Федосеева-Шукшина, Лидия Николаевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Ли́дия Никола́евна Сейфу́ллина ( 22 марта ( 3 апреля ) 1889 — 25 апреля 1954 ) — русская советская писательница и педагог, общественный деятель. Член правления Союза писателей СССР (с 1934 года).
Родилась в селе Варламово Троицкого уезда Оренбургской губернии .
Её отец, Н. Е. Сейфуллин, православный священник татарского происхождения , в молодые годы сам пытался сочинять прозу, сумел опубликовать небольшую повесть «Из мрака к свету». Сочинять Сейфуллина начала с 7 лет, её первый (неоконченный) роман так и назывался — «На заре юности».
Окончила гимназию в Омске . В 17 лет начала работать учителем начальных школ в Оренбурге . В 1907 году отца Сейфуллиной назначают в Орск священником Спасо-Преображенского собора и она переезжает к нему, поступив работать учительницей в городское училище. С 1909 по 1911 годы Сейфуллина пробует себя в качестве драматической актрисы, выступая в театральной труппе в Оренбурге, Ташкенте , Вильно , Владикавказе . Заведовала библиотечной и внешкольной работой уездного земства. В 1917 году Лидия Николаевна Сейфуллина — уездный земский гласный в Орске. Тогда же вступила в партию эсеров , но уже в 1919 году вышла из партии. В 1919—1921 годах работала библиотекарем в Челябинске и писала для организованного ею детского театра.
В 1920 году Сейфуллина учится в Москве на Высших научно-педагогических курсах. С 1921 Сейфуллина — секретарь . Участвовала в работе журнала « Сибирские огни » в Новосибирске . В первом же номере «Сибирских огней» выходит первое произведение Л. Сейфуллиной, повесть «Четыре главы». В газетах, в частности в «Советской правде», печаталась под псевдонимом «Библиотекарь» или инициалами «Л. С.» , «Л. Н.» , «Л. О» .
«Меня сделала писателем сама жизнь. В 20-м году та интеллигенция , которая работала с Советской властью , делала всё, что надо было…
И совершенно так же я сделалась писательницей. Мы все сотрудничали в наших газетах, и каждый писал о том, о чём он мог писать.
Я сотрудничала в страничке женщины и работницы, и так как я внешкольник, то ещё — по вопросам внешкольного образования…»
С 1923 года жила в Москве и Ленинграде. В Москве жила в « Доме писательского кооператива » в Камергерском переулке .
В 1932 году в качестве члена правления Всероссийского союза писателей отказала в пенсии писателю А. С. Грину .
В 1934 году её избирают членом правления Союза писателей СССР .
В 1935 г., когда были арестованы муж и сын Анны Ахматовой , Николай Пунин и Лев Гумилёв , ахматовское письмо к Сталину передали через Сейфуллину и ее мужа, арестованные были освобождены .
21 августа 1936 года в газете «Правда» выходит коллективное письмо писателей « Стереть с лица земли! », подписанное в том числе Л. Н. Сейфуллиной.
В 1936 году государство пожизненно выделяет ей дачу в Переделкино по соседству с дачей Александра Фадеева .
В 1937 году ночью на даче арестовали и вскоре расстреляли её мужа, писателя и литературного критика Валериана Правдухина (в 1956 году реабилитирован посмертно).
Смерть мужа надломила Лидию Сейфуллину, ее литературная карьера закончилась .
Умерла в 1954 году, похоронена на Введенском кладбище (6 уч.) .
Литературную известность получила как автор повестей «Правонарушители» (1922, была переведена и на другие языки), «Перегной» (1923), «Виринея» (1924). Последнюю повесть вместе с мужем переработала в пьесу (1925), которая часто шла на сцене. Художественное мастерство обеспечивало её произведениям особую популярность. Живо и красочно рассказывает Сейфуллина о революции в деревне. Острая классовая борьба, расслоение деревни особенно ярко показаны в «Перегное». Поездки в Турцию (1924) и по Европе (1927) дали материал для её публицистических очерков.
Революция в провинции с её высвобождением стихийного в массах людей — вот что привело Сейфуллину к писательству. Сейфуллина одной из первых запечатлела эти свои наблюдения в художественной форме; она пишет о молодёжи, лишенной корней из-за революции («Правонарушители»), о переменах, происходящих с никчемным крестьянином в выбитой из колеи деревне («Перегной», 1922) или о трагической смерти женщины-крестьянки в послереволюционной смуте («Виринея»). Сейфуллина достигает художественной силы при изображении простых, близких к природе людей; произведения, написанные в городе и о городе, слабы.
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939 .