Interested Article - Модистка
- 2020-06-28
- 2
Моди́стка ( устар. от фр. modiste ) — мастерица по изготовлению женских шляп, а также женского платья и белья.
История
Профессия модистки существовала в XVIII—XIX веках.
Модистки создавали и украшали головные уборы для дам, шили одежду простого кроя, например платья несложных фасонов, передники , накидки, чепцы, шейные платки и мантильи. При изготовлении платьев более сложного кроя, модистки пользовались услугами портных, которые создавали основу для дальнейшего украшения. В задачи модистки входило украшение и отделка одежды, для чего применялись разнообразные ленты, кружева, тесьма, бахрома, вышивка, драгоценные камни, цветы из ткани, косынки и шарфы, веера и прочее. Часто модистки переделывали и давали «вторую жизнь» ношенным вещам, перешивая и украшая их.
У модисток, владеющих крупными заведениями с широким кругом клиентов, иногда работало до 100 человек наёмного персонала. Для выполнения заказов привлекались ремесленники — портные, белошвейки, кружевницы, вышивальщицы, изготовители шляп и перчаток, а также искусственных цветов, фижм , корсетов , перьев, вееров и так далее.
Модистки являлись прообразом современных дизайнеров одежды и кутюрье.
Франция
Во Франции модисток называли «торговками модными товарами» фр. La Marchande de Modes . В данной профессии трудились преимущественно дамы, как правило, жёны и дочери торговцев тканями и галантереей . В 1776 году, согласно постановлению правительства, модистки были отделены от продавцов тканей и галантереи и получили возможность создать собственную гильдию .
Легендарной личностью эпохи Людовика XVI была Роза Бертен (1747—1813) — модистка французской королевы Марии Антуанетты , вошедшая в историю под прозвищем «Министр моды» фр. La ministre des modes , которую современные исследователи называют одной из первых французских модельеров. В разное время выходили биографические издания, посвящённые жизнедеятельности модистки.
Роза Бертен была общительна и обладала талантом предпринимателя, что помогло ей открыть собственное дело. Клиентами её магазина «Великий Могол» фр. Grand Mogol , открытого 24 октября 1773 года на улице Сент-Оноре фр. Rue Saint-Honoré , были представители знатных родов Франции, Англии, Швеции, Испании и России . В результате Великой французской революции Бертен была вынуждена эмигрировать в 1792 году в Англию, где продолжила свою деятельность. Во Францию она вернулась лишь в 1800 году, но вскоре отошла от дел.
Одно время Бертен ошибочно приписывали происхождение крылатой фразы «Новое — это хорошо забытое старое», которую она будто бы произнесла когда обновила старое платье Марии-Антуанетты .
Работы Розы Бертен сохранились на супруги Людовика XVI, наряды для которой модистка создавала с 1774 года до свержения Марии-Антуанетты в 1792 году.
Россия
В русском языке термин «модистка» появился лишь в 1803 году .
В городах Российской империи существовали женские профессиональные школы модисток, а также профессиональные сообщества дамских портных и модисток.
Во многих женских журналах имелись рубрики и разделы, посвящённые различным видам рукоделия, но профессиональные издания для модисток появились лишь в последней четверти XIX века. Так на рубеже XIX и XX веков в Санкт-Петербурге выходили «Вестник моды для модисток» и ежемесячный иллюстрированный журнал «Модистка» с моделями шляп, головных уборов и украшений. Последний был русским изданием парижских модных журналов «La Modiste Parisienne» и «Le Journal des Modistes».
В Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов приведена профессия «модистка головных уборов» (Базовая группа 7443. Профессии рабочих швейной промышленности).
Образы в искусстве
Образы модисток встречаются в изобразительном искусстве, кино и литературе:
- Модистки за работой изображены на полотнах таких художников, как Буше , Дега , Мане , Тулуз-Лотрек , Ренуар , Леммен , Гонсалес , Исраэлс , Бреслау .
- Роза Бертен — роль модистки королевы Марии-Антуанетты сыграла актриса Софи Демаре в кинофильме Саши Гитри « Если бы нам рассказали о Париже » (1956). Личности Розы Бертен также посвящён исторический роман Эмиля Ланглада «La Marchande de Modes de Marie-Antoinette. Rose Bertin» опубликованный на французском языке в 1911 году.
- Верка-модистка — экранизированный персонаж Людмилы Давыдовой в пятисерийном телефильме « Место встречи изменить нельзя » (1979).
- Француженка-модистка — в исполнении актрисы Ольги Волковой в кинофильме Эльдара Рязанова « Жестокий романс » (1984).
- «Модистка» — водевиль в 1 действии, сочинённый членом общества русских драматических писателей и оперных композиторов О. Н. Свенцицким.
- «Полинька» — рассказ А. П. Чехова , действие которого происходит в галантерейном магазине, повествует о разговоре дочери модистки и влюблённого в неё приказчика.
- «Он не может пропустить ни одной гнусной модистки» — Михаил Булгаков « Собачье сердце ».
- «[Анна] отдала модистке для переделки три платья» — Л. Н. Толстой « Анна Каренина ».
Примечания
- Комментарии
- На самом деле авторство цитаты «нет того нового обычая, который не был бы старым» принадлежит английскому поэту Джефри Чосеру (1340—1400). Его выражение получило популярность благодаря книге Вальтера Скотта « Народные песни южной Шотландии »
- Источники
- Скуратовская М. В. : [ 24 июля 2015 ]. — М : Вече, 2013. — 620 с. — (100 великих). — ISBN 978-5-9533-6423-2 .
- Sapori, Michelle. Rose Berthin, ministre des modes de Marie-Antoinette : [ фр. ] . — Paris : Ed. de I'Institut frangais de la mode: Ed. du Regard, 2003. — 416 с.
- ↑ Nouvion, Pierre. : [ фр. ] / Pierre Nouvion, Émile Liez. — Paris : Henri Leclerc, 1911. — 310 с.
- ↑ Петрякова А. Г. : [ 4 марта 2016 ] / А. Г. Петрякова. — М : Флинта: Реторика-А, 2006. — С. 377. — ISBN 5-89349-930-1 .
- : [ 24 июля 2015 ] / АН СССР. Ин-т рус. яз.; Гл. ред.: Ю. С. Сорокин. — СПб : Наука, 2001. — Вып. 12 (Льстец — Молвотворство). — 253 с. — ISBN 5-02-028462-9 .
- // Э. Д. Гоппе : журнал. — Санкт-Петербург, 1892. — Вып. 1—12 .
Литература
- Карнович Е. П. . — СПб. : Типография Безобразова и Комп, 1865.
- Дауль А. / А. Дауль; Пер. под ред. П.Н. Ткачева. — Санкт-Петербург: Трубникова и Стасова, 1869. — Т. 1. — 320 с.
- Руденко Т. В. Модные магазины и модистки Москвы первой половины XIX столетия. — М. : Центрполиграф, 2015. — 351 с. — ISBN 978-5-227-05132-5 .
- Большакова Н. В. Портновское искусство в русской литературе конца XVIII-XIX веков : тексты: поэзия, проза / Большакова Н.В. — М. : Сказочная дорога, 2016 [т. е. 2015]. — 558 с.
Ссылки
См. также
- 2020-06-28
- 2