Приобретя вместе с последней из этих наград право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он в том же году отправился в
Мюнхен
, где пользовался советами
А. Е. Коцебу
и написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе находились также в Гатчинском дворце). Второе из этих произведений доставило Шарлеманю в 1859 году звание
академика
.
Затем он совершил поездку в
Париж
, где изучал полюбившийся ему
по его
версальским
образцам. Позже посетил немецкий
Штутгарт
и некоторые другие города Германии. Возвратился в Санкт-Петербург в 1861 году
.
Первыми его работами после возвращения были надпрестольные и другие образа для католических церквей при
Пажеском корпусе
и кладбищенской на
Выборгской стороне
; затем им были написаны
плафоны
и стенные панно для домов
князя Мещерского
в Москве и А. Полежаева в Санкт-Петербурге
. В середине 1860-х годов А. И. Шарлемань получил заказ от
Экспедиции изготовления государственных бумаг
на создание новых рисунков игральных карт, некоторые варианты которых до сих пор выпускаются и известны как «атласные» карты.
В 1867 г. появилась наиболее примечательная из картин Шарлеманя — «Екатерина II в мастерской
Фальконе
», принёсшая художнику звание профессора, приобретённая императрицей
Марией Александровной
. С этого времени известность его упрочилась и быстро возрастала
.
Из-под его кисти, карандаша и пера выходило множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся бойкостью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были нарасхват у издателей иллюстрированных журналов для воспроизведения их тем или другим графическим способом
. Автор иллюстраций к басням И. А. Крылова, Хемницера, Дмитриева и Измайлова (первое издание в 1865 г.), «Песне о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова (издания 1866, 1872 и 1881 годов), четырёхтомному альбому «Северное сияние» В. Генкеля (1862—1865), «Капитанской дочке» и «Евгению Онегину» А. С. Пушкина.
С 1871 года Шарлемань служил художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг. В том же году он был приглашен консультантом в рисовальные мастерские позже упразднённого Главного интендантского управления при исполнении акварелью военных сцен, торжеств, манёвров и прочего для альбомов императора
Александра II
, а в 1873 году получил титул художника Его Императорского Величества
. Шарлемань продолжал работать как художник и педагог до самой своей кончины в 1901 году.
«Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» (Малая золотая медаль, 1854);
«Фельдмаршал А. В. Суворов на вершине Сен-Готарда 13 сентября 1799 года» (полное название картины — «Монахи августинского ордена встречают фельдмаршала графа на вершине Сен-Годарда в Швейцарии в 1799 году») (Большая золотая медаль, 1855);
«Торжественный приём Суворова в Милане 18 апреля 1799 года»;
«Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (принесла звание академика живописи в 1859 году);
«Екатерина II в мастерской Фальконе» (звание профессора живописи, 1867);
«Пётр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией» (1860; в собрании Эрмитажа)
;
«Пётр I в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме
Циклера
» (1884).
«В казарме», 1853 (в собрании Одесского художественного музея);
«Прогулка» (в собрании Одесского художественного музея).
Иллюстрации
Лермонтов М. Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова / [Соч.] М. Ю. Лермонтова (1837); с 12 рис. Г. Шарлеманя и с новым портр. Лермонтова, грав. в. Лейпциге. — Санкт-Петербург: А. И. Глазунов, 1865. — 40 с.
Русские люди: Жизнеописания соотечественников, прославившихся своими деяниями на поприще науки, добра и обществ. пользы: С портр., грав. на стали по рис. А. Шарлемань. Т. 1—2. — СПб.; М.: М. О. Вольф, 1866. — 2 т.
Художественный альбом в память столетия военного ордена Святого великомученика и победоносца Георгия 1769—1869 / [сост. и рис. на камне проф. А. Шарлемань]. [Вып. 1. — СПб.]: лит. А. Ильина, [1870].
Сборник лучших басен Крылова, Хемницера, Дмитриева и Измайлова: Учебник для детей младш. возраста: С 14 хромолитогр. картинами по рис. А. Шарлеманя. — СПб; М.: т-во М. О. Вольф, [18??]. — [4], 56 с., 1 л. фронт. (грав. тит. л.), 12 л. цв. ил.
Сборник лучших басен Крылова, Хемницера, Дмитриева и Измайлова. С 14 хромолитографированными картинами по рисункам А. Шарлеманя. — 2-е издание. — СПб.—М.: Издание Т-ва М. О. Вольф, б. г. [середина1880-х]. — [4], 56 с., 1 л. фронтиспис (хромолит. тит. л.), 12 л. ил. На хромолит. тит. л.: С рисунками Иосифа и Адольфа Шарлемань 14 хромолитографированных картин, заявленных на титуле, включают 12 л. иллюстраций, 1 л. фронтисписа (литографированный титул), 1 картинку на обложке.
Сборник басен Крылова, Хемницера, Дмитриева и Измайлова / С 26 отдельными гравюрами Густава Доре, Шарлеманя, Евгения Ламбера, Гранвиля. — СПб.; М.: т-во М. О. Вольф, ценз. 1887. — [4], II, 156 с., 1 л. фронт. (ил.), 27 л. ил.
История Лейб-гвардии Преображенского полка / рис. виньеток проф. Шарлеманя. — Санктпетербург: Издание Лейб-гвардии Преображенского полка, 1883—1888.
Желиховская В. П. Князь Илико, маленький кавказский пленник: Рассказ для юношества / [Соч.] В. П. Желиховской; С рис. А. Шарлеманя и М. Михайлова. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: А. Ф. Девриен, ценз. 1893. — [4], 231 с.: ил.
Царствующий дом Романовых: [Альбом] / под гл. ред. В. В. Функе, со вступ. ст. Е. В. Барсова, ред. лит. отд. Борис Назаревский, ред. худож. отд. худож. А. И. Шистер. — Москва: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1913. — [2], 205 с., 30 л. ил.: ил.
Шарлемань И. А. Народная женская одежда [Изоматериал], Великороссы Петроградской и Олонецкой губерний: почтовая карточка. — [Петроград: Община св. Евгении, 1917] (Картогр. зав. А. Ильина). — 1 л.: хромолитогр.; 14,4х9,2 см.
Первый сборник Товарищества Русских художников-иллюстраторов, изданный в пользу пострадавших от неурожая. — СПб., 1892. — 46 с.: ил.
Нечто из артистического мира: Наброски пером и карандашом: рассказы: В. А. Боброва, П. П. Гнедича, барона М. П. Клодта, М. Е. Малышева, М. О. Микешина, В. М. Михеева, Н. И. Познякова и М. О. Розова / рис.: В. А. Боброва, Н. А. Богданова, И. К. Видмана, Е. И. Григорьева, Н. П. Загорского, М. И. Зощенко, барона М. П. Клодта, Г. П. Кондратенко, В. Крюкова, А. И. Лебедева, В. М. Максимова, М. Е. Малышева, М. О. Микешина, Т. И. Никитина, К. И. Тихомирова и А. И. Шарлеман. — СПб.: М. М. Ледерле и К°, ценз. 1895. — [2], 252, VII с. : ил.
Тарасова Н
. Высочайшего двора служители… //
Наука и жизнь
. — 2014. — В. 10. — С. 136—141.
↑
, с. 178.
Кобак А. В.
Уничтоженные кладбища / А. В. Кобак // Исторические кладбища Санкт-Петербурга / А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. —
М.
: Центрполиграф, 2009. — С. 713. — 797, [3] с. —
1600 экз.
—
ISBN 978-5-9524-4025-8
. —
OCLC
.
Гудыменко Ю. Ю.
Русская живопись XIX века : каталог коллекции / Ю. Ю. Гудыменко; Государственный Эрмитаж. —
СПб.
: Издательство Государственного Эрмитажа, 2017. — С. 358–359. — 422, [1] с. : ил., цв. ил., портр., факс. — № 532. —
1500 экз.
—
ISBN 978-5-93572-737-6
. —
OCLC
.
Литература
Власов В. Г.
Шарлемань Адольф Иосифович // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь :
в 3 т.
/ В. Г. Власов. —
СПб.
: Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 512. — 655 с., [8] л. ил. : ил. —
ISBN 5-88737-010-6
. —
OCLC
.
Кондаков C. Н.
:
в 2 т.
/ составил С. Н. Кондаков. —
СПб.
: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 220. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. —
OCLC
.