Заседание Политбюро ЦК КПЮ 4 июля 1941 года
- 1 year ago
- 0
- 0
Неизданное письмо В. И. Ленина членам Политбюро , или Письмо В. М. Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 года — сочинение под грифом «строго секретно», приписываемое В. И. Ленину , посвященное Шуйским событиям , впервые было опубликовано в 1970 году в журнале « Вестник РХД » . Большая часть исследователей считает Письмо подлинным .
Содержание сочинения связано с событиями сопротивлением верующих в городе Шуе представителям советской власти, когда последние пытались изъять церковные ценности 15 марта 1922 года для спасения людей от голодной смерти.
В 1918 году Советом народных комиссаров был принят Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви , согласно которому, церковные ценности были национализированы и отдавались по особым постановлениям власти в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.
12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.
13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.
Огосударствление или секуляризация церковного имущества происходило ранее во Франции, Италии, Германии и в других странах; в России, при Екатерине II произошла секуляризация церковных земель .
Вся церковная собственность в 1918 году была огосударствлена или национализирована . Церковь, в которой совершалось богослужение, согласно советскому законодательству, должна была иметь приходской совет, состоящий из двадцати человек («двадцатка»). Члены приходского совета в каждом храме подписали договор с представителями советской власти о приеме государственной собственности (здания церкви и церковного имущества) в свое пользование (безвозмездную аренду); при этом «двадцатка», согласно инструкции НКЮ , рассматривалась не как юридическое лицо, а как совокупность частных лиц, являющихся стороной договора безвозмездного пользования .
С 1918 по 1922 год церковные ценности были собственностью государства, у верующих они находились в бесплатном временном пользовании
В 1921—1922 годах в значительной части страны случился голод . 23 февраля 1922 года ВЦИКом для борьбы с голодом в Поволжье был издан , согласно этому документу, ранее заключенные договоры с верующими, в пользование которых государственное имущество было передано, подлежали пересмотру, а все драгоценные предметы из золота, серебра и драгоценных камней, находящиеся у религиозных обществ, изымались в фонд Центральной комиссии помощи голодающим .
Советский и российский религиовед Н. С. Гордиенко считает, что патриарх Тихон решил сорвать проведение Декрета ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» в жизнь и тем самым сделать Советскую власть беззащитной перед лицом голода, ускорить ее крах .
В связи с Декретом о изъятии ценностей патриарх Тихон обратился к верующим с Воззванием (Посланием) от 15 (28) февраля 1922 года:
<…> Мы нашли возможным разрешить церковно-приходским Советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, о чём и оповестили Православное население 6 (19) февраля с. г. особым воззванием, которое было разрешено Правительством к напечатанию и распространению среди населения.
Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах по отношению к духовным руководителям Церкви, 10 (23) февраля ВЦИК , для оказания помощи голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы. С точки зрения Церкви подобный акт является актом святотатства, и Мы священным Нашим долгом почли выяснить взгляд Церкви на этот акт, а также оповестить о сем верных духовных чад Наших. Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, не освящённых и не имеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад Церкви и ныне к таковым пожертвованиям, лишь одного желая, чтобы эти пожертвования были откликом любящего сердца на нужды ближнего, лишь бы они действительно оказывали реальную помощь страждущим братьям нашим. Но Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство — миряне отлучением от Неё, священнослужители — извержением из сана (73-е правило Апостольское , 10-е правило Двукратного Вселенского Собора) .
Патриарх Тихон считал, что церковные ценности по церковным канонам принадлежат Богу и Церкви и распорядителю — епископу; в своём Послании он употреблял выражение «святотатство» по отношению к изъятию церковных ценностей в пользу голодающих кем-либо, в том числе органами советской власти, в значении — похищение священных вещей .
Послание Патриарха было разослано епархиальным архиереям с предложением довести его до сведения каждого прихода.
Специальная экспертиза на суде над патриархом Тихоном, в составе профессора Кузнецова , епископа Антонина , священников Ледовского и Калиновского постановила, что указанные патриархом Тихоном правила позволяют изымать все церковные ценности . Эксперты и специалисты по церковному праву профессора Н. Д. Кузнецов , Н. М. Никольский , В. Н. Бенешевич и другие показали, что изъятие церковных ценностей не противоречит христианству. Напротив, с точки зрения различных церковных авторитетов, объясняли эксперты, церковные ценности можно передавать и продавать для помощи голодающим . . Например, в книге «Правила [ΚΑΝΟΝΕΣ] православной церкви с толкованиями Никодима епископа », изданной в 1911 году, написано следующее толкование на 73 правило святых апостолов:
Впрочем, бывали примеры в самые древние времена, что некоторые епископы брали из церкви все, что в ней было самого драгоценного, даже священные сосуды, и обращали их в деньги, когда являлась потребность накормить голодных или выкупить пленных. Это были дела милосердия, заповеданные Самим Богом, и к ним не может быть применимо ни это Ап. правило, ни другие подобные ему .
Из истории известен случай изъятия священных сосудов византийским императором Ираклием о котором сообщает историк Никифор Каллист Ксанфопул :
Итак, главный сатрап Сарвар , захватив весь Восток, доходит до самого Хрисополя , который ныне зовется Скутари. Ввиду этого царь Ираклий , испытывая недостаток государственных средств, священные сосуды на монеты переделывает, чтобы впоследствии воздать Церкви большим и совершеннейшим.
В секретной инструкции к посланию патриарх Тихон уведомлял епископат и духовенство:
Хвалим и лобызаем архимандрита Никодима , настоятеля Юрьева монастыря Новгорода, богодухновенно отдавшего из монастыря ценности на многие миллионы рублей на священную войну против тевтонов (немцев).
Мы с гневом отвергаем и караем отлучением от Церкви даже добровольное пожертвование священных риз чаш: важно не что давать, а кому давать. Читая строки послания нашего, указуйте о сем своей пастве на собраниях, на которых вы можете и должны бороться против изъятия ценностей. Мы разрешаем отдавать только лом и подвески с образов…
Ошибкой считал Послание патриарха Тихона будущий патриарх Алексий I , он писал митрополиту Новгородскому Арсению (Стадницкому) 5/18 мая 1922 г.:
Ему вменяется в вину рассылка какого-то разъяснительного послания по вопросу об изъятии. Я в этом деле решительно держался особого мнения и вижу теперь, что был прав.
С П[атриар]ха начиная, надо было определенно и отдельно поставить вопрос в строго юридические рамки и тогда никто не мог бы заставить нас так или иначе распорядиться имуществом, коего мы не являемся ни собственниками, ни распорядителями. А теперь приходится выкручиваться из лабиринта, который мы сами, до известной степени, себе построили...Изъятие здесь идет полным ходом. И теперь это никого не трогает. И выходит, что люди держались за золото и серебро и все внимание свое устремляли на это бесплодное «отстаивание», а враг тем временем подкапывал церковные устои. Большой ошибкой нашей было все время то, что мы избегали открытых отношений к власти. Я сколько раз добивался, что лучше идти навстречу испытаниям и вести непосредственные переговоры с властью, чем держаться выжидательной политики. При первом условии — легче ориентироваться в обстоятельствах, а это необходимо .
Изъятие ценностей началось с 9 марта с тех губерний ( Калужская и Пензенская ), где сопротивление верующих не ожидалось, по причине поддержки компании местными архиереями, там всё прошло спокойно . Однако при изъятии церковных ценностей были крупные сопротивления, в том числе и вооруженные. Эти столкновения между верующими и представителями власти были организованы отдельными представителями духовенства, взявшими за идеологическую основу к своей деятельности послание патриарха Тихона . Единомышленники патриарха натравливали верующих на членов комиссий, занимавшихся изъятием церковных ценностей, что привело к многочисленным эксцессам с кровавым исходом . Наиболее серьезные выступления против изъятия церковных ценностей в помощь голодающих были в Шуе и Смоленске .
В Москве выступления против изъятия ценностей произошли у церквей Богоявления в Дорогомилове , Николы Явленного на Арбате , Василия Кесарийского и других. Советский историк Р. Ю. Плаксин утверждал, что организатором их было московское духовенство во главе с архиепископом Никандром и самим патриархом .
По словам одного из видных церковных деятелей и одного из лидеров обновленчества Красницкого , 1414 кровавых столкновений имело место в стране в результате против Декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих .
Один из идеологов и лидеров обновленчества Александр (Введенский) считал, что послание патриарха произвело на церковную толпу ужасающее впечатление, толпа была одурачена посланием, из-за чего случилась реакция: «Ломая черепа Советской власти, тихоновская церковь переломила свою шею» .
Протопресвитер РПЦЗ Михаил Польских в своей книге « Новые мученики российские » привел цифру — 8100 духовных лиц разного звания (2691 человек белого духовенства, 1962 монахов, 3447 монахинь и послушниц) было расстреляно и замучено в связи с изъятием церковных ценностей в 1922 году . Эта цифра была повторена многими авторами . Русак считал, что 8100 это треть всех осужденных и расстрелянных, а всего при изъятии церковных ценностей было расстреляно около 25 тысяч человек . Обе цифры, 8 100 и около 25 000, ничем не подтверждаются. Н. А. Кривова и вслед за ней А. Н. Кашеваров приводят общее количество репрессированных церковных деятелей в 1921—1923 годах — 10 тысяч человек, при этом был расстрелян каждый пятый — всего около 2 тысяч человек , эти цифры косвенно относятся к изъятию церковных ценностей , но и они ничем не подтверждаются. на основании архивных данных оценивает общее число погибших по стране во время компании по изъятию церковных ценностей как несколько десятков человек .
Согласно к. и. н. И. А. Чемерисскому, ссылающемуся на документы Центрального государственного архива Октябрьской революции , средства от церковных ценностей направлялись исключительно на закупку продуктов для голодающих и никоим образом не расходовались на организационные нужды органов Помгол .
В издании «Московские известия», вышедшей 13 дней спустя после событий в Шуе, произошедших 15 марта, следующим образом описано случившееся:
«Шуйский исполком по предложению Иваново-Вознесенской губернской комиссии по изъятию ценностей из храмов, образовал уездную комиссию. На понедельник 13 марта было назначено изъятие ценностей из Шуйского соборного храма. После богослужения к 12 часам в храм прибыла комиссия, встреченная отдельными враждебными криками толпы. Желая избегнуть столкновения, комиссия решила отложить работу до среды и вышла из храма. Вслед комиссии посыпались толчки и удары. В среду 15 марта к церковной службе в храм на соборную площадь стали стекаться значительные толпы народа, много женщин и школьной молодежи. Подъехавшую конную милицию толпа встретила угрозами, камнями и поленьями. С колокольни начали бить набат. Набатный звон продолжался полтора часа и стянул на площадь огромные толпы народа.
Властями была вызвана полурота 146 пех. полка, а также 2 автомобиля с пулеметами. Войска были встречены градом камней и револьверными выстрелами. Четыре красноармейца были оттерты толпой и жестоко избиты. После первого залпа в воздух, второй залп был дан по толпе. Этим залпом было убито 4 человека и 10 тяжело ранено, после чего толпа рассеялась. К вечеру был произведен целый ряд арестов, и комиссия по изъятию ценностей продолжала свою работу, забрав из собора 3½ пуда серебра» .
В связи с происшествием в Шуе были подвергнуты суду 54 человека. 10 мая Трибунал постановил: священников и благочинных: Заозерского, Добролюбова, Надежина Христофора, Вишнякова, Орлова, Фрязинова, Солохова, Телегина, а также гражд. Брусилову (жену сына ген. Брусилова, H. С.), Тихомирова и Раханова подвергнуть высшей мере наказания. Крючкова, Надежина Виктора и Лепехина — 5 годам, 13 подсудных приговорены к 3 годам заключения, 10 человек к 1 году заключения"; 14 человек было освобождено («Правда», № 101, 1922 г.) . 11 мая 1922 года Л. Б. Каменев внес вопрос о помиловании осужденных на заседании Политбюро ЦК РКП(б); было принято предложение Л. Д. Троцкого : «а) приведение в исполнение приговора приостановить; б) поручить т. Троцкому к вечеру 12.V. сего года ориентироваться и внести письменное предложение в Политбюро». 14 мая 1922 года Л. Д. Троцкий представил заключение, в котором не находилось данных для смягчения приговора пяти осужденным (тем же самым лицам, что и в решении Президиума ВЦИК — осужденных священников Христофора Надеждина, Василия Соколова, Макария Телегина, Сергея Тихомирова и Александра Заозерского). Смягчение наказания шести осужденным обосновывалось «исключительно соображениями о возможности с наименьшим ущербом для существа приговора, справедливого по отношению ко всем 11-ти, пойти максимально навстречу ходатайству прогрессивного духовенства». В отношении остальных шести осужденных к высшей мере наказания приговор Ревтрибунала заменить 5-ю годами лишения свободы. 18 мая 1922 года Политбюро ЦК РКП(б) согласилось с этим заключением. .
Патриарх Тихон после кровавых инцидентов при изъятии церковных ценностей оказался под следствием и был изолирован, поскольку документы и факты с неопровержимостью доказали суду, что злостный саботаж мероприятий Советского правительства по борьбе с голодом осуществлялся епископатом и духовенством по прямому указанию патриарха. 16 июня 1923 года патриарх Тихон написал заявление в Верховный Суд РСФСР; в этом заявлении он признал правильным решение суда о привлечении его за антисоветскую деятельность и выразил раскаяние за свои поступки — за «обращение по поводу Брестского мира в 1918 году, за анафемствование в том же году Власти и, наконец, за » .
В советской историографии Шуйские события, как и подобные сопротивления изъятию церковных ценностей для спасения голодающих, оценивались как попытка реакционной части духовенства под предлогом «защиты религии» организовать контрреволюционный мятеж против Советской власти .
Изъятие ценностей в 1922 году в постсоветской историографии достаточно часто стало трактоваться иначе. Изъятие ценностей многие постсоветские историки называют тремя некорректными и взаимоисключающими терминами: конфискация , реквизиция и грабёж . Представителей власти, проводивших изъятие, называют некорректным термином « реквизиторы » . Саму компанию по изъятию ценностей называют антицерковной и считают, что она была организована советской властью для дискредитации и разрушения РПЦ как организационной структуры, а сбор средств для оказания помощи голодающим лишь был предлогом. И рассматривают компанию как один из этапов гонений на РПЦ в советский период .
Русская православная церковь канонизировала в 1989 году патриарха Тихона . В 2000 году РПЦ канонизировала , оказавших сопротивление при изъятии церковных ценностей в Шуе: погибших прихожан (Николая Малкова, Авксентия Калашникова, Анастасию Шилову, Сергия Мефодиева) и расстрелянных по решению трибунала (священников Павла Светозарова , и мирянина Петра Языкова), причислив их к лику новомучеников . 23 октября 2002 года была вскрыта могила и обретены мощи мученика Авксентия Калашникова. 23 января 2003 года рака с мощами Авксентия была установлена в на улице в городе Шуя .
В 1964 году в пятом издании в 45-ом томе Полного собрании сочинений В. И. Ленина, в конце книги, в разделе «Даты жизни и деятельности В. И. Ленина», на 666—667 страницах появляется следующая запись:
Март, 19.
Ленин в письме членам Политбюро ЦК РКП(б) пишет о необходимости решительно подавить сопротивление духовенства проведению в жизнь декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 года об изъятии церковных ценностей в целях получения средств для борьбы с голодом .
Раздел «Даты жизни и деятельности В. И. Ленина» был подготовлен к изданию Э. В. Клоповым и В. Т. Логиновым при участии К. Ф. Богдановой и Р. З. Юницкой. В предыдущих четырех изданиях Полного собрании сочинений В. И. Ленина эта запись не встречается. Само письмо, написанное В. И. Лениным, не было издано ни в пятом, ни в последующих изданиях .
Изданию Письма в печати предшествовало его появление в 1969 году в Самиздате , датировано Письмо в Самиздате было 19 февраля 1922 года. Никита Струве в статье «1970 год», изданной в « Вестнике русского христианского движения » № 4 (94) 1969 год, писал о Письме:
В Самиздате распространяется письмо В. И. Ленина к членам Политбюро от 19 февраля 1922 года с требованием «подавить сопротивление [духовенства] с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий» *) .
Струве снабдил данный текст ссылкой: «*) Хроника текущих событий, 4—1969». В самиздатовском бюллетене « Хроника текущих событий » в 9 выпуске (4—1969), в разделе «Новости Самиздата» есть следующая запись:
10. Письмо членам Политбюро. Письмо от 19 февраля 1922 г.*, подписанное ЛЕНИНЫМ, требует принятия самых беспощадных мер подавления в связи с намеченным изъятием церковных ценностей. Указания, содержащиеся в письме, не согласуются с положениями социалистической законности, а подчиняются только требованиям текущей политики и тактики: "взять в свои руки этот фонд в несколько миллионов золотых рублей (а может быть и несколько миллиардов) мы должны во что бы это ни стало", "подавить его (духовенства) сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий", послать в Шую члена ВЦИК и дать ему "словесную инструкцию", чтобы он в Шуе арестовал не меньше нескольких десятков представителей духовенства, мещанства и буржуазии "по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей", а "на основании его доклада Политбюро даст детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г.Шуи, а по возможности и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров", "чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше". Голод упорно фигурирует в письме как удобная обстановка, в которой изъятие церковных ценностей можно провести, не боясь сопротивления крестьянства. Сами же миллионы или миллиарды нужны не на преодоление голода, что, допустим, могло бы послужить оправданием репрессиям, а на то, чтобы почувствовать себя силой на Генуэзской конференции.
* См. уточнение и дополнение в "Хронике" № 15 .
Письмо сверхсекретно, и вряд ли можно найти источник, через который оно попало в Самиздат. Поэтому не следует принимать этот документ полностью на веру: хорошо было бы произвести глубокий текстологический анализ письма. Ясно, что официальная пропаганда не преминет объявить подобный документ фальшивкой. Но в Самиздате, где есть полная свобода исследования, не следует бросаться в другую крайность: если достоверность документа будет подтверждена, фигура первого Предсовнаркома в сознании широкой общественности станет более рельефной .
Сочинение впервые было издано в Париже в « Вестнике русского христианского движения » ( фр. «Le Messager: périodique de l'Action Chrétienne des Etudiants Russes» ), № 4 (98) в 1970 году, к столетию со дня рождения В. И. Ленина под названием «Неизданное письмо В. И. Ленина членам Политбюро» . Письмо было опубликовано под редакцией Н. А. Струве , который впервые и указал на его связь с цитатой из 45-го тома Полного собрания сочинений В. И. Ленина, написав, что подлинность Письма вне сомнений. В «Вестнике русского христианского движения», в самом тексте Письма, указана дата его написания автором — 10 февраля 1922 года. Эта дата не совпадает с датой указанной в Полном собрании сочинений — 19 марта 1922 года . Получается Письмо написано не только до Шуйских событий, произошедших 15 марта 1922 года, но даже до издания Декрета ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» — 23 февраля 1922 года. Письмо под грифом «строго секретно», согласно тексту самого сочинения, было продиктовано Лениным по телефону своему секретарю М. А. Володичевой, которая должна была передать его секретарю Политбюро Молотову, а последний должен был обойти вкруговую всех членов Политбюро, члены Политбюро не должны были снимать копий, а на самом письме написать свои соображения. Вместе с опубликованием Письма Никита Струве напечатал свой комментарий, где назвал изъятие церковных ценностей для спасения от смерти голодающих ограблением церквей; он также объяснил, что Ленина совершенно не заботила помощь голодающим; по мнению Никиты Струве, изъятие церковных ценностей это тактический шаг советской власти, чтобы разгромить церковь. На основе текста Письма Струве дал характеристику Ленину. По его мнению, Ленин был яростным в своем безбожии, жестоким к врагам, циничным по отношению к народу, одержимым властью, гениально-лукавым стратегом разрушения; Струве сделал вывод и об отсутствии «ленинской законности» .
Следующие издания состоялись в парижской газете « Русская мысль » ( фр. «La Pensée Russe» ) 1 апреля 1971 года, и в нью-йоркском издании « Новый журнал » ( англ. «The New Review» ) 1971, № 103 , как перепечатки текста издания «Вестника РХД». В обоих изданиях в тексте Письма стоит дата — 10 февраля.
В 1988 году в Нью-Йорке в 44 номере журнале « Кадетская перекличка » ( англ. «Cadets Rollcall» ) в статье безымянного автора «Неопубликованное письмо Ленина» был издан текст сочинения вместе предисловием. В предисловии говорится о том, что это письмо послужило основой для бессудных и жестоких расправ, произведенных Сталиным ; сочинение, по мнению автора предисловия, послужило сигналом к биологическому, физическому и моральному преследованию российского народа — первой и наиболее притесняемой жертвы коммунистического государства. В предисловии к Письму название Декрета было искажено, вместо «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» в журнале Декрет назван: «об „изъятии церковного имущества всех религий из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы культа“»; неверно указана и дата издания Декрета — январь 1922 года, вместо 23 февраля 1922 года. В предисловии указано, что Ленин написал Письмо 19 марта 1922 года, однако в самом тексте какая-либо дата отсутствует. В предисловии указано что Письмо хранится в Центральном партархиве Института марксизма-ленинизма , фонд 2, единица хранения 22954 . Последние данные не совпадают с данными хранения машинописного текста — ЦПА ИМЛ (РГАСПИ), ф. 2, оп. 1, д. 22947 .
В СССР сочинение впервые было опубликовано в 1990 году к 120-летию со дня рождения В. И. Ленина в апрельских номерах сразу двух журналов — « Известия ЦК КПСС », № 4 и « Наш современник », № 4. В журнале «Известия ЦК КПСС» сочинение издано под другим названием «Письмо В. И. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) от 19 марта 1922 года» , дата написания Письма была изменена в тексте Письма на 19 марта 1922 года. В издании «Известия ЦК КПСС», текст Письма был взят не из партийных архивов, а из первоапрельского номера 1971 года парижской газеты «Русская мысль» и перепечатан, о чем написано в самом издании: «Письмо В. И. Ленина В. М. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) от 19 марта 1922 г. было опубликовано по неизвестной нам копии в газете „Русская мысль“ (Париж) 1 апреля 1971 г. со ссылкой на перепечатку из „Вестника русского студенческого христианского движения“», — при этом были указаны архивные данные: ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, д. 22947 . В журнале «Наш современник» Письмо было издано под названием «Товарищу Молотову для членов Политбюро» , дата — 10 февраля 1922 года была убрана и в тексте Письма, напечатанного в журнале, нет никакой даты . После Письма в журнале «Наш современник» опубликовано неподписанное Пояснение к нему. Автором Пояснения Ярослав Игоревич Листов считает В. Кожинова . В Пояснении написано о том, что голод был сознательно организован большевиками во главе с Лениным. Для подтверждения утверждения приведены цитаты из работ Ленина. В одной из цитат приведены слова Ленина о наличии хлеба в стране, однако не указано, что данная речь была произнесена Лениным не в 1922 году, а в 1918 году. Тексты двух других цитат переделаны и слова Ленина в обеих из них выложены в искаженном виде .
6 ноября 2020 года на сайте ГИМа был опубликован отсканированный текст Письма . Письмо представляет из себя машинописный текст на четырёх страницах, на котором стоит резолюция В. М. Молотова — автограф. Автографы как Ленина, так секретаря Ленина — М. А. Володичевой отсутствуют. Машинописный текст письма озаглавлен следующим образом: «Товарищу Молотову для членов Политбюро» .
Г. Суперфин в своих Воспоминаниях пишет:
Текст, которым я горжусь, это письмо Ленина об изъятии церковных ценностей. Оно ходило в самиздате, но на Запад не попало. Петр Ионович Якир , который был основным каналом передачи подобной литературы за границу, не отправил этот текст, подозревая, что он фальшивка. А мы с Арсением Борисовичем Рогинским , с которым вместе начинали делать что-то для «Хроники», стали проверять подлинность этого письма. И нашли там опечатку — римская тройка была прочитана как двойка. Обратившись к полному собранию сочинений Ленина, мы увидели, что в хронике его жизни есть дата, когда Владимир Ильич писал это самое письмо к Политбюро. Тогда мы сделали поправку и передали на Запад. Я очень гордился этой публикацией, потому что страшные слова вождя были наконец прочитаны. А Ленина тогда мало кто читал .
В воспоминаниях 2016 года Г. Суперфин утверждает, что Письмо в самиздат в 1969 году передал бывший сотрудник музея В. И. Ленина (1933―после 1999), уволенный из музея в 1967 году (сын П. Г. Петровского ) .
Письмо является реакцией на Шуйские события, произошедшие 15 марта 1922 года. Автор Письма предлагает принять самые жёсткие меры против тех, кто пытается препятствовать изъятию церковных ценностей.
Письмо под грифом «строго секретно», согласно тексту самого сочинения, было продиктовано Лениным накануне совещания Политбюро по телефону своему личному секретарю М. А. Володичевой, которая должна была передать его секретарю Политбюро Молотову, а последний должен был обойти вкруговую всех членов Политбюро, члены Политбюро не должны были снимать копий, а на самом письме написать свои соображения.
Наиболее часто цитируемое место из Письма, используемое с целью изобразить Ленина как жесткого карателя, — следующее :
Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать .
Высказываются сомнения в подлинности письма . Источниковед Н. Н. Покровский приводит факт наличия современной письму копии, заверенной подписью тогдашнего заместителя заведующего Шифрбюро ЦК РКП(б) С. Чечулина; наличием на подлиннике автографа Молотова с замечаниями на текст документа; наличием делопроизводственной пометы о рассмотрении письма на заседании Политбюро (протокол № 114, пункт 5, от 20 марта 1922 года), а также наличием подлинной листовки «Куда идет церковное золото», распространявшаяся в Москве в конце марта 1922 года и выявленной историками в документах ГПУ лишь сейчас. Эта листовка приводит сверхсекретный аргумент Ленина, содержащийся только в его упомянутом выше письме: церковное золото нужно в первую очередь для укрепления позиций советской власти на Генуэзской конференции в поддержку его подлинности .
Однако более поздние исследования на основании обстоятельств издания Письма и анализа почерка показали, что Письмо является фальшивкой, созданной заграницей и напечатанной впервые в 1970 году в журнале « Вестник русского студенческого христианского движения », издаваемом в Париже Н. А. Струве . В качестве аргументации историк Геннадий Александров в статье в газете Правда , старший референт аппарата фракции КПРФ в Государственной Думе Ярослав Игоревич Листов, а также Соломон Воложин приводят следующие аргументы:
В 1971 году Письмо было переведено на английский язык Владимиром Даниловым и издано c комментариями Николая Борисовича Лупинина под названием: «An Unpublished letter of V. I. Lenin to the Members of the Politburo» в пятом номере журнала « Записки Русской академической группы в США » ( англ. «Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the U.S.A.» ) в Нью-Йорке .
17 октября 2007 года, в 85-летие Шуйских событий, по инициативе правительства Ивановской области и при поддержке и благословению патриарха Алексия II в городе Шуя на площади Зелёной перед Воскресенским собором был установлен и открыт памятник погибшим священникам и мирянам во время изъятия церковных ценностей в 1922 году. Скульптурная композиция памятника включает в себя фигуры двух священников и девочки . Перед ними находится бронзовый столб, олицетворяющий плаху, на котором размещена пластина с выдержками из Письма, приписываемое Ленину. Сзади скульптурной композиции изображены контуры церкви в виде алтарной части, на которой высечены слова «Новомученикам Российским — благодарные потомки» .