Тамилакам
(
там.
தமிழகம்
) — географический регион, заселённый древними
тамилами
. В его состав входили нынешние
индийские штаты
Тамилнад
,
Керала
,
Пондичерри
,
Лакшадвип
и южные части штатов
Андхра-Прадеш
и
Карнатака
. Согласно традиционным повествованиям и «
Толкаппияму
», представлял собой обособленную культурную область, в которой были распространены как
тамильский язык
, так и культура всего народа
. В древнем тамильском регионе существовали влиятельные династии, в число которых входили
Чера
,
Чола
,
Пандья
и
Паллавы
. Данные раскопок, проведённых в Тамилнаде и Керале, «ставят под вопрос, кажется, точку зрения о существовании обособленной культурной области»
. В эпоху
культура тамилов начала распространяться за пределы Тамилакама
. Древние тамильские поселения также обнаружены на
Шри-Ланке
(
Ланкийские тамилы
) и на
Мальдивах
(
).
Содержание
Этимология
«Тамилакам» — термин, состоящий из тамильских слова «тамил» и суффикса «
». Приблизительный его перевод — «Родина тамилов». По данным
, термин представляет собой старейший употребляющийся в отношении места проживания тамилов на
Индийском субконтиненте
. В географическом сочинении «
Перипл Эритрейского моря
» назван
Дамирикой
.
В настоящее время слово «Тамилакам» является синоним наименования штата Тамилнад.
Источники
До недавних пор объяснение и понимание прошлого Индии базировалось на текстовых источниках
. По данным Абрахам, «в южной части полуострова — в регионе, ориентировочно представляющем собой территорию нынешних штатов Керала и Тамилнад — крупный свод данных, как иноземных, так и иностранных, и наличие покрытых надписями монет и пещерных надписей привели к формированию идеи об обособленном этническо-лингвистическом регионе под названием „Тамилакам“»
.
Роль
археологии
, которая часто носит вторичный характер, сводится к «источнику проверки информации, тщательно добываемой из различных текстов»
, и постановке под вопрос существующей точке зрения на Тамилакам, основанной на текстовых источниках
.
Территория и географические границы
Территория в классическую эпоху
В написанной во
II
или
I веках до н. э.
тамильской хронике «Толкаппиям», представляющей собой трактат по
грамматике
языка и наиболее раннее известное из дошедших до наших дней произведение, посвящённое
, несколько раз встречается упоминание термина
сентамил нилам
, в переводе означающего «земля
благородных
тамилов». По данным «Толкаппияма», границы Тамилакама простирались от горы
на севере до
Канниякумари
на юге
. Автор «Толкаппияма» Толкаппияр не упоминает о проживании тамилов на острове Шри-Ланке
.
В «Толкаппияме», в эту эпоху существования древнего Тамилакама, отсутствовали различия между языками
малаялам
и тамильским; наконец, малаялам не представлял собой обособленный язык, несмотря на то, что тамильский язык получил широкое распространение от
Восточного моря
до
моря Западного
.
Династии Тамилакама
Основная статья:
Приблизительно в
350 году до нашей эры
—
200 году нашей эры
у власти в Тамилакаме находились 3 династии:
Чола
,
Пандья
,
Чера
. Действовал также ряд независимых вождей —
. В период существования в северной части Индии
империи Маурьев
(около
IV
—
III веков до нашей эры
) государства Чера, Пандья и Чола на западном побережье Тамилакама находились в поздней эпохе культуры
мегалитов
. Наиболее ранние известные упоминания тамильских династий содержатся в надписях времён империи Маурьев, датированных III веком до нашей эры.
Ряд частей юга Индии находился в руках Пандья вплоть до начала
XVII века
. Центральная часть её государства находилась в плодородной долине реки
. Первоначально столица располагалась в
— морском порту на южной оконечности полуострова
Индостана
, позже — в
Мадурае
. До наступления эпохи Сангам в III веке до нашей эры и вплоть до
XIII века
в центральной части Тамилакама у власти находилась династия Чола. Центральная часть её государства располагалась в плодородной долине реки
Кавери
. До наступления эпохи Сангам в III веке до нашей эры и вплоть до
XII века
на территории нынешних штатов Тамилнада и Кералы распространялась власть династии Чера.
В начальный период истории
южной части Индии
в Тамилакаме действовали династии местных князьков и вожди аристократических кровей, именовавшиеся «велирами» (
там.
வேளிர்
)
.
Территории Тамилакама
На территории Тамилакама находились политические регионы, именовавшиеся термином
Перунаду
, в переводе означающем «великая страна»
.
В число трёх важнейших политических регионов входили
Черанаду
, Чоланаду и Пандьянаду
. Наряду с ними, существовали ещё 2 политических региона —
наду (Сатьяпута) и Тамирабхаранинаду (в то время Панди), впоследствии вошедших в состав государства Чера соответственно. Пандьянаду же отошёл к нему к III веку до нашей эры. К
VI веку
нашей эры власть Чоланаду распространилась и на Тондайнаду, позже превратившийся в независимое государство Паллаванаду.
Итак, в состав Тамилакама и Перунаду вошли 12 социогеорафических регионов, или
наду
, то есть территорий, в каждой из которой был распространён собственный диалект тамильского языка
:
Тапар указывает на существование
лингва франка
дравидийской группы
: «Ашока в своём посвящении называет жителей юга Индии чолами, черами, пандьями и cатьяпутрами — котлом культуры Тамилакама — именно таким образом потому, что положение господствующего языка дравидийской группы в то время занимал тамильский»
.
В то же время, согласно Абрахам, «данные, полученные в ходе раскопок и свидетельствующие о
протоистории
Кералы и Тамилнада, трактуются неоднозначно и, более того, ставят под вопрос, кажется, самую идею о существовании обособленного культурного региона»
.
После вступления южной части Индии в эпоху протоистории
и возникновения там в III веке до нашей эры трёх тамильских династий
распространение тамильской культуры начало происходить за пределами Тамилакама. В III веке до нашей эры на острове Шри-Ланке высадились первые тамильские поселенцы
.
, датированные III веком до нашей эры, содержат двуязычную надпись на
. В результате раскопок, проведённых в районе
, в южной части Шри-Ланки, были обнаружены монеты местного производства, датированные II веком до нашей эры — II веком нашей эры, на ряде которых выгравированы здешние тамильские личные имена, написанные древнетамильскими буквами
, дающие основание предполагать о наличии местных тамильских купцов, принимавших активное участие в торговле вдоль южного побережья Шри-Ланки к моменту начала
поздней античности
. Около 237 года до нашей эры «два искателя приключений с юга Индии»
основали первое тамильское поселение на Шри-Ланке. В 145 году до нашей эры военачальник из династии Чола
, или принц, по имени
Эллалан
, период царствования которого составил 44 года, захватил власть в
Анурадхапуре
. Впоследствии против него начал военные действия
сингалец
Дутугамуну
, разгромивший его и занявший престол
.
Религия
Как минимум с начала II века до нашей эры в тамильском регионе получили распространение
джайнизм
,
буддизм
и
индуизм
.
Шри-ланкийские наги
…ряд учёных […] считает […], что
якши
и
наги
в протоистории впервые появились в 1000 году до нашей эры
.
Согласно
палийской
эпической поэме «
Махавамса
», к моменту высадки принца
на острове в 500 году до нашей эры на нём обитали якши и наги
. По данным Маногарана, ряд учёных «считает якш и нагов племенами шри-ланкийских аборигенов»
. Холт приходит к выводу, что они представляли собой не тамильцев, а определённую группу
. Другие же учёные считают нагов тамильским племенем в связи с распространением у них поклонения змеям, являвшемся обычаем дравидов
. Исполнение данного обычая нагов до сих пор происходит при отправлении индуистского религиозного культа у ланкийских тамилов
.
В написанной во II веке нашей эры тамильской эпической поэме «
» рассказывается о процветающей Наганаду, или земле нагов
, и о «великом короле нагов Валайванане и его жене королеве Ваччхамайилае, управлявшими процветающей Наганаду с особым изыском»
. Согласно «Манимекалаю», в этом регионе распространены богатые традиции
дравидов-буддистов
.
Комментарии
Тапар указывает на существование
лингва франка
дравидийской группы
: «Ашока в своём посвящении называет жителей юга Индии чолами, черами, пандьями и cатьяпутрами — котлом культуры Тамилакама — именно таким образом потому, что положение господствующего языка дравидийской группы в то время занимал тамильский» (Thapar, 2004, p. 229).
См., к примеру, работу: Kanakasabhai, 2010, p. 10.
Различные современные источники также ссылаются на «Толкаппиям» и определяют историческими границами Тамилакама гору Венкату на севере и Канниякумари на юге. Другие источники упоминают частично отличающиеся границы или употребляют иные формулировки. См, например: Kanakasabhai, 2010, p. 10; Abraham, 2003; Sakkottai Aiyangar, 1931, p. 6; Rajayyan, 2015, p. 9; Smith, 1999, p. 438; Hanumanthan, 1979; Srinivasa Aiyangar, 2017, p. 9; Ramaswamy, 1997, p. 89; Ramaswamy, 2007, p. 39;
Shu Hirosaka.
Buddhism in Tamilnadu: A New Perspective. — Madras: Institute of Asian Studies, 1989. — P. 3. — 254 p.;
T. R. Sesha Iyengar.
Dravidian India. — Reprint. Originally published: Madras, 1925.. — New Delhi: Asian Educational Services. — P. 55. — 254 p.; A handbook of Kerala / T. Madhava Menon. — Thiruvananthapuram: International School of Dravidian Linguistics, 2000. — Vol. 1. — P. 87. —
ISBN 8185692270
;
(англ.)
// Journal of Tamil Studies. — Tamil Nadu: International Institute of Tamil Studies, 1996. — Iss. 49-50. — P. 191. — ISSN 0022-4855;
K. K. Pillay.
South India and Ceylon. — Madras: University of Madras, 1963. — P. 40. — 200 p.;
M. R. Iyengar.
Some aspects of Kerala and Tamil literature. — Trivandrum: Department of Publications, University of Kerala, 1973. — P. 13. — 178 p.;
S. K. R. Rao, S. Krishna.
The hill-shrine of Veṅgaḍam: art, architecture and āgama of Tirumala temple. — Bangalore: Kalpatharu Research Academy, 1993. — P. 14. — 320 p.;
J. H. Dave.
Immortal India. — Ghaupatty, Bombay: Bharatiya Vidya Bhavan, 1959. — Vol. 1. — P. 173. — 232 p.;
Kamil Zvelebil.
The Earliest Account of the Tamil Academies
(англ.)
// Indo-Iranian Journal : Leiden. — Brill Academic Publishers, 1973. — Vol. 15, iss. 1-3, no. 2. — P. 111. — ISSN 0019-7246;
T. V. Mahalingam.
Early South Indian paleography. — Madras: University of Madras, 1967. — P. 114. — 341 p.;
Simon Casie Chitty.
Chapter 1. Origin and Country of the Tamils // Castes, Customs, Manners and Literature of the Tamils. — New Delhi: Asian Educational Services, 1992. — P. 3. — 148 p. —
ISBN 8120604091
;
Vipul Singh.
The Pearson Indian History Manual: For The UPSC Civil Services Preliminary Examinations. — London, UK: Pearson Education, 2007. — P. 147. — 752 p. —
ISBN 8131717534
;
K.A. N. Sastri.
Sangam literature: its cults and cultures. — Madras: Swathi Publishers, 1972. — P. 13. — 98 p.;
R. K.S. Sastri.
The Tamils: The People, Their History and Culture. — Toronto: Indigo Books, 2005. — P. 3. —
ISBN 8129201127
;
S.S. Shashi.
Encyclopaedia Indica: India, Pakistan, Bangladesh. — New Delhi: Anmol Publication Private Limited, 1996. — Vol. 100. — P. 6. —
ISBN 8170418593
;
K.R. Subramanian.
The Origin of Saivism and its History in the Tamil Land. — New Delhi: Asian Educational Services, 2002. — P. 16. — 88 p. —
ISBN 8120601440
;
M. E. M. Pillai.
Culture of the ancient Cheras : a study in cultural reconstruction. — Kovilpatti: Manjula Publications, 1970. — P. 16. — 300 p.;
M. A. D. Rangaswamy.
Surnames of the Cankam Age : Literary and Tribal. — Madras: University of Madras, 1968. — P. 95.;
P. C. Alexander.
от 9 мая 2016 на
Wayback Machine
. — Annamalainagar: The Registrar, Annamalai University, 1949. — P. 2. — (Annamalai University Historical Series);
K. Meenakshi.
Tolkappiyam and Astadhyayi. — Chennai: International Institute of Tamil Studies, 1997. — P. 7. — 501 p.; The New Encyclopædia Britannica: Macropædia. — Chicago: Encyclopædia Britannica, Inc., 1992. — Vol. 21. — P. 45. —
ISBN 9780852295533
;
M. S. P. Pillai.
A Primer Of Tamil Literature. — Charleston: Nabu Press, 2011. — P. 6. — 236 p. —
ISBN 1245246348
;
Ahmad Aijazuddin.
Geography of the South Asian Subcontinent: Critical Approach: A Critical Approach. — Delhi: Concept Publishing Company, 2009. — P. 88. — 248 p. —
ISBN 8180695689
.
По данным А. Раджайяна, вполне вероятно, что Толкаппияр и Сикандар «не имели сведений о проживании тамилов на острове Ланке» (Rajayyan, 2015).
Отряд археологов из университета Джафны под руководством К. Индрапалы откопал мегалитический могильник в районе Аннайкодая, входящего в состав округа Джафны Шри-Ланки. В одной из могил археологи обнаружили металлическое уплотнение, датированное примерно III веком до нашей эры (Mahadevan, 2002).
Маногран замечает по этому поводу: «…среди историков существует общее согласие касаемо того, что сингальские поселения появились на острове за несколько веков до тамильских» (Manogaran 1987, p. 21-22). И дальше: «…мы можем только предполагать, что к моменту начала заселения сингальцами острова на нём обитали предки современных тамилов» (Manogaran 1987, p. 22).
Джон Холт пишет, что «в древних шри-ланкийских летописях, как и в древних тамильских рукописях, наги представляют собой определённую группу» (Holt, 2011, p. 73). И дальше: «введение в оборот тамильского языка способствовало поглощению нагов крупной здешней этнической группой» (Holt, 2011, p. 74).
Согласно «Манимекалаю», их дочь принцесса Пилливалай имела на острове
интимную связь с древним правителем из династии Чола
. «Манимекалай» представляет собой единственный источник данной информации; в других источниках Килливалаван не упоминается. В ходе внебрачной связи родился принц Тондай Илам Тирайяр, возможно, основатель династии Паллавов, находившейся у власти в Тондайнаду вплоть до IX века (Indrapala, 1969; 14 и 24 главы эпической поэмы «Манимекалай». См. также:
Dr. Siva Thiagarajah.
THE KANTARODAI PERIOD OF ANCIENT JAFFNA 1000 BCE — 500 CE
(англ.)
.
srilankaguardian.org
(7 августа 2010). Дата обращения: 23 июля 2017.
5 июля 2013 года.
).
Примечания
, p. 10.
↑
.
↑
, p. 384.
, p. 11.
Steven G. Darian.
The Ganges in Myth and History. — Motilal Banarsidass, 2010. — P. 93. — 219 p. —
ISBN 8120817613
.
.
.
, p. 6.
, p. 438.
, p. 9.
.
, p. 9.
Iravatham Mahadevan.
(англ.)
.
harappa.com
. Indus Research Centre, Roja Muthiah Research Library, Chennai, India (2009). Дата обращения: 22 июля 2017.
21 августа 2016 года.
В тамильском регионе, судя по первым письменным историческим документам, в состав слоёв вентаров — велиров — велларов входили классы
господ
и
землевладельцев
…
Оригинальный текст
(англ.)
The Ventar — Velir — Vellalar groups constituted the ruling and land-owning classes in the Tamil country since the beginning of recorded history…
W. A. Faiservis.
The Harappan Civilization and Its Writing: A Model for the Decipherment of the Indus Script. — Leiden: Brill Academic Publishers, 1992. — P. 52—53. — 240 p. — (Asian Studies). —
ISBN 9004090665
.
↑
.
Selvister Ponnumuthan.
. — Roma: Editrice Pontificia Università Gregoriana, 1996. — P. 63. — 356 p.
S. Sundararajan.
Ancient Tamil country: its social and economic structure. — New Delhi: Navrang, 1991. — P. 30. — 284 p. —
ISBN 8170130727
.
K. Lakshminarasimhan, Dr. M. Hariharan, Dr. Sharada Gopalam.
Madhura kala. — CBH Publications, 1991. — Vol. Silver Jubilee Commemoration Volume. — P. 141. — 204 p. —
ISBN 8185381143
.
.
, p. 151.
K. V. Raman.
Sri Varadarajaswami Temple, Kanchi: A study of its history, art, and architecture. — Noida, Uttar Pradesh: Abhinav Publications, 2003. — P. 17. — 206 p. —
ISBN 8170170265
.
↑
, p. 85.
Sakkotai Aiyangar.
Ancient India: collected essays on the literary and political history of Southern India. — New Delhi: Asian Educational Services, 2004. — P. 121. — 451 p. —
ISBN 8120618505
.
↑
.
Seminar on Social and Cultural History of Salem District: papers and proceedings. — Salem: Institute of Kongu Studies, 1982. — P. 7. — 278 p.
// The Andaman and Nicobar Islands : Local Gazetteer. — Calcutta: Superintendent of Government Press, 1908. —
С. 167
.
…в великой
Танджорской
надписи 1050 года нашей эры Андаманские острова упоминаются наравне с Никобарскими под переведённым наименованием —
Наккаварам
, или
земля обнажённых людей
.
Оригинальный текст
(англ.)
…in the great Tanjore inscription of 1050 AD, the Andamans are mentioned under a translated name along with the Nicobars, as Nakkavaram or land of the naked people.
, p. 229.
, pp. 19—20.
.
Iravatham Mahadevan.
Ancient Tamil coins from Sri Lanka
(англ.)
// Journal of the Institute of Asian Studies. — 2000. — March (
vol. 17
,
iss. Special issue
,
no. 2
). —
P. 152—154
.
Osmund Bopearachchi.
New archaeological evidence on cultural and commercial relationships between ancient Sri Lanka and Tamil Nadu
(англ.)
// Journal of Interdisciplinary Studies in History and Archaeology. — Allahabad: Centre of Advanced Study, Department of Ancient History, Culture and Archaeology, University of Allahabad, 2004. —
Iss. 1
,
no. 1
.
↑
, p. 45.
(англ.)
.
mahavamsa.org
. Дата обращения: 23 июля 2017.
15 апреля 2013 года.
, p. 30.
, p. 187.
↑
, p. 21.
(англ.)
.
srilankanwiki.com
. Дата обращения: 23 июля 2017. Архивировано из
10 сентября 2012 года.
, p. 73.
N. Parameswaran.
. — Kuala Lumpur, 2000. — 200 p.
Godwin Witane.
(англ.)
// Sunday Observer. — Colombo: Associated Newspapers of Ceylon Limited, 2003. — 21 September.
8 октября 2003 года.
Chelvadurai Manogaran.
. — Chennai: Kumaran Publishers, 2000. — 81 p.
3 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 23 июля 2017. Архивировано 3 марта 2016 года.
14 и 24 главы эпической поэмы «Манимекалай». См. также:
Dr. Siva Thiagarajah.
THE KANTARODAI PERIOD OF ANCIENT JAFFNA 1000 BCE — 500 CE
(англ.)
.
srilankaguardian.org
(7 августа 2010). Дата обращения: 23 июля 2017.
5 июля 2013 года.
Литература
(англ.)
// International Journal of Dravidian Linguistics. — Kerala: University of Kerala: Department of Linguistics, 2001. —
Vol. 30
. —
ISSN
.
Srinivasa Aiyangar.
. — Reprint. Originally published: Madras, 1929. — New Delhi: Asian Educational Services, 2001. — 635 p. —
ISBN 8120601459
.
Shinu A. Abraham.
(англ.)
// Asian Perspectives. — Honolulu: University of Hawaii Press, 2003. —
Vol. 42
,
no. 2
.
Open Boundaries: Jain Communities and Cultures in Indian History / John E. Cort. — Albany: State University of New York Press, 1998. — 264 p. — (S U N Y Series in Hindu Studies).
Srinivasa Aiyangar.
. — London: Forgotten Books, 2017. — 456 p. — (Classic Reprint). —
ISBN 1330493338
.
Sakkottai Krishnaswami Aiyangar.
. — University of Madras, 1931. — 387 p. — (Sir William Meyer lectures).
/ Mahinda Deegalle. — Routledge, 2006. — 296 p. — (Routledge Critical Studies in Buddhism). —
ISBN 0415544416
.
K. R. Hanumanthan.
Untouchability: A historical study up to 1500 A.D. (with special reference to Tamil Nadu). — Koodal, 1979. — 282 p.
John Clifford Holt.
The Sri Lanka Reader: History, Culture, Politics. — Duke University Press Books, 2011. — 792 p. — (The World Readers). —
ISBN 0822349825
.
K. Indrapala.
Early Tamil Settlements in Ceylon
(англ.)
// Journal of the Ceylon Branch of the Royal Asiatic Society. — 1969. —
No. XIII
. —
P. 43—63
.
V. Kanakasabhai.
The Tamils Eighteen Hundred Years Ago. — Nabu Press, 2010. — 304 p. —
ISBN 1141993244
.
Sankaran Krishna.
Postcolonial Insecurities: India, Sri Lanka, and the Question of Nationhood. — University of Minnesota Press, 1999. — 356 p. — (Barrows Lectures). —
ISBN 0816633304
.
Iravatham Mahadevan.
Aryan or Dravidian or Neither? A Study of Recent Attempts to Decipher the Indus Script (1995-2000)
(англ.)
// Electronic Journal of Vedic Studies. — 2002. — 8 March (
vol. VIII
,
iss. 1
,
no. 1
). —
ISSN
.
Chelvadurai Manogaran.
. — Honolulu: University of Hawaii Press, 1987. — 256 p. —
ISBN 082481116X
.
Prof. K. Rajayyan.
Tamilnadu — A Real History. — Ethir Veliyedu, 2015. — 500 p. —
ISBN 9384646334
.
(там.)
Sumathi Ramaswamy.
Passions of the Tongue: Language Devotion in Tamil India, 1891–1970. — University of California Press. — Vol. 1997. — 343 p. — (Studies on the History of Society and Culture). —
ISBN 0520208056
.
Vijaya Ramaswamy.
Historical Dictionary of the Tamils. — Scarecrow Press, 2007. — 448 p. — (Historical Dictionaries of Peoples and Cultures). —
ISBN 0810853795
.
L. K. Reddy.
Sri Lanka: Past & Present. — APH Publishing Corporation, 2003. — 382 p. —
ISBN 8176484490
.
Upinder Singh.
History of Ancient and Early Medeival India: From the Stone Age to the 12th Century. — Pearson Education, 2009. — 704 p. —
ISBN 8131716775
.
Vincent A. Smith.
Early History of India. — Atlantic, 1999. — 524 p. —
ISBN 8171566189
.
Romila Thapar.
. — University of California Press, 2004. — 586 p. —
ISBN 0520242254
.
Dr. Roland Wenzlhuemer.
From Coffee to Tea Cultivation in Ceylon, 1880-1900: An Economic and Social History. — Leiden: Brill Academic Publishers, 2008. — 336 p. — (Brill's Indological Library). —
ISBN 9004163611
.
Kamil V. Zvelebil.
The Smile of Murugan: On Tamil Literature of South India. — Leiden: Brill Academic Publishers, 1997. — 378 p. —
ISBN 9004035915
.
Kamil V. Zvelebil.
Companion studies to the history of Tamil literature. — Leiden, New York: Brill Academic Publishers, 1992. — 291 p. —
ISBN 9004093656
.