Мехмед-бей спросил Арифа Челеби о судьбе своего сына Сулеймана: «Каков будет конец этого ребёнка?» Ариф Челеби сказал: «Эта провинция будет опустошена этим ребёнком, и земля будет расходиться под его ногами, в конечном итоге его бросят в это озеро (озеро Бейшехир) и уничтожат». Услышав ответ, Мехмед-бей заплакал, на что Ариф Челеби сказал: «Жаль, что у этого ребёнка не будет удачи» .

Мехмед-бей оказывал покровительство одному из выдающихся учёных и из ведущих поэтов своего времени, Джемаледдину Мевлане Ахмеду ал-Тирази . Ахмед был убит неким Нуреддином Самарканди, которого описывали как учёного, хотя никто не указывал, в какой области знания. Подробности этих событий описал Эфлаки. Нуреддин был мюридом Арифа Челеби и некоторое время служил ему. Однако из-за своей гордости он имел проблемы в общении с другими учениками Арифа. Ариф Челеби отправил Нуреддина к Мехмеду-бею за продовольствием, однако через четыре дня пришло известие, что Нуреддин убил Ахмеда. Мехмед-бей попросил у муфтия Бейшехира фетву на казнь Нуреддина и казнил убийцу .

Для Мехмеда бея был написан на арабском языке философский труд, автор подписался как Мухаммад Туштари .

Эмир Зияеддин, один из командиров Мехмеда, по его приказу построил мечеть Чарши (Рынок) (1320 г.) в Болвадине (в Акшехире) . Мехмед-бей построил мечеть в Бейшехире . Согласно надписи над входом в мечеть Мехмед-бей использовал титул «Великий эмир» и прозвище «Мубаризеддин» («Emîrü'l-azam» и «Mübârizüddin») .

Мехмед умер после 1320 года, его сменил его сын Сулейман-бей II .

Примечания

  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .
  6. , p. 239.

Литература

  • Kofoğlu S. // Islam Ansiklopedisi. — 1995. — Vol. 11. — P. 484—485. (тур.)
  • Kofoğlu. (тур.) // Süleyman Demirel Üniversitesi Fen-Edebiyat Fakültesi Sosyal Bilimler Dergisi. — 2009. — Sayıl. 19 . — S. 49–59 . — ISSN .
  • Kofoğlu S. . — Siyer Basim Yayin Dagitim San. Ve Tic. Ltd. Sti., 2018. — Vol. 11: Anadolu Beylikleri. — P. 253—260. — 1158 p. — (İslam Tarihi ve Medeniyeti). — ISBN 978-605-7558-41-1 . (тур.)
  • Ürkmez R.K. // Selcuk University Journal of Seljuk Studies. — 2018. — Vol. 9. — P. 219—243.
  • . As̲h̲raf Og̲h̲ullari̊ / In Houtsma, Martijn Theodoor. — Leiden: BRILL, 1997. — Vol. 1. — P. 702—704. — (E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam, 1913–1936).
  • Uzunçarşılı İ. H. Eşref oğulları // . — Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1969. — P. 58—61. — 372 p. (тур.)
Источник —

Same as Мехмед-бей Эшрефоглу