Сунь Цзы (математик)
- 1 year ago
- 0
- 0
Сунь-цзы ( кит. трад. 孫子 , упр. 孙子 , пиньинь sūnzǐ , Чжэнчжан: [ * s u ː n s ʔ s l ɯ ʔ ]; при рождении Сунь У ( кит. трад. 孫武 , упр. 孙武 , пиньинь Sūnwǔ ), второе имя Чжанцин ( кит. трад. 長卿 , упр. 长卿 , пиньинь Chángqīng )) — китайский стратег и мыслитель, живший в VI веке до н. э. Автор знаменитого трактата о военной стратегии « Искусство войны ».
Традиционно даты жизни Сунь Цзы датировали 544—496 годами до н. э. Однако найденный в 1972 году в захоронении начала эпохи Хань новый расширенный вариант труда Сунь-цзы даёт основания датировать его создание второй половиной V века до н. э. (453—403 до н. э.). А результаты ряда позднейших исследований, проведённых как китайскими, так и западными учёными указывают на то, что Сунь-цзы может быть идентичен реальному историческому лицу, полководцу Сунь Биню , жившему в Царстве Ци в IV веке до н. э. (приблизительно 380—325 годы до н. э.) в период Сражающихся царств . Ещё одним историческим прототипом Сунь-цзы называют У Цзысюя .
Биографические данные о Сунь-цзы записаны Сыма Цянем в его « Исторических записках ». Имя Сунь Цзы было «У». Он родился в царстве Ци . Сунь Цзы служил наёмным полководцем князю в царстве У .
Согласно Сыма Цяню, князь пригласил Сунь-цзы поговорить о военном деле. Для того, чтобы показать своё искусство, полководец попросил князя передать ему свои гаремы. Сунь-цзы разделил наложниц на два отряда, поставив во главе каждого по главной наложнице, выдав им по алебарде, и стал объяснять военные команды. Отряды заняли боевое построение. Когда Сунь-цзы стал командовать «направо», «налево», «вперёд» — никто не исполнял команд, а все только смеялись. Так повторилось несколько раз. Тогда Сунь-цзы сказал: если команды не исполняются, это вина командиров. И приказал казнить двух главных наложниц. Князь, поняв, что это не шутка, стал просить отменить казнь, однако Сунь-цзы заявил, что на войне полководец важнее правителя и никто не смеет отменять его распоряжения. Наложницы были казнены. После этого все женщины стиснули зубы и стали исправно выполнять команды. Однако, когда князя позвали провести смотр войск, князь не явился. Сунь-цзы упрекнул князя, что тот может только болтать о военном деле. Тем не менее, когда возникла военная опасность, князь вынужден был позвать Сунь-цзы и доверить ему войско, и Сунь-цзы одержал крупные победы.
На должности командующего войсками Сунь-цзы разгромил сильное царство Чу , захватил его столицу — город Ин , нанёс поражение царствам Ци , и Цзинь . Благодаря его победам царство У усилило своё могущество, и вошло в число царств цивилизованного Китая, возглавляемого царями династии Чжоу , а царь вошёл в состав « чжухоу » — официально признаваемых правителей самостоятельных владений. В IV веке до н. э. Вэй Лао Цзы писал: «Был человек, который имел всего 30000 войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: Сунь Цзы».
Сунь Цзы написал по просьбе князя Хэлюя трактат о военном искусстве , традиционно называемый « Искусство войны » (переводы Н. И. Конрада , , В. В. Малявина ). Затем он вернулся в своё родное царство Ци и там вскоре умер. На происхождение от Сунь-цзы столетия спустя претендовали жившие в эпоху Троецарствия члены клана Суней ( Сунь Цзянь , Сунь Цэ , Сунь Цюань ).
Сунь Цзы считал войну вынужденным злом, которое следует избегать, насколько это вообще возможно. Он отмечает, что «война — это как огонь, люди, которые не сложат оружия, погибнут от собственного же оружия». Войну следует вести быстро во избежание полного разорения страны и экономического краха государства: «Ни одна долгая война не принесла прибыли стране: 100 побед в 100 сражениях — это просто смешно. Каждый, кто отличился сокрушением врагов, получал победу ещё до того, как вражеская угроза становилась реальной». Согласно книге, следует избегать резни и зверств, потому что это может спровоцировать сопротивление и дать противнику возможность обратить войну в свою пользу.
Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао , космическим циклизмом школы инь-ян , легистской «политологией» и управленческим прагматизмом моистов . Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как «великое дело государства», «почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели», а с другой — как «путь обмана», обобщён в 5 принципах:
Данные принципы должны быть реализуемы посредством 7 «расчётов»:
В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры, искусства стратагем .
Война у Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации , и заканчивая шпионажем . Никогда нельзя забывать о цели войны — сделать так, чтобы население процветало и было лояльным к правителю.
Идеальная победа — подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия . Поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.
Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной . Затягивать войну негуманно по отношению к народу.
В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, стратегическая концентрация.
Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов обойдётся дешевле, чем содержание армии. Поэтому нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп.
Сунь Цзы неоднократно подчёркивает необходимость дисциплины в войсках и поддержания духа ( ци ). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю.
Академик РАН А.А. Кокошин , 6-й секретарь Совета безопасности РФ также отмечает важность тезиса Сунь Цзы о необходимости глубокого знания и противника, и особенно самого себя — применительно к полководцу и к его войску. Последнее Кокошин связывает с формулами древнего китайского философа Лао Цзы (предположительно современника Сунь Цзы и Конфуция), популярного в интеллектуальной элите Китая и сегодня, о том, что познания самого себя для человека является более высоким уровнем знания по сравнению с познанием других людей .